|
|
|
Законодательный запрет на плевки в общественных местах
Мизинбаева Б.К., юрист
Казахстан в ближайший период ждут два крупных международных мероприятия, «Expo-2017» в Астане и Всемирная «Универсиада-2017» в Алматы. В связи с этим, ожидается наплыв большого количества гостей и туристов из разных стран мира. Это станет отличным способом познакомить мир с нашей страной и продемонстрировать ее всем с самых лучших сторон. Что непременно сформирует определенный имидж о Казахстане у каждого иностранца. Впечатление о Казахстане складывается, как правило, очень хорошее. Этому есть много предпосылок: прекрасная природа, радушие и гостеприимство людей, яркое культурное разнообразие, высокий уровень современного развития страны и пр. К сожалению, есть одна общая нехорошая черта у нашего населения, которая многим сможет испортить самое положительное представление о нашей стране и гражданах, ее населяющих. Она объединяет собой абсолютно все города и села, улицы и дворы, и почти всё мужское население. Это даже не черта, а скорее - отвратительная привычка, привычка плеваться. Наши люди плюют под ноги и себе и рядом идущим, гуляющим детям и старикам. Плюют везде: в красивых парках, скверах, возле исторических памятников, на детских площадках, даже возле мечетей и храмов. И, сморкаются, прямо тут же, на улице, невзирая ни на что. Но как можно так себя не уважать: в наше цивилизованное время, с наличием, специально-отведенных для этого, санитарных мест или средств, выполнять часть своего гигиенического туалета прямо на улице, на глазах у других людей? Это неуважение и к другим горожанам. Предлагаю последовать примеру соседнего Китая, с населением которого мы оказались очень схожи, где за год до Олимпиады в Пекине 2008 года, вышел строгий закон, запрещающий плевать в общественных местах. Они почти справились. Это в миллиардной стране. Там дополнительно ввели санкции и на нарушение очередей ожидания, т.к. население часто их игнорировало и пыталось пролезть везде в обход, создавая хаос и давки. Призываю раз и навсегда отучить наших людей от этой неприглядной привычки. Ради нас самих, облика наших тротуаров и воспитанности в глазах наших гостей, что тоже немаловажно, ведь мы, как хозяева, демонстрируем этим уровень самоуважения. Предлагаю законодательно запретить это хотя бы в общественных местах, с наложением очень больших штрафов при задержании. Наравне с патрульными административной полиции, создать группы граждан, вроде временных наемных дружин. Одновременно вести воспитательную и разъяснительную информационную агитацию, с целью формирования нового отношения людей к этому. Привлекая к пропаганде многих известных личностей, которые через свой авторитет смогут донести до граждан и привить им любовь к своей бесценной земле, нелегко доставшейся нашим предкам Также, можно использовать обращения к гражданам представителей традиционных религий, в учениях которых всегда подчеркивается важность и обязательность чистоты человека во всем абсолютно, о чем многие даже не знали, причисляя себя к приверженцам этих верований. Нужно сформировать в обществе нетерпимость, резкое критическое неприятие к этой позорной некультурной привычке, в том числе в среде молодежи, учащихся всех заведений. Желательно бы, по максимуму, отучить людей засорять природные зоны отдыха. Но это гораздо сложнее, и отдельная серьезная тема. Наши предки оставили для нас чистыми все бескрайние степи, горы, реки и водоемы, а мы своим потомкам что оставим? Мы не ценим наши огромные земли. Если бы мы проживали как японцы на маленьких островках, с высокой плотностью, то наверняка исповедовали бы такое же бережное и даже трепетное отношение к родной природе. Или взять любовь граждан Скандинавских стран к своей природе. Нам следует брать лучшие примеры на заметку, их механизмы, их законы. Надеюсь, все жители Казахстана отнесутся к этому серьезно и участливо. Если это заработает, то все начнут ощущать эффект и станут стараться поддержать его. И может у многих возникнет желание как-то еще дополнительно облагораживать и украшать улицы своих районов, сел и городов. Не думаю, что казахстанцы готовы признаться в том, что мы менее патриотичны граждан того же соседнего Китая. Пора доказать самим себе и другим, что мы не верблюды, в конце концов.
2. Некоторые решения для коррумпированной системы образования.
Предлагаю не очередные «реформы» в образовании, от которых все действительно устали. Потому что они непременно предполагали огромные первоначальные затраты на закупку и установку чего-то, что потом забрасывалось, и приводило лишь к потере денег. Которые лишь усложняли работу педагогам, увеличивая их нагрузку и ответственность, а сами основы системы и множественные коррупциогенные факторы всегда оставляли незыблемыми. Я предлагаю кардинальную перестройку направлений. Коррупция повсеместна. И она так же активно процветает и в учреждениях, предназначенных, по сути, исключительно для детей. В детских садах и школах. Ставки конечно не те, зато охват почти 100%-й, почти поголовное нелицеприятное мелкое мздоимство, как с родителей, так и с простых педагогов, по крайней мере по г.Алматы, которое затем формируется в огромные суммы. Это знают все, без исключения. Педагоги бесправны и вынуждены молчать. На их, и без того, небольшие оклады налагают сверху навязанные обременения в виде подписки на периодику, билетов на разные детские мероприятия, которые они потом вынуждены самостоятельно реализовывать детям, унижая свое достоинство. Для них существуют строгие негласные штрафы в пользу администрации за любую провинность. Родители, из которых, можно сказать, каждый первый столкнулся с этим хоть раз, еще иногда возмущаются. Но заявить об этом открыто могут, пожалуй, лишь единицы из тысячи. Остальные откажутся. Потому что небезосновательное беспокойство за собственных детей в этих учреждениях, делает потом родителей такими же безвольными и зависимыми. Потому что так умело там выстроена административная система, очень и очень закрытая для посторонних. Закон гарантирует получение бесплатного среднего образования. Но в результате системы негласных поборов, добровольно-принудительных, такое образование выходит наполовину платным. И, несмотря на то, что в местном бюджете заложены огромные средства на материально-техническую и методическую базы этих учреждений, по факту многие пункты из этого оплачиваются из кармана тех же родителей и педагогов. Не сложно догадаться, куда тогда уходят официальные баснословные деньги, и на каком уровне это происходит. Состояние отрасли образования, правила, по которым она существует - это показатель цивилизованности правовых отношений и процессов в обществе, в котором всё взаимосвязано. И если в стране высокий уровень коррупции, то и образовательная система, следовательно, достаточно коррумпирована. Но за абсолютно любой системой, как известно, всегда стоят кадры, конечные конкретные люди, группы лиц. Образование - не исключение. Здесь это работает тоже, скорее сверху вниз. Как и в других государственных системах. Нужно всему дать наконец правильную оценку. Если средства, предназначенные для наших с вами детей, на их развитие, присваивает в огромных размерах определенный круг лиц, значит они целенаправленно тормозят развитие страны, отдаляя ее благополучие. Тем самым они сознательно вредят стране и ее народу. Поэтому нужно найти способ неизбежно наказывать таких лиц за анти-патриотичность, и исполнителей и тех, кто за этим стоит. Такие чиновники на местах, не желающие меняться, противоречат посланию Президента страны Н.Назарбаева, постоянно в своих выступлениях акцентирующего внимание на необходимости поднятия уровня сферы образования в общем, во всех аспектах, по всем критериям. Поскольку это основа основ для последующего формирования подрастающего поколения в полноценных граждан страны. Это база для дальнейшего наилучшего развития и функционирования всех областей жизни в государстве. Но благодаря «стараниям» таких чиновников, вся наша система образования так и будет топтаться на месте и останется такой же коррумпированной. Тогда Казахстану и к 2070 году не попасть даже в 50-ку развитых стран мира.
Я вижу 4 способа кардинальных изменений для этой системы:
1) Нужно менять людей, почаще или полностью, например, в городских управлениях образования, руководители которых назначаются согласно «Закона об образовании» местными органами исполнительной власти, и назначаются, как правило, надолго, т.к. норма не оговаривает максимальные сроки. Находясь долго на таком важном посту, обладая почти безграничными полномочиями, человек, конечно, успеет наладить всё под себя: от нужных норм, до приближенного окружения. И стиль его управления со временем станет почти авторитарным 2) Нужно сделать прозрачным и подотчетным образовательный бюджет, для конечных потребителей образовательных услуг (родителей и учащихся), в общедоступном формате. На сайтах тех же акиматов размещать: сколько конкретно средств было выделено тому или иному конкретному учреждению, на что, согласно какого решения, каким числом. И затем отчет, сколько израсходовано, каким заказчикам, на приобретение каких товаров и услуг, с перекрестным документальным подтверждением от последних. Люди должны знать конкретные цифры и сопоставлять их с конечным увиденным результатом. Так хоть частично можно будет отследить движение средств и их целевое использование. 3) Нужно поменять форму назначения первых должностных лиц от образования, в ведомствах и учреждениях, начиная с уровня городов и ниже. Сделав назначение выборным снизу вверх, для директоров и заведующих. А сами главы районных и городского управлений образования избирались бы, соответственно этими самыми заведующими и директорами, из нескольких претендентов, в т.ч. из коллег, тоже на строго оговоренный срок, с возможностью выразить недоверие и освободить от должности. А иначе нынешняя бессрочная властная система так и будет и дальше оказывать давление ниже. И своими многочисленными проверками и крупными штрафами будет и дальше вынуждать руководителей учреждений заниматься поборами ниже, которые в итоге берутся снова из карманов всё тех же учителей и родителей. 4) Возможно один из самых действенных методов, способный сломать сложившиеся методы и устоявшиеся стереотипы в этой системе, и помочь сделать заметный рывок вперед. Нужно, в качестве эксперимента, пригласить на определенный срок, например, на 4 года, для городов Астаны и Алматы, по специальной программе и соглашениям, на должность начальников городских управлений образования и их заместителей, группу первоклассных иностранных специалистов и управленцев от образования, из 2-3 передовых стран, на основе очень конкурентной оплаты. Они передадут нам свой практический опыт. По примеру «Назарбаев Интеллектуальные Школы». И завтра, эти два ведущих города страны, будут, в качестве примера, способствовать распространению новых концепций управления в образовании и своих достижений на все города Казахстана. А пока, из-за таких «закоренелых» кадров от образования, наши дети с ранних лет растут с лояльным отношением к коррупции. Порой это совершается открыто, на их глазах. К студенческим годам они уже совершенно спокойно к этому относятся, пытаясь самостоятельно «договориться» и «купить» от оценки, зачета, до медицинской справки. Что посеешь - то и пожнешь. Это как привитый иммунитет. И бороться потом со взрослыми коррупционерами, со сформированными самостоятельными личностями - по крайней мере бесполезно, а то и глупо. Нужно было закладывать это с раннего детства. В нынешнем положении есть и огромная вина самих родителей. Они - часть той самой системы. Все происходит с их молчаливого согласия. Все, кто сегодня молчит об этом, ради своих детей, должны понять, что тем самым они оказываются «медвежью услугу» своим же детям в завтрашнем дне, лишая их шанса на лучшее будущее. А значит, сознательно вредят своим детям. Но выросшие дети завтра спросят за это не кого-то, а своих родителей. И будут правы. Родители, несмотря на свою численность и силу в лице взрослых, грамотных, образованных людей, преждевременно расписались в своей беспомощности. Я считаю это ленью и равнодушием. Ведь они еще не знают, что может сделать их сплоченность. Если в других странах смогли достичь полноправного и честного партнерства всех сторон в образовании детей, то и мы сможем. Нужно просто чуть больше уважения к самим себе и своему самому ценному - к своим детям.
3. Общее, против коррупции, для всех ответственных государственных лиц, всех госструктур:
1) Следует официально признать один важный момент, и придать этим выводам окончательную законную форму, что давно уже и единогласно требуют обычные граждане. А именно то, что все высшие чиновники госаппарата - это однозначно публичные люди, и занимаемые ими должности и позиции, это, как правило, их сознательный выбор. Согласие на занятие высоких государственных постов - это их добровольное решение. Это то, чего они, в большинстве своем, желали, и к чему они сами и стремились. Поэтому, следует, наконец, разрешить и узаконить, но только в случаях явного наличия противоправного либо недостойного поведения с их стороны, вести негласную фото-видеосъемку за ними в общественных местах, со свободным её размещением в открытом доступе, без их согласия. Я считаю, что это будут не такие большие потери и жертвы с их стороны, в обмен на закрепленные за ними, исключительные широкие полномочия, решать судьбы миллионов и определять жизнь всей страны. Если за ними так пристально следить повсеместно, то их это обязательно самодисциплинирует, и пойдет на пользу не только стране, но так же им самим. 2) Запретить им вообще покидать территорию страны в течение полугода сразу после прекращения своих полномочий, и запретить выезжать на ПМЖ в другие страны в течение 3 лет после прекращения полномочий. Достаточно случаев, что чиновники, только вчера, едва сложив свои полномочия, сегодня уже успевают покинуть пределы Республики, со всеми своими активами и семьей. Это наталкивает население на определенные умозаключения, что чиновник на занимаемом посту служил не народу, а работал на себя, и ему есть за что бояться и что спасать. Это еще больше усиливает недоверие граждан ко всему госаппарату. 3) Запретить им обучать своих детей в странах дальнего зарубежья на весь срок своих полномочий. Поскольку в этом случае не совсем верно с их стороны активно призывать к патриотизму народ страны, особенно подрастающее поколение. Трудно быть в состоянии принимать в высоких ведомствах нужные, продуманные и своевременные меры, способствующие улучшению качества жизни молодежи, особенно в части образования и трудоустройства, в т.ч. для сельской местности, когда собственные дети обучаются в дорогих престижных учебных заведениях передовых стран, и, как известно, не испытывают никаких финансовых проблем. А поскольку они обучаются, не по стипендии «Болашак», то их возврат на Родину, часто маловероятен. Следовательно, и многие интересы и планы их родителей - наших чиновников - лежат точно не в периметре Казахстана. Это должно стать обязательным пунктом в декларации о доходах. -
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |