|
|
|
На базе международных договоров
Идея евразийской экономической интеграции была выдвинута Президентом Нурсултаном Назарбаевым исходя прежде всего из интересов государства и простых граждан Казахстана. 29 мая в Астане был подписан исторический Договор между Казахстаном, Россией и Беларусью о создании Евразийского экономического союза. Цель создания ЕАЭС - обеспечение свободы движения товаров, услуг, инвестиций и трудовых ресурсов, рост благосостояния народа и укрепление национальной экономики. Ведь сильная экономика - залог успешного государства, о чем не раз говорил Президент Нурсултан Назарбаев. Жизнеспособность любой страны зависит от успешности сотрудничества с другими государствами. Именно поэтому во многих регионах мира ускоряются интеграционные процессы. Страны, входящие в тридцатку наиболее развитых в мире, - самые активные участники таких региональных и глобальных экономических объединений. Сегодня в мире функционирует достаточно большое количество организаций экономической интеграции. В их числе можно назвать Всемирную торговую организацию, Европейский союз, Организацию стран - экспортеров нефти (ОПЕК), Большую Арабскую зону свободной торговли (PAN - ARAB), Совет по сотрудничеству стран Арабского (Персидского) залива, Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии, (ASEAN), Азиатско-Тихокеанское экономическое сотрудничество (APEC), Карибское сообщество (CARICOM). Идея евразийской экономической интеграции впервые была выдвинута нашим Президентом, Лидером нации Нурсултаном Назарбаевым исходя прежде всего из интересов государства и простых граждан Казахстана. ЕАЭС создано на базе действующих договоренностей по экономической интеграции в рамках СНГ, в том числе по созданию зоны свободной торговли, ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства. Фактически, созданная организация стала следующим этапом экономической интеграции. Подтверждением тому, что ЕАЭС - логическое продолжение ранее достигнутых соглашений, и их реализации в новом формате служит тот факт, что учредительный договор союза разработан на базе 68 действующих международных договоров. Договор о Евразийском экономическом союзе состоит из двух частей. Первая - институциональная часть, в которой закрепляется статус будущего ЕАЭС как международной организации, описываются его органы и их полномочия, порядок и условия вступления и выхода из нее государств. Вторая - функциональная часть, закрепляющая договоренности государств-членов по сотрудничеству в конкретных отраслях экономики. Договор включает 118 статей, 33 приложения. Его объемность объясняется тем, что он кодифицировал положения уже указанных 68 действующих международных договоров. Из него были исключены нормы, не соответствующие казахстанским интересам и являющиеся неактуальными. Например, исключена норма о наборе должностных лиц департаментов комиссии (это регулирующий наднациональный орган союза) в зависимости от доли участия каждого государства в бюджете страны. Теперь должностные лица в комиссию будут назначаться только по результатам конкурса с учетом профессионального опыта работы в международной организации. Это открывает более широкие возможности для наших граждан. Или другой пример: в сфере интеллектуальной собственности Казахстан предусмотрел введение единого товарного знака. Это позволит обеспечить одинаковую защиту казахстанских товаров на рынках трех государств. В Евразийском экономическом союзе есть свои органы управления. Это - Высший совет (на уровне глав государств), Межправительственный совет (на уровне глав правительств), Евразийская экономическая комиссия, состоящая из совета и коллегии. В совет комиссии входят заместители премьер-министров государств-членов. В коллегию входят по два человека от каждого государства-участника, они делегируются на четыре года. Кроме того, создается суд ЕАЭС. Его судьи назначаются на 9 лет решением Высшего совета из числа лиц, предлагаемых президентами государств. Ими могут быть судьи национальных верховных судов или лица, имеющие большой опыт международной практики. Кроме постоянных органов, Высший совет и комиссия на уровне совета могут создавать консультативно-совещательные органы для более детального обсуждения конкретных экономических вопросов с участием не только представителей государственных органов, но и независимых экспертов в лице бизнесменов, практиков, ученых. Для обеспечения подготовки и исполнения решений, принимаемых Высшим и Межправительственным советами, а также комиссией, необходим аппарат постоянных сотрудников. Поэтому при комиссии будут работать департаменты, состоящие из должностных лиц и сотрудников, отбираемых из числа граждан государств-членов по результатам конкурса. Следует отметить, что Высший совет, комиссия и департаменты при ней действовали и ранее начиная с 2010 года в рамках Евразийского экономического сообщества. То есть задолго до создания ЕАЭС. В настоящее время с учетом интересов государств-членов пересмотрены подходы к формированию и организации работы комиссии, а также к набору персонала департаментов. Все органы Евразийского экономического союза будут принимать свои решения консенсусом. Это означает, что если хотя бы одно государство в лице своего представителя в составе этих органов будет против, решение не будет принято. При этом для комиссии предусматривается еще один способ принятия решения - квалифицированным большинством на уровне коллегии. По всем другим вопросам на уровне коллегии комиссии, а речь идет о «чувствительных вопросах» для национальных экономик, перечень которых будет определен каждым из государств-членов самостоятельно и утвержден Высшим советом, решения также будут приниматься консенсусом. Определено, что решения комиссии как наднационального органа будут подлежать непосредственному применению государствами-членами. Если решение комиссии, вступившее в силу, повлечет негативные последствия, государство-член имеет право обратиться в Высший совет о приостановлении его действия. А также оспорить это решение в суде ЕАЭС. Кроме того, комиссия будет обязана выносить проект решения на рассмотрение бизнеса и населения государств-членов. Этот механизм называется оценкой регуляторного воздействия. Суть ее состоит в том, что представители бизнес-сообщества привлекаются к работе консультативных органов. Также на официальном сайте комиссии департаменты обязаны опубликовать в определенные сроки проект решения для того, чтобы обеспечить возможность его обсуждения в Интернете. На официальном сайте ЕАЭС проекты решений подлежат опубликованию как минимум за 30 календарных дней до их принятия. Все желающие могут направлять свои комментарии, предложения и замечания. Полученные результаты будут анализироваться и выноситься на рассмотрение членов комиссии вместе с проектом решения. Кстати, сегодня уже сложилась позитивная практика участия представителей бизнеса в обсуждении вопросов, рассматриваемых советом комиссии. Этим правом в полной мере пользуется казахстанская сторона. Национальная палата предпринимателей активно участвовала во всех этапах обсуждения проекта Договора будущего Евразийского экономического союза. Следует подчеркнуть, что комиссия как постоянный регулирующий орган не имеет контрольных и надзорных функций. Ее должностные лица и сотрудники не уполномочены на проведение мониторинга и проверок на местах на территориях государств-членов. Действующая национальная система государственного управления остается без изменений и не подчиняется наднациональному органу в лице комиссии. То есть механизм учета и защиты национальных интересов заложен на всех уровнях ЕАЭС. Союз открыт для вступления новых членов. Основной принцип - принятие условий и целей, закрепленных в учредительном Договоре Евразийского экономического союза. В настоящее время о своем намерении вступить в объединение заявили два государства - Армения и Кыргызстан. Любое желающее государство не сразу может стать новым членом ЕАЭС. На первом этапе, с момента направления обращения о своем намерении на вступление, страна получает статус кандидата. Это необходимо, чтобы она имела срок, достаточный для приведения своего законодательства и правоприменительной практики в соответствие с условиями Договора о Евразийском экономическом союзе. В любой момент государство-член может заявить о выходе из Евразийского экономического союза. Каких-либо препятствий или дополнительных условий Договор не предусматривает. Единственное условие - выполнение финансовых обязательств в связи с выходом. Например, это касается заработной платы персонала департаментов комиссии за счет членских взносов. Финансирование деятельности органов союза осуществляется за счет долевых взносов государств-членов. Общий бюджет на сегодня составляет 6,6 млрд. российских рублей. Из них 480 млн. (7,33%) от Казахстана, 312 млн. (4,7%) от Беларуси и 5,8 млрд. (87,97 %) от Российской Федерации. Для осуществления контроля за эффективным использованием средств из бюджета ЕАЭС создаются два механизма контроля. Во-первых, не реже одного раза в два года проводится ревизия финансово-хозяйственной деятельности интеграционного объединения в лице уполномоченных органов - министерств финансов государств-членов. Второй механизм - аудит, осуществляемый высшими органами государственного финансового контроля, в случае Казахстана - это Счетный комитет РК. Свои права и интересы государства-члены и хозяйствующие субъекты будут защищать в суде Евразийского экономического союза. В него на уровне глав государств назначаются по двое судей от каждой страны-члена сроком на 9 лет. Председатель суда и два его заместителя избираются самими судьями, поочередно от каждого из государств на три года. С целью обеспечения профессионального рассмотрения дел в структуре суда будет действовать специализированная группа независимых экспертов, предложенных государствами-членами. Государства-члены и хозяйствующие субъекты смогут оспаривать в суде ЕАЭС решения, действия и бездействия комиссии, если они нарушают их права и интересы. Кроме того, они могут обращаться за разъяснением положений международных договоров, заключенных в рамках союза. В суд ЕАЭС могут обращаться хозяйствующие субъекты, а это не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели - резиденты не только государств-членов, но и третьих стран. Данный факт еще раз подчеркивает открытость Евразийского экономического союза и его заинтересованность в защите интересов не только собственных граждан и юридических лиц, но и инвесторов, работающих в наших государствах. Кроме того, в суд ЕАЭС смогут обращаться не только госструктуры, но и уполномоченные организации. Это означает, что Национальная палата предпринимателей, представляющая интересы малого и среднего бизнеса, также сможет защищать здесь интересы казахстанских предпринимателей. После создания суда ЕАЭС суд ЕврАзЭС не будет рассматривать дела по вопросам Таможенного союза и Единого экономического пространства, которые вошли в мандат созданной международной организации экономической интеграции. В Договоре о ЕАЭС национальные интересы соблюдены в том числе и через закрепление обязанности его органов уважать государственный язык государств-членов. Так, еще на стадии принятия решения комиссии должны размещаться на ее официальном сайте не только на русском, официальном языке ЕАЭС, но и на государственных языках стран-членов. Граждане смогут обращаться в органы союза как на русском, так и на языках своих государств. Комиссия обязана дать ответ на языке заявителя. ...Выступая в МГУ с лекцией, посвященной 20-летию евразийской идеи, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Я был и остаюсь твердым сторонником того, что Евразийский союз возможен только на принципах добровольности, равноправия, взаимной выгоды и учета прагматических интересов каждой страны-участницы». Именно на таких основаниях и был заключен Договор о создании ЕАЭС. Эльвира АЗИМОВА, заместитель министра юстиции РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |