|
|
|
Что бы я поменял в законодательстве Казахстана, почему, и что это даст стране?
Золотарев А.В., юрист
Цель работы: создание корректной информационной модели взаимодействия гражданина, других субъектов и Государства и определение возможности применения информационного моделирования для развития отечественного Законодательства. Привлечение внимания к научно обоснованным математическим моделям права и их использование при Законотворчестве. Задачи работы: Введение в определение исходных декларативных принципов для моделирования правовых систем. Раскрытие особенностей моделирования взаимодействия субъектов и раскрытие возможных базовых информационных дефектов на уровне информационных потоков. Создание и внедрение на территории РК единой системы стандартов обеспечивающей прозрачный и эффективный обмен информацией между государством и негосударственными субъектами и их внедрение. На основании внедрения данной работы на территории РК будет создана «ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ» с функций архива, оптимизированная для работы внешних информационных систем и структур электронного правительства, с системой единой регистрации принятых управленческих и иных решений, обеспечивающая удобный и своевременный доступ к жизненно важной, стандартизированной информации граждан РК и обеспечивающая высокую защиту от коррупционных факторов.
Частный вывод: Коррупция - частное следствие дефектов информационного взаимодействия субъектов и нарушения обратной связи между частными субъектами и гражданами и Государством обусловлена нарушением нормального режима принятия государственных решений и регистрации лиц их принявших и их уход от неотвратимого наказания.
Введение Законодательство - это набор правил для взаимодействия двух типов субъектов. Государства и его институтов с одной стороны и граждан, апатридов и других лиц с другой. Система взаимоотношений проходит в крайне неблагоприятных с информационной точки зрения условиях. С одной стороны выступает сложный многоуровневый государственный аппарат с постоянно меняющимися в режиме реального времени подразделениями, функциями и правилами. С другой стороны «теоретически» выступает некий идеальный гражданин: имеющий высшее образование, умеющий прекрасно формулировать и артикулировать свои запросы, разбирающийся в хитросплетениях государственного аппарата, владеющий основами гражданского, уголовного и административного права, цитирующий наизусть конституцию. Именно на такого среднестатистического гражданина ориентирован государственный аппарат в формулировании своих запросов к целевой аудитории, что вызывает дополнительные сложности. Вследствие этого в активный процесс взаимодействия с государством требуется вводить вспомогательный аппарат: адвокатуру, юристов, консультантов и т.д. На это также накладываются внешние обстоятельства: бурное развитие современных информационных технологий и появление централизованных информационных систем. Переписка с государством ранее занимавшая месяцы, за счет почтовой пересылки, в наше время занимает секунды, появилась возможность структурировать и обрабатывать сложные базы данных, появилась возможность автоматической обработки запросов без участия человека. Информационный поток нарастает, государство за ним не успевает. Вмешательство государства требуется только в результате конфликта интересов субъектов для определения правил разрешения конфликтов в рамках общественного договора. Следует отметить, что в настоящее время фактически интерес (сфера контроля) государства проистекает исключительно из контроля общественных (публичных) интересов. Наблюдая за эволюцией государственных институтов можно сделать определенные выводы и отметить тенденции. Государственные функции упрощаются, централизуются, налаживаются обратные связи с гражданами, унификации информационных систем введена единая система цифровая система учета граждан и юридических лиц (ИНН, БИН). Процесс этот крайне неравномерный, хотя определенные вопросы фактически «кристаллизовались» в РК. Это касается в частности «важных», финансовых вопросов связанных с проверками частных предпринимателей и юридических лиц. От простой регистрации проверок в КПСИ Генеральной прокуратуры РК, система уже переходит к прямой регистрации обращений с присвоением обращений для проведения проверки четырнадцатизначного кода и выдачей электронного талона обращения. Аналогичным образом развивается система государственных услуг. Концентрация всех видов государственных услуг происходит в ЦОНАХ и формируется единый центр государственных услуг в Электронном правительстве. Дискретная модель взаимодействия государства и гражданина. С точки зрения информационной, идеальным и оправданным для обеспечения максимального взаимодействия создание единой и единственной процедуры взаимодействия между Гражданином/юридическим лицом и государством в лице конкретного чиновника или группы чиновников.
На уровне информационного моделирования это выглядит так: Гражданин (ИНН) или юридическое лицо (БИН) обращается в государственный орган, либо к представителю государства, идентифицируя себя, обращение регистрируется в едином реестре, в реестре фиксируется время и место обращения, определяются сроки ответа на обращение, ответ государственного органа, в лице его представителя (чиновника), чей государственный регистрационный номер указывается в ответе на обращение и фиксируется в электронном реестре - архиве электронного правительства, которому гражданин, идентифицировав свою личность, может получить доступ в любое время. Для простоты и автоматизации данного процесса каждому участвующему в процессе субъекту требуется присвоить отдельный цифробуквенный код, для корректной и эффективной работы автоматических электронных баз данных. Информационная модель коррупции Коррупция - как информационная модель является частным случаем нарушения нормального информационного обмена Государства и включает в себя два основных информационных механизма: 1 Непредставление достоверной информации гражданам и юридическим лицам. 2 Уход от наказания недобросовестных лиц, принявших доказанное незаконное решение, в том числе путем «Системы умолчания» о фактически принятых решениях, устных управленческих решений и т.д.. В случае создания централизованного вневедомственного механизма контроля информационных потоков проблема борьбы с коррупцией может быть автоматизирована и объективизирована. Переписка государственного органа и гражданина в случае несогласия с ответом ведется в рамках отдельной ветки, письмам, ответам в рамках переписки присваиваются отдельные производные от основного обращения номера. Современное развитие электронных технологий предполагает автоматизацию и рассмотрения до 90% от общего числа запросов путем автоматического обращения к базам данных. Следовательно, задачей №1 корректного информационного обмена является создание единого Государственного процессингового центра управляющего информационными потоками и обеспечивающего взаимодействие гражданина и государства и закрепление в нормах Законодательства единого государственного механизма обеспечивающего корректный обмен бумажной и электронной информацией. Это продиктовано как необходимостью унификации, кодификации, так и необходимостью и возможностью предоставления каждому гражданину РК простой и эффективной процедуры взаимодействия с государством. Данный процесс следует внедрить и передать в отдельную существующую структуру, а также придать ему информационную функцию единого государственного электронного архива.
План изменений в действующее Законодательство. Исходные данные: Возможно ли это, на текущем уровне развития Законодательства и Государственных институтов? Ответ положительный. В настоящее время государство эмпирически уже подошло к модели создания единой информационной системы. При генеральной прокуратуре РК существует специализированный орган: Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, занимающийся правовой статистикой правоохранительных органов и другими функциями. ЗРК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» уже содержит все необходимые нормы для создания единой системы регистрации обращений, статья 15 пункт 12. В настоящее время требуется расширить его полномочия, передав функцию ведения единого государственного реестра обращений, доступ и контроль из существующих баз электронного правительства и государственного архива РК: 1 Регулирование и координация взаимодействия всех государственных органов РК и граждан. 2 Создание и ведение единого реестра обращений граждан в государственные органы и ответов на них с присвоением им единого индивидуального кода обращения. 3 Создание системы обратной связи по обращениям и оценок качества рассмотрения обращений, с привязкой к индивидуальным кодам чиновников и реестра ответов государственных органов. 4 Создание рейтинга чиновников на основании обратной связи граждан. 5 Ведение обращений и ответов единого электронного государственного архива. 6 Разработка и утверждение проектов уставов, положений, правил документирования и иных документов используемых при рассмотрении обращений граждан. 7 Ведение реестра обращений и ответов на них с функциями электронной базы электронного государственного архива, с правом выдачи копий, подписанных электронной подписью. Данные нормы также требуется включить в качестве отдельного приложения в следующие нормативные акты: «О Типовых правилах документирования и управления документацией в государственных организациях Республики Казахстан» утвержденный Приказом Председателя Комитета по управлению архивами и документацией Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан от 29 апреля 2003 года № 33. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 июня 2003 года № 2331. В проект постановления Правительства РК «Об утверждении стандартов государственных услуг Генеральной прокуратуры Республики Казахстан» внести следующие изменения:
Дополнить законопроект следующим пунктом: Утвердить государственную услугу «Информационное сопровождение и мониторинг обращений и заявлений граждан в государственные органы и государственные предприятия РК». Приложение: Государственная услуга «Информационное сопровождение и мониторинг обращений и заявлений граждан в государственные органы и государственные предприятия РК» предназначена для мониторинга и сопровождения взаимодействия граждан РК и государственных организаций и учреждений Республики Казахстан, для обеспечения целей соблюдения Конституционных прав граждан РК и мониторинга деятельности государственных институтов и противодействия коррупции РК. понятия и термины: официальный документ - официальный документ на бумажном/электронном носителе, исходящий из суда, органов прокуратуры, органов следствия и дознания, центральных государственных органов, загранучреждений Республики Казахстан, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимов районов в городе, городов районного значения, поселков, сел, сельских округов; услуга: единый составной код присваиваемый обращению гражданина либо официальному документу: обращению в государственные органы и организации. Ответу государственных органов и организаций. Переписке государственных органов и организаций.
Кроме тог, следует обязать Генеральную прокуратуру РК создать Единый государственный реестр обращений граждан и юридических лиц с введением и регистрацией единой системы регистрации входящих и исходящих документов РК.
Ведение единого государственного реестра поручить КПСИ Генеральной прокуратуры РК
Следует поэтапно внедрить следующую классификацию с присвоением отдельных цифробуквенных кодов:
Информационные коды обращений:
1 Четыре основных группы обращений: 1.1 Информационные запросы. Письменный запрос в произвольной форме с целью получения информации, не предусмотренной перечнем государственных услуг. 1.2 Государственные услуги. Получение информации либо иных документов о совершении государством определенных действий в рамках отдельных государственных процедур, выдачей документов, справок и подтверждений. 1.3 Обращения в правоохранительные органы. 1.3.1. Обращение в правоохранительные/надзорные органы с сообщением о правонарушении, преступлении либо уголовном проступке передается в профильные правоохранительные органы. В порядке предусмотренном действующим административным, уголовно-процессуальным законодательством все существенные решения отражаются в базе данных. 1.3.2 Отдельная категория обращение в правоохранительные органы с обращением о длящихся правонарушениях, подпадающих в сферу профилактики/мониторинга ситуации, в случае совершения преступления в отношении субъекта, ранее обратившегося за помощью государства данный факт, фиксируется в отдельной ветке первичного обращения. 1.3.2 Обращение в государственный орган с требованием о проведении проверки в отношении гражданина/юридического лица, либо чиновника. 1.3.3 Система служебной и секретной информации. 1.4 Государственно-частное партнерство - имущественное взаимодействие граждан/юридических лиц и государства.
1.4.1 Проведение государственных закупок, конкурсов и тендеров в рамках существующих планов закупок. 1.4.2 Принятие государством документов влияющих на права и обязанности граждан. 1.4.2.1 Изменение в Законодательство 1.4.2.2 Принятие подзаконных актов влияющих на права граждан. 1.4.2. Регистрация обращений заявлений и гражданско-правовых сделок.
1.5 Обращения в суд. Обращение в суд передаются в суды по подсудности. 2 Единая система регистрации центральных и территориальных государственных органов РК. 2 Административно территориальное деление государственных органов с указанием присвоенного им цифробуквенного кода и указанием кода чиновника принявшего решение, используется текущая система кодов либо разрабатывается новая. Пример: Казахстан 0, Область Карагандинская (Код 07). Городское подразделение КАРАГАНДИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ АКИМАТ (07-01) Отдел архитектуры и благоустройства (Код 07-01-12) Специалист отдела архитектуры и благоустройства 07-01-12-4156D(условный единый номер должностного лица принявшего решение (ИНН) Первичное, повторное либо аналогичное обращение нескольких граждан: 123R (условный номер) Заключение Представленная для рассмотрения модель усовершенствования системы информационного взаимодействия позволит стандартизировать систему взаимодействия граждан и государства принесет значительный экономический эффект за счет оптимизации деятельности, снижения стоимости обслуживания государственных органов и даст мультипликационный эффект для экономики РК. Ограниченный объем работы не позволяет развернуть отдельные этапы и сопроводить работу математическим доказательным аппаратом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |