|
|
|
Надежный способ избавить наши дворы и улицы от мусора за один год
Жанашев М.С., юрист
То, что я хочу изменить в законодательстве Казахстана, поможет всем нашим гражданам, и лично Вам, дорогой читатель, жить и работать в чистом и красивом городе уже завтра. Все мы хотели бы иметь возможность присесть на газон и не видеть рядом с собой окурок, бутылку от Кока-Колы или плевок, но сейчас сделать это почти невозможно. Моя мама рассказывала, что когда она была маленькая, то они с подружками могли пить из арыков, настолько чистой была в них вода. Сегодня, к сожалению, пить воду из арыков, весьма опасно. В конце данной работы имеются фотографии, на которых видно, в каком состоянии сейчас находятся улицы и арыки. Проблемы с мусором есть не только во дворах. В весьма плачевном состоянии находятся прилегающие территории многих государственных органов. На фотографии в конце работы запечатлена лавочка, возле АвтоЦОНа г. Алматы. В таком состоянии не только дорога возле лавочки, но еще и все газоны, подходы и подъезды. Актуальность и важность поставленных и решаемых проблем: Прочитав первые абзацы, Вы возможно подумаете, что в этой части законодательство уже предусматривает ответственность, ведь есть даже прецеденты, когда людей подвергали административному аресту на несколько суток, за брошенный окурок. И это действительно так, но не совсем… Готовя данную работу, я внимательно и досконально изучил Кодекс Республики Казахстан об административных нарушениях (далее «КоАП») на предмет ответственности за оставление окурков, семечек и прочего мусора. Возможно, Вам будет интересно и удивительно узнать, что КоАП, предусматривает ответственность за «Выброс мусора и иных предметов за борт судна» (ст. 455) и за «Выброс мусора и иных предметов из окон и дверей вагонов поездов» (ст. 440),но не предусматривает прямую ответственность за выброс мусора во дворах на улицах городов. КоАП не содержит ответственности даже за выброс мусора из окон автомашин или многоэтажных жилых домов. Ответственность за выброс мусора, в настоящее время «натягивается за уши» по статье 330 «Мелкое хулиганство» КоАП РК. Эта статья гласит: мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, загрязнение мест общего пользования, в том числе выброс коммунальных отходов в неустановленных местах, и другие подобные действия, влечет штраф в размере от трех до десяти МРП. Здесь, очень важно то, что с юридической точки зрения, полицейские фактически лишены возможности оперативно привлечь нарушителей к ответственности. Почему? - возможно спросите Вы. Во первых, потому, что данная статья общая: она не выделяет и не квалифицирует именно выброс окурков, пластиковых бутылок и пакетов, а также иных мелких бытовых отходов. Во вторых, привлечь к ответственности нарушителя по статье 330 КоАП РК, может только Административный суд.Полицейский не вправе привлечь нарушителя к ответственности по этой статье, он вправе лишь зафиксировать факт нарушения надлежащим образом и передать дело на рассмотрение соответствующего суда. Именно из-за этих пробелов в законодательстве, наши улицы сейчас усеяны окурками, фантиками и пластиковыми бутылками. Если оставить данный факт без внимания, то вполне возможно, что в очень скоро, коммунальные службы наших городов уже не смогут справиться с постоянно растущим объемом мусора, появляющимся на улицах. Разбросанный всюду мусор и беспорядок влекут за собой не только распространение болезней и вирусов, но еще и толкают к общему падению культуры народа.
Уровень и глубина осмысления ситуации, сложившейся в современном казахстанском законодательстве: Будучи ярым сторонником порядка, я сотни раз становился свидетелем того, как мои соседи, знакомые и даже друзья, могут с равнодушным видом бросить сигарету или пластиковую бутылку в арык или себе же под ноги. В данном случае проблема существует не только в законодательстве, но еще и в сознании людей. Мало кто понимает, как много вреда мусором наносится природе, экологии и просто эстетике нашей страны. Что конкретно нужно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему: Во первых, необходимо максимально упростить процедуру привлечения нарушителей к ответственности, причем для того, чтобы сделать это, нужно внести изменение лишь в одну статью КоАП РК.
Во вторых, необходимо добавить в КоАП РК соответствующие специальные нормы, в которых выделить рассматриваемые нарушения в отдельный подвид. В частности, можно внести дополнения в главу 21. «Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность и здоровье населения». Возможно, следует добавить статьи, которые могли бы выглядеть следующим образом: Статья 312-1 «Выброс мусора в неустановленном месте»
1. Выброс окурков, бутылок, пакетов и прочего подобного мусора на тротуарах, во дворах, дорогах общего пользования и в других местах, вне мест, специально предназначенных для этого (мусорные урны, мусорные баки и др.), - влечет штраф в размере до двух месячных расчетных показателей. 2. Те же деяния, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут штраф в размере от двух до пяти месячных расчетных показателей.
Статья 312-2 «Выброс мусора из окон жилого дома»
1. Выброс окурков, бутылок, пакетов и прочего подобного мусора из окон одноквартирных или многоквартирных жилых домов, а равно из окон автомобилей, - влечет штраф в размере до двух месячных расчетных показателей. 2. Те же деяния, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут штраф в размере от двух до пяти месячных расчетных показателей.
Повторюсь, что очень важным элементом в данном случае является подведомственность дел об административных правонарушениях именно органам внутренних дел, но не судам. Суть заключается в том, что на практике очень сложно привлечь к ответственности большое число нарушителей в судебном порядке. В данном случае по аналогии можно применить порядок привлечения к ответственности водителей автомашин, нарушивших скоростной режим. Т.е., для привлечения нарушителей к ответственности за данный вид нарушения должно быть достаточно составления уполномоченным лицом, административного протокола. Для этого, необходимо будет дополнить статьи 636 (Должностные лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях) и 543 (Органы внутренних дел (полиция)) КоАП, ссылками на соответствующие добавленные в КоАП нормы (ст. ст. 312-1 и 312-2).
Реалистичность данного проекта является очень высокой, так как в Республике Казахстан, за последние годы уже реализованы другие, намного более сложные законопроекты. Так, почти все автомобили были лишены тонировки передних боковых стекол, все водители приучены к использованию ремней безопасности, и этот список побед наших законодательных и исполнительных органов растет неуклонно. При надлежащем, уже налаженном внедрении вышеуказанных норм в законодательство РК, уровень засорённости улиц страны будет значительно снижен в кратчайшие сроки. Также, по мере привыкания населения к ответственности за нововведенные правонарушения, можно и нужно будет планомерно повышать размер штрафов. Все вышеуказанные доводы находятся в полном соответствии с конституцией и нормами КоАП РК.
Наличие в работе предложений по повышению правовой культуры современного казахстанского общества: Введение вышеуказанных норм скажется не только лишь на улучшении экологии населенных пунктов, но еще и увеличит правосознание граждан. Если человек будет бояться бросить окурок на землю, то вероятность того, что он совершит уголовное преступление вообще сходит на нет. Лично я не являюсь сторонником «закручивания болтов», но изложенное выше, реально нужно всем нам, ведь со многими по другому договориться не удастя… Внизу, прикреплены изображения, которые однозначно доказывают несовершенство законодательства, как минимум в части исполнения.
Те, кто считают, что КоАП итак совершенен, возможно, изменят свое мнение, когда увидят фотографии, представленные ниже:
Арык слева заполнен мусором в основном, «благодаря» студентам Академии КазГАСА
Сверху на фото детская песочница, в которой окурков и пачек от сигарет, возможно даже больше чем песка Слева вход во двор жилого дома, по которому можно четко увидеть уровень совершенства законодательства на сегодняшний день
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |