|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
30.05.2014 Успешному развитию экономики нужна эффективная транспортная инфраструктура
Таможенный союз позволил вывести торговые отношения между Казахстаном, Россией и Беларусью на качественно новый уровень. Это усилило интеграционный процесс, который предоставил возможность производителям реализовывать свою продукцию на общем рынке без ограничений. Развитие Таможенного союза значительно усилило конкуренцию между предприятиями, которая дает возможность получить качественный товар по доступной цене для потребителей стран-членов Таможенного союза. Выигрывают все участники интеграционного объединения. Для Казахстана участие в Евразийском экономическом союзе не только способствует дальнейшему развитию отечественных бизнес-структур, но и является реальной подпиткой государственного бюджета. Как отметил Нурсултан Назарбаев на минской встрече лидеров трех стран 27 ноября 2009 года, на которой было подписано Соглашение о создании тройственного Таможенного союза: «Мы, три государства - члена Таможенного союза, должны на деле показать выгодность этого мероприя-тия. Таможенный союз позволит России, Беларуси и Казахстану получить к 2015 году прирост ВВП в 15 процентов. Появление Таможенного союза выгодно всем его государствам. Экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд долларов, для Беларуси и Казахстана - более чем в 16 млрд долларов. Совокупный ВВП России, Беларуси и Казахстана составляет 2 трлн долларов, а совокупный товарооборот трех стран - 900 млрд долларов. Совокупные резервы нефти трех наших стран - 90 млрд баррелей. Мы становимся ключевым игроком на рынке энергоресурсов. На три страны приходится 17 процентов мирового экспорта пшеницы». Существующие утверждения о том, что за счет Таможенного союза Россия сможет установить контроль над всеми экспортными и импортными грузами, идущими на мировой рынок, так как владеет всеми морскими портами, являются несостоятельными. Казахстан имеет самую большую по протяженности границу с Китаем и занимает самое выгодное географическое положение, связывающее Европу и Азию. Наибольший объем грузоперевозок приходится на авто- и железнодорожный транспорт. Конкурентным преимуществом сухопутного пути является скорость движения грузов и время, которое может быть в разы меньше, чем транспортировка по морскому пути. Учитывая, что Беларусь, Казахстан и Россия являются сухопутным мостом между основными производителями и потребителями, перспективы принимают реальные очертания. Наличие в трех странах квалифицированной рабочей силы, а также действующего рынка, который с учетом 170 млн человек становится привлекательным для многих государств и транснациональных компаний, при политической воле руководства стран стал фундаментом для ЕЭП. А пока создание ЕАЭС означает поэтапное устранение таможенных барьеров во взаимной торговле, что в свою очередь снижает издержки и способствует развитию кооперации производства и росту товарооборота между предприятиями Казахстана, Беларуси и России. В итоге страны-участницы Таможенного союза не только повысят объем транзитных грузопотоков через свои территории и увеличат товарооборот с сопредельными государствами, но и укрепят торгово-экономические и политические связи. Очередным перспективным направлением для Астаны является использование транзитного потенциала страны, так как эффективно действующая транспортная инфраструктура является залогом успешного развития экономики страны. Задача эффективного использования транспортного транзитного потенциала республики поставлена руководством страны со времени обретения независимости. Для достижения поставленной цели принят ряд программных документов, носящих стратегический характер. Речь идет о Стратегии долгосрочного развития Казахстана на период до 2030 г., Концепции государственной транспортной политики Республики Казахстан на период до 2008 года, Стратегии развития международных транспортных коридоров Республики Казахстан, Стратегии территориального развития республики до 2015 года и т.д. Реализация принятых документов должна позволить более эффективно использовать транспортные пути, так как железные и автомобильные дороги являются своеобразными кровеносными сосудами экономики. Таким образом, Казахстан сможет стать трансконтинентальным экономическим мостом взаимодействия европейской, азиатско-тихоокеанской и южно-азиатской экономических сис-тем. И здесь уже есть свои результаты. Так, согласно исследованиям, проведенным Всемирным банком, согласно данным Всемирного банка по индексу развития логистики (LPI), в 2014 году Казахстан занимает 88-е место, а семь лет назад, в 2007 году - 133-е место. При условии объединения транзитных потенциалов Казахстана, России и Беларуси отечественные бизнес-структуры получают дополнительные возможности для своего развития. И для этого есть все условия: политическая воля, желание и время.
Олег СИДОРОВ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |