|
|
|
Заключение
Эксперт - профессор Г.Ж. Сулейменова
Список использованных сокращений 1. Предмет научно-правовой экспертизы 2. Методы проведения научно правовой экспертизы 3.1. Общая характеристика Конвенции и национального законодательства 3.2. Понятие доступности правосудия 3.4. Гарантии права ребенка на доступ к правосудию Уголовная ответственность несовершеннолетних Гражданско-правовая дееспособность несовершеннолетних Гражданско-процессуальная дееспособность несовершеннолетних Уголовно-процессуальная дееспособность несовершеннолетних Административная ответственность несовершеннолетних
Список использованных сокращений
Эксперт - Сулейменова Гульнар Жахановна, кандидат юридических наук, академический профессор; научная специализация «12.00.09 - уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность»; научно-преподавательский стаж - 33 года; имеет свыше 160 опубликованных научных и учебно-методических работ; опыт проведения научно-правовых экспертиз нормативных правовых актов - свыше 15 лет.
1. Предмет научно-правовой экспертизы
Конвенция о правах ребенка и нормативные правовые акты Республики Казахстан, в части, касающейся доступа к правосудию детей и его гарантий1. ________________________________ 1 В настоящем исследовании не рассматриваются вопросы правоприменительной практики по реализации Конвенции и национального законодательства в части, касающейся прав ребенка, поскольку согласно п.п. 1.1. Договора на оказание услуг от 17 июля 2012 г. с Корпоративным Фондом «Фонд Евразия Центральной Азии», эти вопросы не входя в предмет исследования.
2. Методы проведения научно правовой экспертизы
В ходе проведения научно-правовой экспертизы и оформления ее результатов использовались анализ и доктринальное толкование нормативных правовых актов с применением системно-правового, исторического, сравнительно-правового, структурного, логико-юридического и юридико-лингвистического методов научного исследования.
3. Научно-правовой анализ
С момента обретения независимости в 1991 г. Казахстан стал участником основных международных договоров о правах человека, что является подтверждением его приверженности к реформированию нормативной правовой базы во всех сферах государственной жизни общества в с соответствии с международными принципами и стандартами. Такая приверженность нашла свое отражение и в Основном законе республики: согласно п. 1 ст. 4 Конституции РК, международные и иные договорные обязательства Казахстана входят в систему действующего права республики наряду с Основным законом страны, а также соответствующие ему законы и иные нормативные правовые акты, а также нормативных постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. При этом международные договоры, ратифицированные Казахстаном, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона2. ________________________________________ 2 См.: Постановление Конституционного Совета РК от 28 октября 1996 года № 6/2 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан» // ЭПС «Законодательство РК». Нормативное постановление Верховного Суда РК от 10 июля 2008 года № 1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан // Казахстанская правда. 2008. 9 августа.
В системе ратифицированных Казахстаном международных договоров и иных обязательств важное место занимает Конвенциях о правах ребенка, подписанная в г. Нью-Йорке 16 февраля 1994 г. и ратифицированная постановлением Верховного Совета РК 8 июня 1994 г. № 77-XIII3. Казахстаном также были ратифицированы 4 июля 2001 г. Факультативный протокол к Конвенции, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах4 и Факультативный протокол к Конвенции, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии5, а также Факультативный протокол от 14 июля 2011 г. к Конвенции, касающийся процедуры сообщений6. __________________________________ 3 Постановление Верховного Совета РК от 8 июня 1994 г. № 77-XIII «О ратификации Конвенции о правах ребенка», а также см.: п. 1 Указа Президента РК, имеющий силу закона, от 23 марта 1995 г. № 2147 «Об актах Верховного Совета Республики Казахстан», которым постановление от 8 июня 1994 г. признано действующим и обладающим юридической силой со дня введения в действие (ВВС РК. 1995. № 1-2. ст. 1). 4 См.: Закон РК от 4 июля 2001 г. № 221-II «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах» // ВП РК. 2001. № 15-16, ст. 222 5 Закон РК от 4 июля 2001 г. № 219-II «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии» // ВП РК. 2001. № 15-16, ст. 220. 6 ЭПС «Законодательство РК».
Нормы ряда других международных актов, ратифицированных Казахстаном, в своей совокупности дополняют и конкретизируют нормы Конвенции, а также являются дополнительными гарантиями реализации ее принципов в отношении прав, свобод и интересов детей, обеспечивающими им доступ к правосудию. К их числу следует отнести: P Всеобщую декларацию прав человека, принятую на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., P Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в Нью-Йорке 19 декабря 1966 г., P Минимальные стандарты правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г., P Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания (Кишинев, 7 октября 2002 г.) и др.) и некоторые другие акты. Конвенция, отмечая необходимость особой защиты ребенка в особой и надлежащей правовой помощи ребенку, предоставления ему защиты и содействия (Преамбула), обязывает государства-участников принять все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания (п. 2 ст. 2); обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия и с этой целью принять все соответствующие законодательные административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (п. 2 ст. 3, ст. 4). Указанным положениям Конвенции корреспондирует п. 1 ст. 27 Основного закона Казахстана, провозглашающий: «Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства». Важными гарантиями его реализации являются также конституционные нормы, устанавливающие обязанность государства признать и гарантировать права и свободы человека в соответствии с Конституцией (п. 1 ст. 12), а также предусматривающие право каждого на признание его правосубъектности и право защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами (п. 1 ст. 13), право каждого на судебную защиту своих прав и свобод (п. 2 ст. 13), равенство всех перед законом и судом (ст. 14), недопустимость ограничения прав и свобод, предусмотренных ст.ст. 10, 11, 13-15, п. 1 ст. 16, ст.ст. 17, 19, 22, п. 2 ст. 26 Конституции (п. 3 ст. 39) и др. Общие принципы и нормы Конвенции и других международных актов, нашли свое отражение не только в Конституции РК, но и в нормативных правовых актах, устанавливающих и обеспечивающих права и интересы детей (политические, социально-экономические, культурные и др.), а также выступающих правой основой для обращения за судебной защитой. К их числу следует отнести: 1. Законы РК: «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 г. № 345-II, «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 г. № 591, «О профилактике правонарушений» от 29 апреля 2010 г. № 271-IV ЗРК, «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 г. № 214-IV, «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» от 13 декабря 2000 г. № 113-II, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения защиты прав ребенка» от 23 ноября 2010 г. № 354-IV, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности» от 29 декабря 2010 г. № 372-IV, «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» от 30 марта 1999 г. № 353-I, «О медиации» от 28 января 2011 г. № 401-IV; «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам медиации» от 28 января 2011 г. № 402-IV; «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам службы пробации» от 15 февраля 2012 г. № 556-IV; «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г. № 1017-XII; «О системе здравоохранения» от 4 июня 2003 г. № 430; «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 г. № 343-II «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» от 28 июня 2005 г. № 63-III; «О специальных социальных услугах» от 29 декабря 2008 г. № 114-IV ЗРК; «О профилактике йододефицитных заболеваний» от 14 октября 2003 г. № 489 «О безопасности игрушек» от 21 июля 2007 г. № 306-III, «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления» от 16 июня 2004 г. № 565, а также в ряде других законов. 2. Кодексы, содержащие специальные разделы (главы), а также отдельные нормы, гарантирующие доступ несовершеннолетних к правосудию: 1) ГК (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. [ст.ст. 22-25), 2) ГК (Особенная часть) от 1 июля 1999 г. № 409-1 [ст.ст. 926, 927, 940, 941), 3) «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 г. № 518-IV ЗРК7 (Глава 10. Права ребенка, Глава 13. Усыновление ребенка, Раздел 4. Опека и попечительство, Глава 25. Государственная регистрация рождения ребенка и др.), ________________________________ 7 Ранее действовал Закон РК от 17 декабря 1998 г. «О браке и семье».
4) ГПК от 13 июля 1999 г. № 42-М (Глава 33-1. Производство по делам о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации с особым режимом содержания, Глава 36-1. Производство по заявлениям об усыновлении (удочерении) ребенка, а также ст.ст. 30, 46, 199, 289), 5) КРКоАП от 30 января 2001 г. № 155-II (Глава 9. Административная ответственность несовершеннолетних, Глава 12. Административные правонарушения, посягающие на права несовершеннолетних, Глава 33-1. Производство по делам о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации с особым режимом содержания, Глава 33-1. Производство по делам о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации с особым режимом содержания), 6) УК от 16 июля 1997 г. (Раздел 6. Уголовная ответственность несовершеннолетних (ст.ст. 78-87), Глава 2. Преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.ст. 131-140), а также ст.ст. 15, ч. 2 ст. 41, ч. 2 ст. 42, ч.ч. 2 и 4 ст. 48, ч. 2 ст. 49, ст. 86, п.п. «б», «г» ч. 1 ст. 53, ч. 3 м 4-1 ст. 63, ч.ч. 2, 4, 5 ст. 64, ч. 3 ст. 67, ст. 72, п. «о» ч. 1 ст. 96 ст. 97 ч. 2 ст. 93, п. «з» ч. 2 ст. 103, п. «з» ч. 2, ст. 104, ч.1, п. «а» ч. 2 ст. 107, ст. 115 ч. 3 ст. 116, п.п. «в, д» ч. 2 ст. 120, п.п. «в, г» ч. 2 ст. 121, п. «д» ч. 2 ст. 125, п. «д» ч. 2 ст. 126, п. «г» ч. 2 ст. 141-1, ч. 2 ст. 148, ч. 2 ст. 162, п. «е» ч. 2 ст. 229, ч. 2 ст. 233-4, п. «д» ч. 1 ст. 234, ч. 4 ст. 259, ч. 3 ст. 261, п. «а» ч. 2 ст. 269-1, ст. 273-1), 7) УПК от 13 декабря 1997 г. № 206-I (Глава 52. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних (ст.ст. 480-495), ч. 4-1 ст. 37, ч. 1 ст. 68, ч. 3 ст. 43, п. 3 ч. 1 ст. 49, ч. 3 ст. 59, ч. 2 ст. 76, ч. 3 ст. 77, ст. ст. 79, ч. 2 ст. 80, ч. 2 ст. 117, п. 4 ч. 1 ст. 140, 147, 215, ч. 1 ст. 155, ч. 5 ст. 158, ч. 8 ст. 176, ч. 2 ст. 190-1, ч. 2 ст. 191, ч.ч. 1 и 2 ст. 215, ч. 12 ст. 222, ч. 1 ст. 288, ст.ст. 290-1, 291-1, ст. 291, п. 1 ч. 1 ст.ст. 292, 295, ч. 3 ст. 296, ст. 352, п. 1 ч. 1 ст. 371, ч.ч. 1 и 2 ст. 388, ч. 1 ст. 396-1, ч. 1 ст. 397, ч. 4 ст. 408, ч. 1 ст. 447, ч.ч. 2, 5 ст. 455, ч. 5 ст. 456), 8) УИК (Глава 17. Особенности отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными несовершеннолетними, а также ст. 52, ч. 4 ст. 68, ч. 9 ст. 69, ч. 2 ст. 71, ч. 1 ст. 75, ч. 4 ст. 83, ч.ч. 2 и 4 ст. 93, ч. 5 ст. 95, ст. 96, ч. 6 ст. 113, ч. 1,ст. 118, ч. 4 ст. 126, ст. 171, ч.ч. 4 и 5 ст. 177, ч. 1 ст. 184 и др.), 9) Трудовой кодекс от 15 мая 2007 г. № 251-III (Глава 16. Особенности регулирования труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возрасту (ст.ст. 178-184), п.п. 21 и 22 ст. 15, п. 24, ч. 2 ст. 23, п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 26, ст. 30, п.п. 1 и 9 ч. 1 ст. 31, п. 4 и 5 ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 78, п. 2 ч. 1 ст. 88, ч. 3 ст. 94, п. 3 ч. 2-1 ст. 100, п. 2 ч. 3 ст. 111, ч. 4 ст. 109, ст. 113, ч. 2 ст. 116, п. 1 ст. 145, ст.ст. 178, 181, ч. 1 ст. 185, ст.ст. 188, 192, 194, 195, 200, 211). 3. Разъяснения Верховного Суда РК, даваемые в принимаемых им нормативных постановлениях, играют важную роль в обеспечении судами принципа судебной защиты прав несовершеннолетних. К их числу следует отнести следующие нормативные постановления Верховного Суда РК: P «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» от 28 апреля 2000 г. № 4, P «О некоторых вопросах применения судами законодательства о браке и семье при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» от 22 декабря 2000 г. № 17, P «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» от 28 апреля 2000 г. № 5, P «О судебной практике по делам об установлении отцовства и факта признания отцовства» от 30 сентября 1971 г. № 7, P «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» от 11 апреля 2002 г. № 6, P «О некоторых вопросах назначения наказания в виде лишения свободы» от 19 октября 2001 г. № 15, P «О некоторых вопросах применения судами Республики законодательства по возмещению вреда, причиненного здоровью» от 9 июля 1999 г. № 9 и др. 4. В целях реализации вышеуказанных нормативных правовых актов, одним из направлений деятельности высшего надзорного органа страны - прокуратуры, является надзор за их применением, что нашло свое закрепление в приказе Генерального Прокурора РК № 10 от 31 марта 2005 г. «Об организации прокурорского надзора за применением законодательства о несовершеннолетних». 5. Несмотря на столь солидную нормативно-правовую базу, регламентирующую сферу правоотношений, связанных с несовершеннолетними, до настоящего времени в Казахстане отсутствует целостная система правосудия по делам несовершеннолетних. Хотя определенные меры в этом направлении государством предпринимались и предпринимаются по настоящее время. Так, в целях определения основных направлений, приоритетов, задач государственной политики в области охраны прав и защиты интересов детей, а также основных стратегических направлений профилактики и предупреждения социального сиротств, была принята Программа «Дети Казахстана» на 2007-2011 г.г., утвержденная постановлением Правительством РК от 21 декабря 2007 г. № 1245. В целях обеспечения координации по реализации Конвенции о правах ребенка и государственной политики по обеспечению охраны прав и законных интересов детей постановлением Правительства РК от 13 января 2006 г. № 36 создан специальный уполномоченный орган - Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки РК. Указом Президента РК от 1 февраля 2006 г. № 56 создана Национальная комиссия по делам семьи и тендерной политике как консультативно-совещательный орган при Президенте РК. В целях укрепления нравственных основ воспитания и охраны репродуктивного здоровья подрастающего поколения постановлением Правительства РК 21 декабря 2001 г. утверждена Концепция по нравственно-половому воспитанию в Республике Казахстан. В рамках страновой программы сотрудничества ЦАРК ЮНИСЕФ и Правительства Казахстана реализуются Проекты «Дети, нуждающиеся в особых мерах защиты», «Уменьшение вреда и эксплуатации детей», «Обучение детей и молодежи ненасильственному поведению». Важной вехой в обеспечении прав, свобод и интересов детей и их защиты явился Указ Президента РК от 20 сентября 2002 г. № 949 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан» в части, касающейся о необходимости о создания ювенальных судов (по делам несовершеннолетних) (п. 3)8. В целях реализации данного положения в 2007 г. были образованы два специализированных межрайонных суда по делам несовершеннолетних» в городах Астана и Алматы. В 2008 г. была принята Концепция развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 г.г., одобренная Указом Президента РК от 19 августа 2008 г. № 6469. В Концепции указывалось на необходимость создания «ювенальной юстиции в Казахстане, состоящей из специализированных служб: ювенальной полиции, ювенальной прокуратуры, ювенальных судов, ювенальной адвокатуры, ювенальных уголовно-исполнительных инспекций, социальных психологов и региональных органов по защите прав детей» (п. 3). Указом Президента РК от 24 августа 2009 г. № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» предусматривалось развитие ювенальных судов, которые должны стать центральным звеном создаваемой в стране системы ювенальной юстиции (п. 3.2)10. ____________________________ 8 САПП РК. 2002 г. № 31. Ст. 336. 9 Казахстанская правда. 2008. 28 августа. 10 САПП РК. 2009. № 35. Ст. 331.
Хотя Концепцией обозначен срок ее реализации - 2011 г., однако до настоящего времени, подавляющая ее часть еще не реализована - специализированные суды созданы только в двух городах, не созданы также специализированные структуры (ювенальная прокуратура, ювенальная полиция, ювенальная адвокатура, специализированные уголовно-исполнительные инспекции, система социального сопровождения несовершеннолетних), а также не реализованы либо реализованы недостаточно и другие предусмотренные Концепцией меры. Постановлением Правительства РК от 2 марта 2012 г. № 283 «Об утверждении Плана мероприятий на 2012 год по реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года», предусмотрена разработка в текущем году Плана мероприятий по принятию мер по законодательному, организационному и институциональному обеспечению дальнейшего развития системы ювенальной юстиции Республики Казахстан и проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования ювенальной юстиции». В этой связи представляется, что в целях создания целостной системы нормативных правовых актов, касающихся, несовершеннолетних, необходима разработка и принятие таких законов, как «Об основах законодательства о ювенальной юстиции в Республике Казахстан», «О специализированных межрайонных судах по делам несовершеннолетних», положение «Об уполномоченном по правам несовершеннолетних», а также внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство (УПК, ГПК, ГК, УИК, Трудовой кодекс, ЗРК «О браке и семье» и др.). Чтобы эти законы были действенными (т.е. ограждали ребенка от любых видов эксплуатации) и активизировали противодействие вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность (пьянство, наркоманию, занятие проституцией, попрошайничеством и т.п.), необходимо изменение практических технологий работы с несовершеннолетними. К сожалению, работа в этом направлении ориентирована только на реформу законодательства и не уделяется должного внимания подготовке и повышению квалификации специалистов в этой области. Действующее законодательство, в основном, соответствует основным принципам Конвенции, и в частности ст. 40 Конвенции, что позволяют осуществлять эффективную судебную защиту прав и интересов ребенка. Однако признание и закрепление демократических новелл в законодательстве отнюдь не означает, что они адекватно претворяться в правоприменительной деятельности. Например, не смотря на провозглашенный курс либерализации и гуманизации уголовной политики, применение такой меры пресечения, как арест, а также назначение наказания в виде лишения свободы, как были, так и остаются приоритетными в деятельности судов. А введение ряда новых институтов (суд с участием присяжных, судебное санкционирование ареста, применение мер безопасности к участникам уголовного процесса и др.), несмотря на их конструктивность и те благие намерения, которыми руководствовался законодатель, не принесли желаемых эффектов. Поэтому многие изменения и дополнения, внесенные в законодательство, нормы принятых новых законов носят декларативный характер и не применяются, либо игнорируются, либо извращаются на практике. На недостатки правоприменительной практики указывают и международные эксперты11. ___________________________________ 11 См., например: Дэн О'Доннелл. Оценка достижений реформы системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан. Швейцария, 2009; Манфред Новак. Доклад Специального докладчика по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания. Миссия в Казахстан // Комитет по правам человека, 2009 г. Генеральная Ассамблея ООН (A/HRC/13/39/Add.3); Элизабет Катта. Поддержка судебной и правовой реформы в Республике Казахстан. Деятельность 3.3.6.3. Ювенальная юстиция. Оценочный отчет // EuropeAid/128586/C/SER/KZ. Париж, 2010 и др.
Необходимо кардинально изменить правоприменительную практику, сложившиеся в ней негативные стереотипы в отношении защиты прав человека вообще, и несовершеннолетних, в частности, поскольку в деятельности как судов, так и правоохранительных органов преобладают репрессивные начала, о чем свидетельствуют данные статистики и правоприменительной практики по уголовным делам.
3.2. Понятие доступности правосудия
Для реализации права на судебную защиту прав и свобод необходимы механизмы, обеспечивающие каждому доступность правосудия: правовые, организационные, судоустройственные, финансовые и др. На доступность правосудия важное существенное влияние оказывает также кадровое обеспечение судебного корпуса и аппарата судов, наличие надлежащей системы квалифицированной юридической помощи, уровень правосознания и правовой культуры не только правоприменителей, но и населения, адекватность законодательства практике его применения судами и органами уголовного преследования, других органов и их должностных лиц, вовлекаемых в сферу судопроизводства. Доступность правосудия ныне является одним из межотраслевых процессуальных принципов судопроизводства, который закреплен не только в Конституции (п. 2 ст. 13), но и получил свое развитие в качестве самостоятельного принципа в ГПК (ст. 8), КРКоАП (ст. 27) и УПК (ст. 12). Он находит свое выражение в том, что государство предоставляет каждому возможность обращения за судебной защитой прав и свобод. Провозглашая этот принцип, законодатель, в то же время не дает его определения, что приводит нередко к пониманию этого принципа в узком, ограниченном смысле. Между тем, в юридической литературе указываются на критерии, определяющие доступность правосудия, касательно ее судоустройстве иных и судопроизводственных аспектов, которые отражают, на мой взгляд, те основные положения, которые вытекают из идей и норм Конвенции о доступе правосудия, а именно: - гарантированное право на обращение в суд в четко (ясно) установленном порядке, не допускающем субъективизма при применении закона; - близость суда к населению; - разумные судебные расходы с правом неимущего быть освобожденным от них; - разумные сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел; - научно-обоснованные нормативы нагрузки судей; - простота и ясность процедуры рассмотрения дела; - гарантия юридической помощи (нуждающимся - бесплатно)»12; - соблюдение формы судопроизводства13; - установление специальных процессуальных сроков обращения в суд; - порядок подготовки дела к рассмотрению и самого рассмотрения дела; - упрощение и ускорение судопроизводства как на способ облегчения доступа к правосудию14; - надлежащее уведомление лиц, участвующих в деле, с фиксацией вручения судебных документов или отказа от их получения, с указанием полномочий лиц, получивших судебное извещение от имени адресата15 и др. ___________________________________ 12 Шакарян М.С. Проблемы доступности и эффективности правосудия в судах общей юрисдикции // Проблемы доступности и эффективности правосудия в арбитражном и гражданском судопроизводстве. М, 2001. С. 61. 13 Боннер А.Т. Некоторые проблемы доступности правосудия в арбитражном и гражданском судопроизводстве // Там же. С. 92. 14 Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000. С. 125. 15 Кочергин В.В., Жолокдзь Ж.В. Справедливое правосудие с точки зрения международного процессуального права и новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. № 9. С. 56.
К числу организационных факторов, предопределяющих доступность правосудия, относятся также: - подготовка и отбор кадров для судебной системы; - достаточное материальное обеспечение судей как минимальная гарантия их неподкупности и беспристрастности; - информационное обеспечение всех судебных инстанций; - избавление судов от переписки по вопросам, связанным с рассмотрением судебных дел; - необходимость создания системы мер по предупреждению и выявлению коррупции внутри судейского сообщества16; - создание системы управления движением дела, т.е. определение режима прохождения дела в суде и графика управления делом, контроль за продвижением дела, обеспечение эффективной связи с представителями сторон, непрерывная оценка работы системы, автоматизация процесса управления делом17 и др. ___________________________________ 16 Фурсов Д.А., Харламова И.В. Организационное обеспечение задач судопроизводства в арбитражном и гражданском процессе // Проблемы доступности и эффективности правосудия в арбитражном и гражданском судопроизводстве. М, 2001. С. 105-109. 17 Прокудина Л.А., Сесил Дж. С. Система управления движением дела - фактор повышения эффективности отправления правосудия // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. № 10. С. 160, 170.
Наряду с этим исследователями указываются и факторы, создающие препятствия либо затрудняющие реализацию права получения судебной защиты, которые весьма разнообразны. Они относятся к политической, социально-экономической и правовой сферам, а также связаны с историческими традициями, сложившимися в том или ином государстве, ментальностью населения, уровнем образования, правовой культуры и правового сознания, квалификации судей, должностных лиц органов уголовного преследования и адвокатов, а также уровнем доступности получения юридической помощи и правовой информации. К числу таких факторов ряд авторов относят следующие обстоятельства: - судебная волокита, а также высокий размер судебных пошлин18; - продолжительность судебных процессов; - удорожание всей «юридической инфраструктуры», включая сферу предоставления квалифицированной юридической помощи; - усложнение организации судебной системы и правил судебного процесса; - неразвитость общественных институтов, обеспечивающих юридическую защиту различных групп населения; - недооценка и недопонимание в обществе, в науке, среди судей, других юристов и лиц, принимающих решения, важности и значения данной проблемы для защиты прав человека, становления независимой и эффективной судебной власти19; - некачественность, противоречивость и пробельность законов; - низкий профессиональный уровень судей и других правоприменителей; - коррумпированность определенной части судей, прокуроров, следователей, а также ряд других факторов. ___________________________________ 18 Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М, 2003. С. 650 19 Ярков В.В. Цели судопроизводства и доступ к правосудию // Проблемы доступности и эффективности правосудия в арбитражном и гражданском судопроизводстве. М., 2001. С. 72.
3.4. Специализированные суды - как гаранты эффективности
Мировой опыт показывает, что эффективность в вопросе правовой защиты несовершеннолетних граждан достигается в тех странах, в которых существуют специальные структуры - суды по делам несовершеннолетних, действующие в тесном взаимодействии с различного рода консультативными центрами по защите прав несовершеннолетних, специальными представителями государства (омбудсменами, медиаторами и др.) по делам этой возрастной группы. В обеспечении эффективной защиты прав и законных интересов каждого, обратившегося за судебной защитой, важное значение имеет создание, в первую очередь, наиболее оптимальной системы судебных органов. Долгое время в Казахстане дела, касающиеся прав и интересов ребенка, рассматривались в судах общей юрисдикции по общим правилам судопроизводства (за исключением уголовных дел), хотя в некоторых судах практиковалась специализация судей по делам этой категории. Лишь в 2007 г. Указом Президента РК от 23 августа 2007 г. № 385 «Об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних» в двух городах (гг. Астана и Алматы) были созданы указанные суды, но и то, как указывалось, ранее - только в двух городах. Важно указать, что эти суды созданы как суды комплексной юрисдикции, к подсудности которых отнесены: 1) уголовные дела о преступлениях: - совершенных несовершеннолетними. Но при этом оговаривается исключение дел, отнесенные к подсудности специализированного межрайонного суда по уголовным делам, специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам и военного суда гарнизона; - о преступлениях, предусмотренных п. «л», ч. 2 ст. 103, п. «з» ч. 2 ст. 122, 122, 124, 131, 132, 132-1, ч.ч. 1-3 ст. 133, 134, 135, ч. 1 ст. 136, 137, 138, 139 УК; 2) гражданские дела по спорам об определении места жительства ребенка; о лишении (ограничении) и восстановлении родительских прав; об усыновлении (удочерении) ребенка; о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации с особым режимом содержания; по спорам, возникающим из опеки и попечительства (патроната) над несовершеннолетними в соответствии с брачно-семейным законодательством (ч. 1-3 ст. 30 ГПК). Если на территории соответствующей административно-территориальной единицы не образован такой суд, отнесенные к его подсудности дела вправе рассматривать районный (городской) суд; 3) дела об административных правонарушениях: - совершенных несовершеннолетними (незаконное обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами без цели их сбыта (ч. 2 ст. 320 КРКоАП), хулиганство (ст. 331) стрельба из огнестрельного оружия, взрыв пиротехнических устройств в населенных пунктах (ч. 3 ст. 332 КРКоАП), заведомо ложный вызов специальных служб (ч. 3 ст. 334 КРКоАП), надругательство над памятниками истории и культуры или природным объектом (ч. 2 ст. 341 КРКоАП), повреждение телефонов-автоматов (ч. 2 ст. 500 КРКоАП), - дела об административных правонарушениях, посягающих на права несовершеннолетних (ст.ст. 111, 111-1, 112, 112-1, 114, 115, 115-1, 116, 117, ч. 2 ст. 327, ч. 1-1 ст., 336 ч. 2 ст. 336-3, ч. 2 ст. 336-4, ст. 519 КРКоАП). На протяжении ряда лет обсуждается вопрос об образовании таких судов и в других регионах республики. Безусловно, создание таких судов способствует наиболее оптимально решить вопросы не только доступности правосудия для несовершеннолетних, но и главное, - специализации судей и, как следствие этого - повышения квалификации судей, уменьшения нагрузки на суды и, в первую очередь, на основное судебное звено, что содействует эффективности судебной деятельности, а также решению ряда судоустройственных вопросов. Представляется, что такие суды должны быть сформированы из числа судей, имеющих не только высокие профессиональные юридические знания, но и прошедших специализацию в области детской и юношеской педагогики, психологии и дефектологии. Необходимо, чтобы специализированные суды по делам несовершеннолетних должны быть судами не только комплексной, смешанной юрисдикции, но иметь и строго социальную направленность. Важно также, чтобы было предусмотрено положение о недопустимости передачи таких дел на рассмотрение другим судам (что имеет место в настоящее время по уголовным и административным делам), а также иным органам и организациям. Национальная модель ювенальной юстиции должна представлять собой систему, состоящую не только из судов по делам несовершеннолетних, но и включать в себя: 1) различные социальные службы по защите прав несовершеннолетних, консультативных центров, учреждений для социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей и др.; 2) служб, исполняющих решения судов в отношении несовершеннолетних. При этом важно, чтобы в эту систему были вовлечены и органы, разрабатывающие нормативные правовые акты, касающиеся несовершеннолетних.
3.4. Гарантии права ребенка на доступ к правосудию
Важное значение для реализации права на судебную защиту несовершеннолетнего имеет определение возраста лица в целях определения того, подпадает ли оно под определение «ребенок». Статья 1 Конвенции определяет, что ребенком считается «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Из этой нормы следует, что в национальном законодательстве может допускаться установление возраста достижения совершеннолетия ниже 18 лет. Однако при этом не должны нарушаться основные принципы Конвенции - наилучшее обеспечение интересов ребенка и недопущение дискриминации20. Кроме того, в гражданском, уголовном и трудовом законодательстве возраст не должен быть чрезмерно заниженным, для чего необходимо руководствоваться Правилом 4.1. Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, предусматривающего, что «нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости»21.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |