|
|
|
Профессия педагог: рутина или творческий поиск?..
Артюшина И.А., педагог
Образование - это инвестиции в будущее страны. А кто формирует это будущее в нашем с вами настоящем? Педагог. А каков статус его в современной жизни? Почему? Вопрос грустно-риторический… Работа педагога состоит не только из парадно-наградной стороны в виде результативного участия в конкурсах «Лучший учитель года» и отметки заслуг к профессиональному празднику. Труд педагога - это ежедневная, кропотливая работе с детьми, их родителями, взаимодействие с коллегами, администрацией, контролирующими инстанциями, работа над самим собой, и, зачастую, к сожалению, деятельность, выходящая за рамки рабочего времени и обозначенных должностных обязанностей. Не случайно педагоги так подвержены риску синдрома профессионального выгорания, как представители профессии в системе «человек-человек». Что нужно сделать, по моему мнению, чтобы способствовать улучшению профессиональной деятельности педагогов? Предлагаю следующие изменения и дополнения: 1. Закон об Образовании глава 2 Управление системой образования Статья 5 Компетенция уполномоченного органа в области образования Уполномоченный орган в области образования имеет следующие полномочия: статью дополнить пунктом следующего содержания: разрабатывает и утверждает перечень необходимой обязательной документации для каждой категории педагогических работников. Примечание. В данной статье или в отдельном соответствующем документе должны быть обозначены сроки, формы предоставления документации, адресат, виды документации.Данный перечень должен быть составлен с позиции разумной целесообразности, педагог имеет право не представлять документацию, выходящую за пределы данного перечня. Что это даст: избавит педагога от ненужной ситуативной бумаготворческой деятельности, время будет использовано для решения непосредственных профессиональных задач. Четко обозначенные сроки сдачи документации позволят педагогам равномерно распределить нагрузку по ее заполнению в течение года. 2. Закон об Образовании глава 9 статья 64 Развитие материально-технической базы организаций образования дополнить: На развитие материально-технической базы кабинета, группы, класса каждому педагогу всех уровней образования видов и типов организаций образования выделяется ежемесячно средства в размере 1 МРП. Примечание. В данной статье или в соответствующем отдельном документе должно быть обозначено, что средства могут быть израсходованы на приобретение методической литературы, дидактических пособий, игр или их изготовление, канцелярские принадлежности, необходимые конкретному педагогу для осуществления им образовательно-воспитательного процесса. Приоритетность приобретения необходимых дидактических средств определяется педагогом самостоятельно, педагог может приобретать ежемесячно или одномоментно накопительно. Что это даст: обновление и расширение перечня используемых дидактических материалов, повышение мотивации воспитанников и учащихся в образовательно-воспитательном процессе, возможность планирования приобретения дидактических средств за счет целевого поступления без поиска других внебюджетных источников финансирования. 3. Закон об Образовании глава 7 ст.51 Права и обязанность педагогического работника п. 4 Текущая формулировка: Не допускается привлечение педагогических работников к видам работ, не связанным с выполнением ими своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. Дополнить: Педагогические работники, виде исключения, могут быть привлечены к педагогической деятельности непосредственно не связанной с их должностными обязанностями, закрепленными в соответствующих законодательных актах, только с их личного согласия, при условии дополнительных договорных условий оплаты труда по согласованию с профсоюзной организацией. Доплаты должны осуществляться с учетом времени, затраченного педагогом на определенный вид педагогической деятельности, не входящей в его профессиональные должностные обязанности, заработной платы педагога, его квалификационной категории, стажа и других соответствующих доплат. 4. Закон об Образовании глава 7 Статья 52. Система оплаты труда работников организаций образования п.7 Текущая формулировка: П. 7. Нормативная учебная нагрузка в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс в государственных организациях образования, устанавливается: 1) 18 часов: для организаций начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования; для организаций дополнительного образования обучающихся и воспитанников; для специализированных и специальных организаций образования; 2) 24 часов: для дошкольных организаций и предшкольных групп дошкольного воспитания и обучения и предшкольных классов организаций образования; для детских юношеских спортивных организаций образования; 3) 30 часов для воспитателей интернатных организаций, лагерей отдыха, общежитий организаций технического и профессионального, послесреднего образования; 4) 25 часов для воспитателей специальных организаций образования и организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Изложить в следующей редакции: п 7. Нормативная учебная нагрузка в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс в государственных организациях образования, устанавливается: 1) 18 часов: для организаций начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования; для организаций дополнительного образования обучающихся и воспитанников; для специализированных и специальных организаций образования; для инклюзивных дошкольных и школьных организаций, предназначенных для совместного воспитания детей с ограниченными возможностями и нормально развивающихся детей; 2) 24 часов: для дошкольных организаций и предшкольных групп дошкольного воспитания и обучения и предшкольных классов организаций образования; для детских юношеских спортивных организаций образования; 3) 30 часов для воспитателей интернатных организаций, лагерей отдыха, общежитий организаций технического профессионального, послесреднего образования; 4) 25 часов для воспитателей специальных организаций образования и организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Что это даст: данное дополнение более полно и точно отражает специфику работы в вышеуказанных организациях, т.к. в образовательно-воспитательном процессе в специальных и инклюзивных организациях дошкольного и школьного образования участвуют специалисты различного профиля, решающие коррекционно-развивающие задачи, позволяющие детям усваивать государственный общеобязательный стандарт образования. 5. Закон об Образовании Статья 52 Система оплаты труда работников организаций образования п.7 В п.7 Текущая формулировка: Продолжительность рабочего времени работников организаций образования, для которых не установлена нормативная учебная нагрузка, устанавливается в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан. Изложить в следующей редакции: Продолжительность рабочего времени работников организаций образования, для которых не установлена нормативная учебная нагрузка, устанавливается по согласованию с администрацией организации образовании с соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан. 6. Закон об образовании Глава 2 Управление системой образования статья 4 п.11, а также Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 77 Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц Необходимо дополнить соответствующим законодательным актом об утверждении типовых штатов для всех организаций (дошкольных и школьных, специальных и инклюзивных), оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями всех категорий. Примечание. В данном законодательном акте должны быть обозначено количество штатных единиц, наполняемость групп для коррекционных занятий для каждого специалиста конкретной организации образования для детей с ограниченными возможностями (для детей с нарушением зрения, слуха, интеллекта речи, опорно-двигательного аппарата, инклюзивных организаций дошкольного и школьного образования). Т.к. организациями оказывается комплексная медико-педагогическая помощь, необходимо обратить внимание, что в данных организациях работаю специалисты медицинского профиля: врачи, специальные медицинские сестры, нагрузка должна быть определена и для этих категорий сотрудников. Что даст: четкое регламентация нагрузки, обозначение всех участников, осуществляющих коррекционно-восстановительный процесс в конкретной организации в едином нормативном документе. 7. Для выполнения обязанностей обозначенных в Законе об образовании Главе 7 Статус педагогического работника ст. 51 п.3, педагогическому работнику необходимо действенно обеспечить: возможность всем педагогам, в том числе дошкольного и специального образования, реализующих ГОСО, прохождения многоуровневой системы повышения квалификации на базе акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», а также на базе автономной организации образования «Назарбаев интеллектуальные школы» в центре педагогического мастерства, где по окончании курсовой подготовки и сдачи квалификационного экзамена педагогу будет вручен соответствующий сертификат в соответствии с градацией курсов - 1-, 2-, 3-его уровней, которые будут влиять на оплату труда. Что это даст: последующее введение в образовательно-воспитательный процесс новых образовательных технологий на всех уровнях образования, соблюдение равных прав и предоставляемых возможностей для повышения квалификации педагогам организаций разных типов и видов.
8. Для повышения правовой компетентности всех педагогов и поощрения законотворческой инициативы, ответственности: 1. Необходимо создавать творческие группы из опытных творческих работающих педагогов с последующей передачей инициатив, проектов, разработанных группой, в соответствующие вышестоящие инстанции. Группа официально и добровольно, создается и выступает с определенной инициативой, проектом, деятельность творческой группы обязательно материально поощряется. 2. Обязательно обозначать на соответствующих ресурсах статус того или иного проекта законодательного акта: на рассмотрении, на согласовании, на подписании, на утверждении, в разработке, с указанием конкретной даты окончания того или иного действия и отслеживанием соблюдения указанных сроков.
Возможно, некоторые предлагаемые пункты, специалистам с юридическим и экономическим образованием, покажутся излишне детальными и узкопрофильными, но, мне кажется, что в такой важной сфере, как образование, важно учесть все нюансы, чтобы сделать работу педагогов не рутинной, а оптимально профессионально комфортной, творческой и позволить им сосредоточиться на выполнении непосредственных профессиональных задач.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |