|
|
|
11.05.2014 Проблемы восприятия и порядка применения налогового законодательства
Диянов Д.М., бакалавр финансов
Что бы я поменял в законодательстве Казахстана? Налоговое законодательство
Почему? Введение. Действующее в РК налоговое законодательство (далее - НЗ) с момента становления Республики не оставалось неизменным и постоянно совершенствовалось, однако помимо общих норм раскрывающих виды, ставки налогов, объектов налогообложения, сроков уплаты и предоставления деклараций НЗ постепенно подстроилось под нужды тех или иных проблемных ситуаций, с которыми сталкивались проблемные секторы экономики страны, также НЗ подстроилось и под социальные проекты для социально уязвимых слоев населения, ныне действующие в целом по Республике. Возникающие проблемы В результате НЗ пестрит различными преференциями, льготами, исключениями и пр. (далее - ИСКЛЮЧЕНИЯ), предоставленных тем или иным группам лиц, как среди юридических, так и среди физических лиц. Подобное в конечном итоге отразилось в целом на НЗ и сделало его очень сложным для восприятия т.к. для определения отдельных положений НЗ (например, в части определения круга лиц) необходимо обращаться в другие сферы законодательства. В результате НЗ по сути не ограничивается только Налоговым кодексом, а выделяется на другие отрасли законодательства. В связи с этим рядовой налогоплательщик (физ. или юр. лицо) всегда при исчислении налогов сталкивается с проблемой восприятия и толкования НЗ (отпускаю также различную судебную и налоговую практику). Стоит также отметить, что подобные ИСКЛЮЧЕНИЯ как правило инициируются профильными государственными органами, которым необходимо решать внутренние вопросы отрасли, которые они курируют. Однако их участие, как правило ограничивается только инициированием тех или иных поправок в НЗ. Профильные государственные органы не контролируют и не участвуют в дальнейшей судьбе предоставленных ИСКЛЮЧЕНИЙ, оставляя указанный вопрос на откуп налогоплательщикам и налоговым органам, которые преследуют прямо противоположенные цели. Как следствие в некоторых случаях предоставленными ИСКЛЮЧЕНИЯМИ пользуются большая группа лиц чем, планировал инициирующий орган т.к. налоговые органы не могут ограничивать количество лиц, либо ИСКЛЮЧЕНИЯ не доходят до тех лиц на кого они были направлены. Предложения: 1. Исключить в НЗ предоставленные льготы, преференции и исключений; 2. Вместо ИСКЛЮЧЕНИЙ ввести предоставление адресных субсидий от государства; 3. Поручить отраслевым государственным органам контролировать получение и выделение необходимых субсидий. Что это даст стране? Выделение Исключений из налогового законодательства позволит налогоплательщикам более четко понимать налоговое законодательство, которое будет определять только: налогоплательщиков, объект налогообложения, ставку и срок уплаты, а не бесконечное количество ИСКЛЮЧЕНИЙ, четко определять СВОЮ налоговую нагрузку, государству позволит четко определять количество налоговых поступлений и субсидий. Еще одним преимуществом является возможность государства посредством субсидий своевременно ограничивать и увеличивать поддержку тех или иных отраслей экономики РК, создаст контроль выделения субсидий от государственных органов которые будут курировать соответствующую отрасль экономики РК.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |