|
|
|
04.06.2014 В каких регионах РК наблюдается дефицит учителей Сегодня стало известно, что почти 4 тыс. выпускников не преодолели пороговый уровень по итогам второго дня ЕНТ. Причин этому может быть много, от некачественно поставленного учебного процесса в школах до нервного напряжения юных умов. Однако, в любом случае в этой проблеме так или иначе усматривается проблема тесного взаимодействия учителей и учеников в процессе приобретения знаний - насколько соответствует уровень знаний самого обучающего, насколько доходчиво он излагает материал, и, вообще, хватает ли учителю время на контроль процесса и уделять ли он достаточно времени для работы с каждым учеником. На последнем пункте остановимся подробнее. На начало 2013/2014 учебного года в Республике Казахстан количество общеобразовательных школ снизилось на 1% и составило 7 561 учреждений. При этом, численность учащихся в школах выросла на 1,9% до 2,6 млн. человек. Вместе с тем, численность педагогических работников в школах также увеличилась - на 0,9% по сравнению с уровнем на начало предыдущего учебного года и составила 310,8 тыс. человек. Таким образом, в целом по Казахстану на каждого учителя приходится по 8 учеников. Нужно отметить, что показатель соотношения числа учеников к числу учителей в Казахстане снижается, что является положительным фактором для улучшения качества образовательного процесса. Так, если 10 лет назад это соотношение составляло 12 человек на одного учителя, то в текущем учебном году этот показатель равен 8 ученикам на одного учителя. Самый лучший показатель по уровню учительской нагрузки (соотношению числа учеников к числу учителей) показывает Северо-Казахстанская область - 5 учеников на одного учителя. На начало текущего учебного года в регионе насчитывалось в общей сложности 72,9 тыс. учеников. При этом, учителей в области было 13,6 тыс. человек. Однако, по сравнению с предыдущим годом число учеников в СКО снизилось на 2,5%. Если мы посмотрим на динамику изменения численности учащихся в школах, то увидим, что в области наблюдается устойчивый тренд их снижения, в среднем на 4,9% в год. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что 2011/2012 учебного года темп снижения этого показателя замедляется. Что касается числа школьных учителей, то тут также фиксируется снижение показателя, хотя и не такой крутой, как в случае с учениками - на 2,1% по сравнению предыдущим учебным годом. За последние 10 лет число учителей в СКО снижалось в среднем на 0,3% в год. Отметим, что с 2007/2008 по 2011/2012 учебные годы снижение не только замедлялось, но и вовсе сменялось ростом. На начало 2011/2012 учебного года в школах СКО число учителей резко выросло, на 11,4%. Однако, эта тенденция не продолжилась, и в последние два года этот показатель вновь снижается. На втором месте находится Западно-Казахстанская область, где на каждого учителя приходится по 6 учеников общеобразовательной школы. Это хороший показатель, если учитывать тот факт, что в нашей стране есть регионы, где нагрузка на учителей в два раза больше, чем в ЗКО. Всего на начало текущего учебного года в регионе насчитывалось 88,8 тыс. учащихся школ, а учителей - 13,8 тыс. человек. За год число учеников выросло на 0,2%, учителей - снизилось на 0,1%. За 10 лет число учителей в школах росло в среднем на 0,1% в год. При этом, так же как и в СКО, в 2011/2012 учебном году был зафиксирован резкий рост учителей - на 13,5% по сравнению с предыдущим годом. Темпы снижения числа учеников в регионе более высокие - за 10-летный период уровень снижения составляет в среднем 3,1% в год. В последние 2 года эта тенденция в регионе замедляется. Замыкает тройку Кызылординская область с показателем в 7 учеников на одного учителя. Говоря более предметно, на начало 2013/2014 года в регионе дневную общеобразовательную школу посещало 129,9 тыс. человек, а образовательным процессом занималось 18,5 тыс. учителей. По сравнению с предыдущим годом число учеников в области выросло на 0,4%, учителей - также на 0,4%. Что характерно, за последние 10 лет количество учеников в школах Кызылординской области снижается, а число учителей, напротив, растет. Так, среднее снижение числа учеников в регионе составляет 1,8% в год, а прирост числа учителей - 1,9% в год. Самый большой рост числа учителей за последние 10 лет был зафиксирован в уже упомянутом 2011/2012 учебном году - сразу на 4,5%. В это же год число учеников в регионе снизилось на 1,2%, в последующем - на 0,6%. Самый большой уровень соотношения учеников и учителей - в Астане. Этот показатель составляет 14 человек на одного учителя, и такой уровень свидетельствует о том, что в столице не хватает педагогов. Так, на начало текущего учебного года в Астане было 98,2 тыс. учащихся и всего 7,1 тыс. учителей. Для сравнения, в Костанайской области, где практически такое число учеников в школах, число учителей в 2 раза больше - 13,9 тыс. человек. За год число учеников в астанинских школах выросло на 9,7%, а учителей - всего на 4,8%. Больше всего за год выросло число учеников школ в столице - в Астане этот показатель вырос на 9,7% и составил 98,2 тыс. человек. Наибольшее снижение показало СКО - на 2,5%. При этом число учителей больше всего выросло в школах Мангистауской области - на 5,2% до 8,9 тыс. человек. Наибольшее снижение показателя было зафиксировано в Карагандинской области - на 2,8% до 21,0 тыс. учителей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |