|
|
|
Всем детям пособия до 18 лет!
Улпан Талап, юрист
ПОЧЕМУ: Безопасное и устойчивое развитие любой страны зависит не только от динамики политических, экономических, социальных и экологических процессов, но и от динамики демографического развития. Республика Казахстан занимает девятое место в мире по площади своей территории, однако, несмотря на несметные богатства, огромные просторы и экономические успехи, остается одной из самых малонаселенных стран (6,3 человека на один квадратный километр, 184-е место по плотности населения). В свое время европейские страны не придавали должного внимания демографическим процессам, поэтому сейчас переживают всеобщий процесс старения. В настоящее время в ряде стран увеличение численности населения происходит за счет стимулирования рождаемости через выплаты дополнительных детских пособий (см. таблицу). Таблица
В Казахстане же на детей выплачиваются следующие виды пособий: до достижения одного года; специальные государственные пособия семьям, имеющих 4 и более несовершеннолетних детей в размере 7705 тенге; ежемесячное пособие на ребенка до 18 лет, которое составляет 1852 тенге, которое назначается при доходе семьи ниже прожиточного минимума.
ПРЕДЛАГАЮ: Одной их самых актуальных задач Казахстана является проведение эффективной демографической политики, направленной на деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить и увеличить тенденции динамики его численности и структуру. Казахстан является страной, где основным приоритетом в демографической политике является стимулирование рождаемости. Поэтому предлагаемое мною изменение в законодательство выражается в проведении государственной социальной политики в области демографии, а именно во введении пособий на детей до достижения ими совершеннолетия (18 лет), выплачиваемых независимо от среднедушевого дохода семьи.
ДЛЯ ЭТОГО Я БЫ ПОМЕНЯЛА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КАЗАХСТАНА СЛЕДУЮЩЕЕ В Закон Республики Казахстан от 28 июня 2005 года «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» внести следующие изменения и дополнения: 1)в статье 4: подпункт 3) пункта 1 изложить в следующей редакции: «3)пособия на детей независимо от случаев, когда среднедушевой доход семьи ниже стоимости продовольственной корзины.»; пункт2 исключить; 2)в статье 9: пункт 2 изложить в следующей редакции: «2. Пособие на детей назначается со дня рождения ребенка по достижении им восемнадцати лет без учета среднедушевого дохода семьи и выплачивается ежемесячно с месяца обращения.»; пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Пособие на усыновленных (удочеренных), а также взятых под опеку (попечительство) детей, назначается со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении) или со дня принятия решения об установлении опеки (попечительства).»; пункт 4 исключить; 2) в статье 10: пункт 2) изложить в следующей редакции: «2) пособие по уходу: на первого ребенка - 5,76 месячного расчетного показателя; на второго ребенка - 6,81 месячного расчетного показателя; на третьего ребенка - 7,85 месячного расчетного показателя; на четвертого и более ребенка - 8,90 месячного расчетного показателя;»; абзац первый подпункта 4) изложить в следующей редакции: «Пособия, указанные в подпунктах 1), 2) настоящего пункта, выплачиваются с учетом изменения размера месячного расчетного показателя, пособие, указанное в подпункте 3) настоящего пункта, - с учетом изменения величины прожиточного минимума, а пособие, указанное в подпункте 4) настоящего пункта, - с учетом изменения минимального размера заработной платы, устанавливаемых на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.».
ЧТО ЭТО ДАСТ СТРАНЕ? 1. В стране качественно улучшится демографическая картина, в котором будет расти молодое поколение здоровых, образованных, воспитанных, творческих, спортивных людей. 2.Предлагаемая в законопроект социальная поддержка семей, имеющих детей, предусматривает дополнительные меры социальной защиты материнства и детства, потому что с мизерными пособиями и отсутствием каких-либо гарантий от государства сталкиваются практически все многодетные семьи в Казахстане. 3. Когда государство заботится о детях, оно заботится о своем будущем. Воспитание детей - это огромные инвестиции в будущее, и не надо отводить это направление на второстепенный уровень, вкладывать по остаточному методу. Будущее поколение - это наши дети, необходимо поднимать общий уровень общественного понимания, культуру развития общества и именно от детей необходимо начать планомерное и всеохватывающие реформирование системы заботы о благосостоянии нашего народа. 4. Пособие на детей до достижения 18 лет независимо от среднедушевого дохода семьи позволит значительной части малообеспеченных семей с детьми вырваться из круга бедности и обеспечить необходимые условия для образования, развития и воспитания детей. 5. Исключение учета среднедушевого дохода семьи при выплате пособий на детей искоренит дискриминацию в отношении лиц, кто старается зарабатывать больше для своей семьи. 6. Выплата семьям пособий на каждого ребенка в размере прожиточного минимума позволит им распоряжаться этими деньгами на дополнительное образование, развитие и воспитание своих детей (различные творческие кружки, спортивные секции, иностранные языки). 7. Огромные суммы, выплачиваемые в виде пособий, вновь возвращаются в экономику нашей страны в виде приобретенных для детей товаров и услуг, следовательно, не будет происходить утечки бюджетных средств за пределы государства. 8. Казахстан будет первой на постсоветском пространстве страной, которая подобно развитым странам введет детские пособия до 18 лет. Возникает естественный вопрос - где взять столько денежных средств? Считаю, что наша страна такая богатая и стоит ли сейчас экономить на обеспечении наших детей? Поступают огромные суммы в виде налогообложений, имеем газовые, нефтяные и другие месторождения, в дополнение предлагаю использовать те же пенсионные накопления, которые мы ежемесячно отчисляем в размере 10 % от заработной платы, чей годовой прирост не превышает 4 %. А что, если те же деньги будут размещены в банках второго уровня под 10,5 % годовых, из них 5% будут направлены на пособия для детей? Таким образом, снимается нагрузка с государственных денег, направленных на поддержку банков второго уровня, а также каждый работающий гражданин Казахстана будет осознавать, что причастен к благосостоянию нашего народа, наших детей.
Литература 1. Назарбаев Н.А. Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года. -Алматы, 1997. 2. Альжанова А. Пронаталистская политика развитых стран / Народонаселение Казахстана 2000. - Сб. материалов республиканской научно-практической конференции «Демографическая ситуация и основные направления стратегии народонаселения в Казахстане», 7 июля 2000г., - Астана, 2000. 3. Закон Республики Казахстан от 28 июня 2005 года № 63-III «О государственных пособиях семьям, имеющим детей».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |