|
|
|
13.05.2014 Банкротство как второй шанс Открывая встречу, председатель суда Жанат Бекжанов отметил, что за принятием любого нового закона следует дальнейшая большая работа правоведов, юристов, судей по внимательному изучению его положений, отладке применения данных норм на практике. Число исков, связанных с реабилитацией и банкротством растет, но это не должно пугать - законодательство рассматривает эти процедуры как инструмент оздоровления экономики, преодоления кризиса неплатежей и роста просроченных задолженностей. И соответственно - в рамках права регулируются процессы функционирования и ликвидации юридических лиц. Новый закон с учетом рисков кардинально меняет отношение к процессу реабилитации предприятий, улучшает ее процедуру. Он отличается рядом принципиальных новшеств и по объему значительно превосходит преемника, принятый в 1997 г. Закон РК «О банкротстве», в нем на 20 статей больше. В выступлении судьи Экономического суда Рамазана Жандарбек содержался ответ на вопрос: что должны взять себе на заметку судьи, рассматривающие подобные споры? Существенно расширены полномочия кредиторов и комитета кредиторов как органа конкурсного и реабилитационного производства, конкурсного и реабилитационного управляющего. Введены новый институт временного управляющего, дополнительные гарантии залоговых кредиторов и ужесточена ответственность должника в лице его органов управления. В частности, в ст. 1 расширен понятийный аппарат Закона, даны толкования 32 понятий, вместо 26 предыдущих. Введены понятия администратор, объединяющий в себя банкротного реабилитационного и временного управляющего, администратора внешнего наблюдения, обычные коммерческие операции - действия, связанные с оборотом товаров, работ, услуг, производимые в целях поддержания повседневного функционирования должника, которые носят регулярный характер. В новом законе нет понятия конкурсный управляющий, выделены в отдельные понятия залоговый кредитор, аффилированные лица (которым посвящена ст. 9 Закона), преднамеренное банкротство. Так же, как и раньше, основаниями для обращения в суд кредиторов должника является неплатежеспособность должника при отсутствии возможности ее восстановления - ранее основанием для должника служила его несостоятельность. Начальник управления Налогового Департамента по г. Алматы Жасулан Баймагулов остановился на ответственности за преднамеренное и ложное банкротство - этому в новом законе посвящена отдельно принятая ст. 6: теперь правом взыскания убытков и привлечения к субсидиарной ответственности должностных лиц должника, ответственным за принятие решения, обладают собственник имущества, кредиторы и администратор. Дополнено право администратора в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве обратиться в суд о признании недействительной реорганизацию должника. На основании решения комитета кредиторов банкротный управляющий обязан отказаться от исполнения договоров. К ужесточению положения должника относится его обязанность обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом в течение шести месяцев с момента наступления неплатежеспособности, обеспечить доступ к бухгалтерской документации. За нарушение этих требований должностные лица несут субсидиарную ответственность перед кредиторами. Ряд важных положений раскрыла в своем выступлении судья Алматинского городского суда Раушан Адильбаева. - Сразу хочу отметить, что у правоприменителей могут возникнуть вопросы относительно применения положения нового закона во времени. На сегодняшний день мнения юристов уже разделились, в данном вопросе появилось много противоречий. Одни считают, что при вынесении решения суд должен применять положения нового закона, другие уверены в обратном. В его переходных положениях, в частности, в ст. 128 указано, что закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. В соответствии со ст. 26 Закона РК «О нормативных правовых актах» порядок введения в действие законов, в т. ч. кодексов, определяется в самих законах (кодексах) либо отдельными законами. Поскольку иных переходных положений в нем не содержится, то считается, что новый закон введен в действие с 26 марта 2014 года. Согласно ст. 75 Конституции РК правосудие в нашем государстве осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В ст. 313 ГПК РК, регулирующего порядок судопроизводства по гражданским делам, установлено, что дела о банкротстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ускоренной реабилитации и реабилитации юридических лиц рассматриваются судом по общим правилам, предусмотренным настоящим кодексом, с особенностями, установленными законодательством о банкротстве. Судопроизводство по гражданским делам начинается со стадии возбуждения гражданского дела, за которой следуют его досудебная подготовка, судебное разбирательство, принятие и вынесение процессуального решения (определения) по предмету спора и заканчивается стадией исполнения судебного вердикта. Момент, с которого подлежит применению новый закон, должен определяться с даты принятия и возбуждения гражданского дела по вопросу о реабилитации или банкротстве, а не с даты вынесения решения суда. В связи с этим производство по делам о банкротстве и реабилитации, начатых до принятия нового закона, должны рассматриваться по прежнему Закону РК «О банкротстве». В целом содержащиеся в законе нововведения должны повысить эффективность процедуры банкротства. Положения ст. 11 Закона РК «О реабилитации и банкротстве» устанавливают не только права должника, но и его обязанности. В законе расширен перечень лиц, действия которых могут привести к ложному и преднамеренному банкротству, в него включен не только руководитель юридического лица-должника, но и другие его должностные лица, что повысит их ответственность за судьбу своего предприятия. За неправомерные и недобросовестные действия при банкротстве, за преднамеренное и ложное банкротство учредители (участники) и должностные лица должника могут быть лишены права занимать определенную должность и заниматься определенным видом деятельности. Следует отметить, что подача исковых заявлений о признании должника банкротом теперь будет осуществляться только после принятия всех мер принудительного взыскания и проведения камерального контроля для выявления возможных источников погашения задолженности должника. Судья выразила свое согласие с представителем Налогового Департамента, что такие жесткие требования, предъявляемые к должнику, должны возыметь свое положительное действие для пресечения фактов создания лжепредприятий, уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Это приведет к сохранению финансовой стабильности субьектов гражданского оборота, участвующих в различных сферах деятельности, и в конечном счете, являющихся налогоплательщиками. Действующим юридическим лицам, оказавшимся временно в трудной финансовой ситуации, предоставлена возможность восстановления своей платежеспособности за счет различных форм реабилитации, положительный эффект которых заключается в сохранении рабочих мест. Выбор кандидатуры реабилитационного управляющего предоставлен самим кредиторам, что побуждает к активному участию в этих процедурах. Положительным в этом законе является и то, что в ст. 7 расширены основания признания сделок недействительными. Кроме оснований, предусмотренных ГК РК, к ним отнесены теперь цена сделки и иные условия, существенно ухудшающие положение должника, приведшие к финансовым потерям, а также заключенные в ущерб интересам кредиторов. Выявление таких сделок является прямой обязанностью назначенного администратора. Конечно, при рассмотрении таких споров в судах могут возникнуть определенные сложности и трудности, например, в оценке экономической обоснованности оспариваемой сделки. Как сложится судебная практика по применению нового закона, покажет время.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |