|
|
|
Правовая экспертиза и кейс-ситуации
В предлагаемом сборнике представлен научно-правовой экспертный обзор действующего в Республики Казахстан законодательства и норм международного права по вопросу доступа к правосудию уязвимых слоев населения в странах Центральной Азии в рамках программы «Равенство перед законом: доступ к правосудию в Центральной Азии». Кроме того, на основе обобщенного опыта работы некоторых правозащитных общественных объединений, анализа реальных правовых казусов, разработан сборник кейсов, то есть ситуаций, наиболее часто встречающихся на практике по данной теме. Подробные юридические консультации по таким ситуациям, предложенные читателям, помогут предпринять наиболее правильные юридические действия, в случае возникновения в их жизни аналогичных проблем. Данный сборник предназначен для сотрудников ИПК, НПО, правозащитников, социальных работников, юридических служб, социальных работников, студентов, обучающихся по юридической специальности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть 1. Экспертное заключение (обзор) 1.2. Уязвимые слои населения - понятие, квалификационные критерии, классификация 2.2. Нормы международного права в области обеспечения доступа к правосудию уязвимых групп населения Часть 2. Учебные тематические ситуации (кейсы)
Проблемы реальной доступности к правосудию отнесены сегодня к разряду наиболее актуальных и острых, приоритетных, требующих серьезных правовых изменений. Что касается социально уязвимых слоев населения, то для них данная проблема выходит за рамки общепризнанных границ, приобретая, в ряде случаев, характер жизненно важных, жизнеопределяющих. Это объясняется тем, что наличие реальных правовых и/или социально-бытовых препонов создает, в ряде случаев, реальную угрозу реализации ими своих конституционных прав не только на судебную защиту, но и иных основополагающих прав и свобод. Грамотное решение проблем судебной защиты прав граждан, беспрепятственного обращения в суд за защитой их от каких бы то ни было незаконных посягательств на права и свободы гражданина и человека, возможность граждан противостоять любым противоправным действиям государственных и негосударственных структур, должностным лицам - является гарантом социально - справедливого общества, показателем цивилизованности государства, его демократичности. Социально-политические, экономические изменения, происходящие в Республике Казахстан, возлагают особую ответственность на систему государственного правосудия, призванного обеспечивать реализацию конституционных гарантий на территории Республики Казахстан, а в ряде случаев и за ее пределами. Среди достаточно большого количества проблем, существующих в судебной системе Республики Казахстан, проблема доступа к правосудию занимает сегодня главное место. Общепризнано, что построение гражданского общества, которое представлено в основных декларативных документах страны, невозможно без системы эффективного, доступного и справедливого правосудия. Именно поэтому, имеющиеся препятствия в системе доступа к правосудию могут быть представлены как основные препятствия и в построении гражданского общества. Сегодня, часто в качестве причин, тормозящих доступ к правосудию, называют ухудшение материального уровня жизни определенных социальных групп населения Казахстана. Некоторые ученые, практикующие юристы называют и такой фактор, как сложность и обременительность некоторых судебных процедур. В последнее время часто указывается на такие факторы, как коррумпированность судебной системы и непрофессионализм, высокий размер судебных расходов, проблемы оказания квалифицированной юридической помощи, сроки судебного разбирательства, территориальная расположенность судов и многие другие. Представители судейского корпуса часто указывают на иные факторы. Прежде всего, речь идет о перегрузке судебной системы, отрицательно влияющую на фактор доступа к правосудию. Часто указывается и на низкий уровень благосостояния судейского корпуса, влияющего на качество отправления правосудия. Однако вряд ли можно рассматривать последний аргумент в качестве причины ограничения населения к доступу к правосудию. Принцип доступности правосудия, являясь основополагающим в политике любого государства, представляет собой законодательно закрепленную и реально гарантированную возможность беспрепятственного обращения в суд за защитой гражданами своих прав и свобод. Это предполагает, прежде всего, сведение к минимуму существующих ограничений и препятствий самого различного порядка в получении судебной защиты. Именно поэтому часто в рамках доступа к правосудию выделяют два основных принципа: судопроизводственный и судоустройственный. Предлагаемый экспертный анализ действующего права Республики Казахстан и кейс-ситуации помогут раскрыть оба этих принципа.
Часть 1
1.1. Понятийные категории «равенство» и «дискриминация», их правовые характеристики. Понятие правосудия. На сегодняшний день теоретическая доктрина и нормативная правовая база терминологических категорий «дискриминация», «равенство прав» и их производных дефиниций достаточно хорошо разработана как на международном уровне, так и на уровне внутригосударственном. В частности, запрет на дискриминацию декларируется фактически всеми основными международными актами и нормами. Так, Статья 2 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) провозглашает следующее: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете». Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), в п. 2 Статьи 2 провозглашает, что участвующие в данном Пакте государства обязуются гарантировать права, предусмотренные данным документом, без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) также устанавливает, что пользование правами и свободами обеспечивается без какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или иным признакам (Статья 14). Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) в п. 2 статьи 20 определяет, что пользование правами и свободами гарантируется без дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного и должностного положения, места рождения или иного обстоятельства. Перечень аналогичных основных международных документов, предусматривающих запрет на дискриминацию, весьма обширен, но, не зависимо от регламентируемого спектра правоотношений, во всяком случае, устанавливается запрет на любые формы и виды дискриминации. Республика Казахстан, являясь государством демократическим, светским, правовым и социальным, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, установило запрет на дискриминацию, в какой бы то ни было форме, возведя его в разряд конституционных гарантий. В частности, статьями 12 и 14 Конституции устанавливает, что в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Таким образом, запрет на дискриминацию обеспечивается весьма обширным и весомым спектром правовых документов. Что касается понятийной категории, то под дискриминацией (lat. - discriminatio) понимается умаление (ограничение) или лишение прав и свобод физических лиц по признаку пола, национальной принадлежности, социального происхождения, политических взглядов и иным обстоятельствам. Однако, при установлении наличия или отсутствия факта дискриминации и неконституционности, следует иметь в виду, что понятия правового статуса граждан, прав, свобод, гарантий, в том числе и перечень льгот, компенсаций, преимуществ личности, не безграничны и имеют пределы объективного характера. С точки зрения теории права социальные, экономические, культурные, политические условия относятся к категории объективных прав, то есть не зависят от воли человека и определяются правовыми рамками, закрепляются соответствующим законодательством (в отличие от субъективных прав и свобод, определяемых сознательными волевыми действиями людей). То есть, право человека - это возможность обладать определенным благом, закрепленным нормами права и, соответственно, правами личности считаются лишь те возможности, которые закреплены в законах и других нормативных правовых актах. Права человека, как уже было отмечено ранее, в теории права, определяются, как, гарантированные демократическим обществом, возможности для каждого индивида на достойный уровень жизни, эффективную социальную систему охраны и защиты от произвола в соответствии с установленными международными и национальными стандартами и процедурами. Именно поэтому гарантии, рассматриваемые нами в рамках проводимой экспертизы, в области запрета на дискриминацию, подразделяются на международные и внутригосударственные. Но не зависимо от уровня правовой регламентации, во всяком случае, как уже было отмечено, они имеют правовые рамки, строго определенные правовые границы. Правовые границы и правовые рамки определяются термином правосубъектность и, соответственно, именно правосубъектность той или иной категории граждан, является показателем границ их прав и гарантий. Не рассматривая теоретические положения о понятийной категории «правосубъектность», ее правовой природе, ее слагаемых и.т.д., вместе с тем, считаем необходимым отметить тот факт, что вопросы правовой регламентации правосубъектности и ее составных слагаемых на достаточно хорошем уровне урегулированы как в рамках международного права, так и во внутреннем законодательстве страны. Так, статья 6 Всеобщей декларации прав человека провозглашает, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Аналогичные нормы содержатся в статье 16 Международного Пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), в статье 23 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, других нормах международного права. Статья 13 Конституции Республики Казахстан также устанавливает право каждого на признание его правосубъектности. Подробно регламентируются вопросы правосубъектности и в законодательных актах страны. Так, например, Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года в статьях 13, 14, 17, 18 определяет и регламентирует категории «правоспособность» и «дееспособность». Аналогичные правовые нормы содержатся и во многих других законодательных актах. Таким образом, Конституция страны, законодательные акты, иные нормативные правовые акты рассматривают гарантии равенства прав граждан и наличие или отсутствие элементов дискриминации с позиции правового статуса личности. В связи с этим гарантии подразделяются (классифицируются) на соответствующие виды. Так, в особые видовые группы выделены: 1. Общие гарантии - представляющие собой систему экономических, политических, духовных и иных отношений, факторов, декларируемых и гарантируемых основным законом. 2. Специальные гарантии - объединяют систему социально-экономических, политических и юридических факторов и условий, способствующих охране и защите определенных категорий граждан, иных субъектов правоотношений (например: особенности и отличия в предоставлении льгот и гарантий политическим и административным государственным служащим, депутатам, государственным служащим и гражданским служащим, лицам, работающим в особых производственных режимах, проживающих и/или работающих в особых климатических районах (зонах), таких как: высокогорье, пустынные и полупустынные, безводные районы, районы экологического бедствия, повышенной радиационной безопасности и т.д.). 3. Индивидуальные гарантии - систематизирующие меры и условия организационного, процедурного, материального, правового и иного характера, обеспечивающие реализацию права конкретной личностью в конкретных жизненных обстоятельствах на основе закона. Гарантии подразделяются и на иные виды, такие как: • организационные, • контрольные, • процедурные, • организационно-технические • и другие. Что касается судебной системы и доступа к правосудию, то конституционные гарантии в данном спектре определены Разделом VII Конституции Республики Казахстан «Суды и правосудие». Правосудие - это, прежде всего форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судами отнесенных к его компетенции дел - об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и административных проступках др. Правовая регламентация осуществления процесса правосудия регламентируется процессуальным законодательством Республики Казахстан, а именно, Гражданским процессуальным кодексом и Уголовным процессуальным кодексом. Данные законодательные акты прописывают основные принципы отправления правосудия, среди которых принцип отправления правосудия только в судебном порядке (только судом), открытость разбирательства за некоторым исключением, оговоренном в законодательном порядке, установление запрета на заочное разбирательство уголовных дел, принципы состязательности и равноправия сторон. В справочных изданиях правосудие представлено разными лингвистическими вариантами, но с одинаковой смысловой основой. Так, в словаре В. И. Даля указывается, что «правосудие» - это «правый суд, решение по закону, по совести, ... правда». Словарь С. И. Ожегова правосудие определяется как «деятельность судебных органов». В словаре Д. Н. Ушакова под правосудием понимается «деятельность судебных органов, основанная на законе» и «судебная деятельность государства (юстиция)». Сегодня в качестве основных этапов правосудия называются: • правоохранительная государственная деятельность, • правоприменительная государственная деятельность, а их результатом - судебное разбирательство. Вероятно поэтому, символом правосудия, как известно, является богиня «Юстиция», изображающая правосудие в трех символах: меча, символизирующего принудительную власть суда; чаши весов в каждой руке, взвешивающей людские поступки, дела и завязанные глаза - символ беспристрастного судебного решения. В науке «правосудие» представляется в широком и узком плане (понимании). В широком плане - как вся сфера юстиции, включая процессуальную и исполнительную деятельность, например, в уголовном праве Республики Казахстан правосудие включает как досудебную стадию, в том числе как дознание и предварительное следствие, так и судебную процессуальную (процедурно-процессуальную) деятельность. Такое понятие охватывает и исполнения судебных решений. В широком плане понятие правосудия используется, как правило, в теоретических научных исследованиях. Что касается правовых канонов, то для них типично использование данной понятийной категории в узком плане - как деятельности, осуществляемой судами Республики Казахстан (согласно Конституции Республики Казахстан).
1.2. Уязвимые слои населения - понятие, квалификационные критерии, классификация. К уязвимым слоям населения относят, как правило, тех, кто нуждается в особой защите, особой заботе, то есть тех, кто наиболее уязвим в рамках реализации государственной политики, в том числе в области отправления правосудия. Критерии уязвимости зависят от самых различных показателей. Мы бы выделили такие, как состояние здоровья, производственный фактор, эколого-климатический, социальный, экономический, возрастной, половой и т.д. При этом, их дифференциация может быть различной, и зависеть не только от общеустановленных критериев уязвимости, но и он решаемых государственных задач на данном этапе. Однако, при любой форме классификации, особое место в группе социально уязвимых категорий граждан занимают нетрудоспособные граждане. Именно они, их статус служит реальным показателем экономического состояния государств, его благополучия и цивилизованности. Защита нетрудоспособных граждан издревле относилась к категории ценностных, нравственных категорий. Не смотря на отсутствие понятийной категории «нетрудоспособный», в ранних законодательных уложениях, именно принцип нетрудоспособности был введен в основу уязвимости. Уже в ранних как правовых, так и в научных, донаучных источниках (теологических) прослеживается четкая грань того, что в помощи нуждаются не все, а лишь конкретные, наиболее уязвимые субъекты. В международной практике часто указывается, что история возникновения правового понятия «нетрудоспособность» зародилась в Соединенных Штатах Америки, где официально материальная помощь для строго определенного круга лиц была введена в 1636 году со времени основания колоний. Именно с этим годом связывают принятие закона в отношении «отцов - пилигримов из Племута». Так в законодательстве данной страны впервые инвалиды и престарелые из числа военных были выделены в качестве самостоятельных субъектов права, субъектов, нуждающихся в особой защите и помощи. Следует отметить, что в рамках международных стандартов часто закладываются показатели широкого плана, которые подвергаются серьезной критике, как в рамках научных исследований, так и в рамках самого же международного права. Так, например, в 1991 году на заседании Комиссии по правам человека, подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, в окончательном докладе ООН, в рамках Экономического и Социального Совета, были подвергнуты серьезной критике положения в области международных стандартов «нетрудоспособности». Нетрудоспособность представлялась как ограниченность конкретного индивида, препятствующая или лишающая его возможности выполнять роль, считавшуюся для него нормальной по возрастным, половым, социальным и культурным показателям - то есть взаимосвязь индивида со средой. Комитетом экспертов ВОЗ была предложена классификация этапов нетрудоспособности и представлены соответствующие примеры по последовательности наступления таких показателей, как болезнь, физиологический дефект, инвалидность, и, наконец, нетрудоспособность. Именно данные положения и были подвергнуты критике специальным докладчиком ООН по основанию расхождения с общепризнанными определениями, и сложившейся в связи с этим проблемы применения на практике. С точки зрения международного права, к категории нетрудоспособных граждан относятся дети, престарелые и инвалиды. Однако часто в перечне нетрудоспособных можно найти и таких субъектов, как семьи, потерявшие кормильца, работающие граждане в период временной нетрудоспособности, женщины в период беременности и родов, социально-дезадоптированные (эмоционально - дефицитные) граждане и др. Во всяком случае, юридические характеристики и характеристики медицинские в части определения квалификационных характеристик нетрудоспособности часто не совпадают. Именно этим можно объяснить наличие серьезных дискуссий, споров, проводимых на уровне официальных документов ВОЗ и МОТ. Некоторые представители медицины, геронтологии научно подтвержденными фактами обосновывали не состоятельность международных стандартов в части нетрудоспособности, доказывая, что детская и старческая нетрудоспособность не может ограничиваться установленными возрастными показателями и, что граждане, признанные правовыми нормами нетрудоспособными, фактически могут сохранять активную трудоспособность и вести активный образ жизни. Что касается инвалидов, то и в данном случае, даже при наличии первой группы инвалидности, будучи признанными абсолютно нетрудоспособными, нуждающимися в постоянном постороннем уходе, они часто могут осуществлять трудовую деятельность в особых или обычных условиях, получать заработную плату, самостоятельно содержать себя, свою семью. В таком случае закономерно возникает вопрос - какие критерии нетрудоспособности следует устанавливать. Для ответа на него считаем необходимым рассмотреть правовые характеристики нетрудоспособности применительно к конкретным субъектам. Как правило, в числе основной субъектной группы нетрудоспособных называются дети. Детство - само по себе является квалификационным критерием нетрудоспособности. Однако до настоящего времени отсутствуют единые как общеправовые, так и междисциплинарные квалификационные критерии определения границ детской нетрудоспособности и правового статуса детей. С точки зрения социальной психологии, понятие «детство» в нынешнем социовозрастном понимании утвердилось не ранее первой трети XIX века а «юности», как периода «социальной отсрочки» - только в XX. Юридическое определение ребенка, в любом случае, связывается с какими-либо возрастными пределами, являющимися относительными и динамичными. Даже в рамках международного права понятие детской нетрудоспособности трактуется по-разному. Так, например, «Белая книга», принятая Европейским Сообществом в июле 1994 года и названная «Европейская социальная политика: перспективы для Союза» в разделе «Защита детей и подростков» применительно к трудоспособности устанавливает следующую классификацию: - молодежь: любое лицо моложе 18 лет; - ребенок: любое лицо, не достигшее 15 летнего возраста или еще продолжающее обязательное школьное образование в соответствии с национальным законодательством; - подросток: любое лицо от 15 до 18 лет, которое не охвачено системой школьного образования, установленной национальным законодательством. При этом международный документ отмечает, что государства - члены могут сделать оговорку, гласящую, что директива не должна применяться к лицам, занятым на временных или краткосрочных работах, относящихся к домашним услугам в частном хозяйстве или к труду на семейном предприятии, если он не является вредным или опасным для молодых людей. Мы думаем, что данная трактовка относится к категории новейших и, пожалуй, одной из не многих, представляющих новую классификацию нетрудоспособности через призму международных стандартов права на труд. На сегодняшний день существует большое количество иных «концепций детства», высказывающих разные взгляды и квалификационные характеристики детской нетрудоспособности, отличающихся базисными приоритетами, начиная с биологических характеристик и заканчивая социальными приоритетами, открываемыми обществом перед ребенком. Например, в исследованиях понятийного аппарата «детство», представленных американскими учеными, можно встретить следующие определения: «Дети - маленькие взрослые, которые по достижении биологической зрелости могут взять на себя ответственность взрослого человека», «детство - возраст критического подготовительного периода в развитии зрелого человека», «детство - это время отсутствия «взрослой» ответственности и узаконенной зависимости от заботы и экономической поддержки взрослых». Один из первых американских исследователей развития ребенка Дж. Хол (1904 год) утверждал, что человек проходит стадии развития, аналогичные эволюции всего животного мира и детям, в силу предопределенной биологической незрелости, общество должно предоставлять особый статус. Неоднозначно трактует понятие «нетрудоспособные дети» и действующее казахстанское законодательство, нормы международного права. В качестве примера можно привести нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 28 июня 2002 года № 13 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» и от 9 июля 1999 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами Республики законодательства по возмещению вреда, причиненного здоровью» (с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 18.06.04 г. № 12). Гражданский и Уголовно-процессуальный Кодексы Республики Казахстан подразделяют несовершеннолетних и нетрудоспособных по разным субъектным категориям. Особый статус детства и уязвимость данной группы прописывается фактически во всех основных международных декларативных и правоустанавливающих документах в области основных прав и свобод человека. При этом к числу первых Конвенций, определяющих возраст детской трудоспособности, относится ряд конвенций МОТ, на сегодняшний день денонсированных. К ним относятся: Вашингтонская 1919 г., № 7, № 10, принятая в Женеве 25 октября 1921 г. и Конвенции 1921 г. Они устанавливали трудоспособный возраст для определенного рода работ на уровне четырнадцати лет и ранее этого возраста. Что касается признанных сегодня декларативных документов, то п. 2 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. провозглашается особое попечение и помощь материнству и младенчеству, а также всех детей, родившихся в браке или вне брака. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. № 41/85 «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» в ст. 11 устанавливая условия воспитания ребенка в другой семье, также определяет возрастные границы на уровне достижения ребенком совершеннолетия. Один из основных декларативных документов - Декларация прав ребенка, провозглашенная резолюцией 1386 А (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, представляющая основной набор прав и гарантий, не определяет возрастные пределы детства, вместе с тем, принцип второй, при определении вопросов способности труда детей, отсылает нас к национальному праву, в том числе в области материального обеспечения. Определенные тематические стандарты в отношении правового статуса детей, также баз ссылки на какой бы то ни было возраст, содержат Всемирная Нью-Йоркская декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей» от 30 сентября 1990 г., Декларация «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях», утвержденная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. № 41/85. Действующие стандарты регламентируют более конкретные положения, за некоторым исключением. Так, Международные Пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (Нью-Йорк) ратифицированные законами Республики Казахстан от 21 и 28 ноября 2005 г. и вступившие в силу с 24 апреля 2006 года, Конвенция «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» принятая в Гааге 29 мая 1993 года и некоторые другие провозглашают равенство детей и их основные права в самых различных направлениях без конкретизации возрастных пределов. Основным международным правовым документом в области правового регулирования статуса детей следует считать Конвенцию о правах ребенка, принятую в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. и ратифицированную постановлением Верховного Совета РК от 8 июня 1994 г. № 77. В первой статье она устанавливает, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Женевские Конвенции МОТ № 33 1932 г. и пересмотренная № 603 от 3 июня 1937 г. устанавливают предел уязвимости на уровне пятнадцатилетнего возраста. Сегодня действует ряд других источников международного права, устанавливающих критерии уязвимости детей в системе права, в том числе правосудия. Что касается казахстанского законодательства, то и в данном случае правовому статусу детей уделяется значительное внимание. Так, например, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан» ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия), независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей или других законных представителей, а также не зависимо от факта рождения в браке и вне его. Аналогичные критерии устанавливает и Закон от 11 июля 2002 года «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями». Чаще всего трактовка трудоспособности представляется через призму дееспособности и, в частности, способности участвовать в отправлении правосудия. Так, Гражданский кодекс Республики Казахстан при определении возрастных пределов ответственности за причиненный детьми вред в ст. 926 устанавливает, что несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно и на общих основаниях несут ответственность за причиненный ими вред. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет имущества или иных источников доходов, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Если несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, нуждающийся в попечении, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной зашиты населения или в другом аналогичном учреждении, которое в силу закона является его попечителем, эти учреждения обязаны возместить вред полностью или в недостающей части, если не докажут, что вред возник не по их вине. Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующего учреждения по возмещению вреда прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо когда у него до достижения совершеннолетия появятся имущество или иные источники доходов, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. При этом, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законодательными актами допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Определенные возрастные пределы дееспособности устанавливаются Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан. В частности ст. 46 определяет, что способность своими действиями осуществлять свои права и выполнять обязанности в суде, поручать ведение дела представителю принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим восемнадцати лет, а интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, как впрочем и детей, не достигших 14 летнего возраста, защищаются в суде их родителями или иными законными представителями. Особые споры при установлении критерия нетрудоспособности ведутся в отношении престарелых граждан. Обычно, их нетрудоспособность связывается с моментом достижения пенсионного возраста. Однако пределы такого возрастного рубежа и состояние нетрудоспособности, как правило, не совпадают. Так, в решении экспертного комитета ВОЗ по старению (1973 год) указывалось, что технические достижения медицины, облегчившие концентрацию и снизившие заболеваемость во второй половине жизни, поставили на видное место нужды лиц пожилого возраста, эти достижения способствовали повсеместному старению населения. Вместе с тем, престарелые граждане давно были признаны особой группой - наиболее социально уязвимой как в социальной сфере, так и в области доступа к правосудию. Подтверждением тому являются материалы 28 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, прошедшей в августе 1973 года на которой был заслушан доклад Генерального Секретаря ООН «К вопросу о пожилых и престарелых» и определены конкретные меры по исследованию проблем, в том числе в области установления критериев их нетрудоспособности и направлений материального обеспечения. А в мае 1989 г. в Гданьске проблемы старости обсуждались на шестой конференции гуманистов и врачей проходившей под эгидой Общества распространения светской культуры. Позже, 16 декабря 1991 г., Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация прав старого человека, которая представляет собой свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в отношении старых людей. В «Белой книге» ЕС (2 февраля 1991 года) провозглашена политика защиты интересов престарелых через решение проблем их экономической и социальной интеграции в общество. Принято решение о действиях Сообщества в защиту престарелых. Решением Совета от 24 июня 1992 года 1993 год был объявлен Европейским годом престарелых и солидарности поколений. 6 декабря 1993 года Совет принял декларацию о престарелых, одобренную Европейским Парламентом 24 февраля 1994 года, а 1999 год объявляет Международным годом пожилых людей. Следует учитывать и факт различного отношения к установлению пенсионного возраста в странах. Многие государства, именно на основе возможности трудиться повышают планку пенсионного возраста. Например, в Великобритании в 1995 году пенсионный возраст женщин был приравнен к пенсионному возрасту у мужчин и составил 65 лет. Данная норма вводится поэтапно и будет реализована в окончательном варианте лишь в 2010 году. Она коснется лишь женщин, родившихся не ранее 6 марта 1955 года. В США также сегодня рассматривается вопрос об увеличении пенсионного возраста для мужчин и женщин с 65 до 70 лет и возможность получения неполной пенсии с 65 летнего возраста. Что касается Республики Казахстан, то в соответствии с новым пенсионным законодательством пенсионный возраст для женщин будет поэтапно повышаться на полгода до достижения отметки 63 лет.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |