|
|
|
17.05.2014 Через творчество к вершинам
Проблемы системы дополнительного образования и его роль в развитии творческих способностей детей, а также вопросы профориентации школьников были обсуждены в ходе выездного заседания Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК, которое прошло во Дворце школьников. В работе заседания приняли участие вице-спикер Мажилиса Парламента РК Дарига Назарбаева, депутаты Комитета по социально-культурному развитию палаты, ответственные работники центральных и местных исполнительных органов, руководители организаций дополнительного образования и представители НПО. Предваряла работу Комитета экскурсия, в ходе которой депутаты ознакомились с работой секций, действующих в столичном Дворце школьников. Надо отметить, что сегодня у современных детей выбор для раскрытия своего творческого потенциала весьма широкий. Во Дворце школьников функционируют всевозможные спортивные секции, включая хоккей, большой теннис, дзюдо, спортивную гимнастику. Для детей, чьи родители желают сделать упор на развитие логики и смекалки, есть кружки кораблестроения, механики, а также разных научных подразделений. По словам депутата Мажилиса Парламента РК Светланы Ферхо, подобные условия созданы во многих регионах нашей страны. - Я не в первый раз во Дворце школьников и хочу сказать - здесь во всем чувствуется забота нашего Президента Нурсултана Назарбаева о детях, - отметила депутат. - Я всегда с волнением вхожу во Дворец школьников, потому что здесь нет мелочей, здесь продумано все, чтобы ребенок получил полноценное развитие. Это дополнительное образование очень высокого уровня. Здесь получают навыки будущие ученые, исследователи, космонавты. Смотря в глаза этих детей, я еще раз убеждаюсь в том, что все гениальное очень просто. Создав условия для детей, можно увидеть будущее Казахстана уже сегодня и удостовериться, что оно в надежных руках. Во многих регионах республики вопросам дополнительного образования также уделяется много внимания. Как известно, в Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы, утвержденной Указом Главы государства, особо подчеркнута важнейшая роль организаций дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Директор департамента дошкольного и среднего образования МОН Жаныл Жонтаева проинформировала, что по данному направлению принят ряд нормативно-правовых документов. Это Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения, Национальный план действий по функциональной грамотности школьников, распоряжение Премьер-Министра об организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей, Типовые правила деятельности организаций дополнительного образования для детей и Типовые правила деятельности видов организаций для дополнительного образования детей. Также, по словам Ж. Жонтаевой, через творчество осуществляется и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Традиционной стала акция «Добром откроем мир!» на базе центра «Балдаурен», где дети с ограниченными возможностями проходят реабилитацию. Сегодня в сфере дополнительного образования работает более 17 тыс. педагогов, из них высшее образование имеют 75%, средне-специальное образование - 23%. Согласно классификатору профессий и специальностей технического профессионального послесреднего образования подготовка кадров осуществляется по специальностям: педагог дополнительного образования, педагог-организатор, воспитатель организаций образования, вожатый организаций образования, инструктор по плаванию. Для решения задач в области управления кадрами МОН совместно с Министерством труда и социальной защиты разработан и находится на стадии согласования с государственными органами профессиональный стандарт дополнительного образования. Совместно с Министерством культуры РК и с Агентством по спорту РК разработан проект концептуальных основ развития системы дополнительного образования, который в данный момент находится на стадии обсуждения. По информации Ж. Жонтаевой, сегодня в республике более 821 тысячи детей являются участниками детского движения. Развивается международное сотрудничество, в рамках которого дети принимают участие в международных конференциях, конкурсах, турнирах. Одним из приоритетных направлений является организация летнего отдыха, оздоровления и занятости школьников в период летних каникул. - К слову, тремя республиканскими оздоровительными организациями - «Бобек», «Балдаурен» и «Центр коррекционной педагогики» - выделено порядка 500 миллионов тенге на обеспечение оздоровительного процесса для детей - отметила Ж. Жонтаева. Среди проблем системы дополнительного образования выступающими были выделены недостаточное количество организаций дополнительного образования в селах, дефицит мест в музыкально-художественных школах и школах искусства (на сегодня в день 6-8 детей подают заявки на одно место), низкая заработная плата работников сферы, слабые материально-техническая база и оснащенность оборудованием, 433 организации в стране расположены в неприспособленных помещениях, а 172 здания требуют капитального ремонта. По итогам заседания с учетом вышеперечисленных проблем были внесены предложения по совершенствованию системы дополнительного образования в Казахстане. Докладчиками была отмечена особая роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей и подростков, профориентации школьников и организации их досуга. Дополнительное образование стало в современном мире неотъемлемой частью общеобразовательной системы, дающей неоспоримые преимущества: большую востребованность, ориентированность на индивидуальность ребенка, развитие личностных качеств, интересов и способностей.
Азамат СЫЗДЫКБАЕВ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |