|
|
|
12.06.2014 Задует ли «Шелковый ветер» в сторону Казахстана в 2014 году?
Вчера Государственная телерадиокомпания Азербайджана сообщила, что соглашение по транснациональному проекту «Шелковый ветер», старт которого ожидался в начале этого года, все-таки, должно быть подписано этим летом. Правда, точные сроки не известны. Ранее сообщалось, что в рамках Астанинского экономического форума участники проекта, которыми являются - Турция, Казахстан, Грузия и Азербайджан так и не пришли к единому соглашению по его реализации. Сообщалось, что он отложен еще как минимум на год. Напомним, что «Шелковый ветер» (Silk Wind) является детищем непосредственно Казахстана. Эта идея была озвучено Астаной в рамках реализации стратегии возрождения Великого шелкового пути посредством западного проекта TRACECA, который является транспортным коридором по направлению Европа - Кавказ- Азия. Меморандум был подписан в 2012 году. Предполагалось, что к 2014 году будет решены технические вопросы, а Silk Wind запущен. Проект предполагает проведение совместных мероприятий по развитию транспортных связей и организации грузоперевозок. Напомним, что правительства стран участниц «Шелкового ветра» заключили межправительственное соглашение и дали положительное заключение по проекту. Пока главная проблема в его реализации заключается в проблемах, возникших у турецкой стороны, которая на государственном уровне не смогла согласовать все процедурные моменты, связанные с участием в транснациональном проекте Казахстана. Как сообщают организаторы, его целью является создание маршрута мультимодального транспорта с системой предварительного обмена информацией между таможенными службами и железнодорожными операторами Турции, Казахстана, Грузии и Азербайджана. Планируется, что после старта будет введен единый тариф на транспортировку грузов по территории указанных стран. Общая протяженность маршрута составляет 4192 километра с расчетным временем в пути 12 дней. Если проект будет реализован, то удастся создать максимально короткий путь по доставке международных грузов от западных границ Китая до ЕС. Пиковая пропускная способность будет составлять около 15-17 млн тонн в год. Сейчас для этих целей производится спрямление железнодорожного участка Джесказган-Бейнеу в Казахстане, строится международный морской порт в поселке Алят в Азербайджане и железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. Туннель «Мармарай» в Турции уже функционирует. Что же касается сроков реализации проекта, то они постоянно пересматриваются и чиновники называют самые разные даты. В частности, заместитель министра транспорта Азербайджана Муса Панахов после Астанинского экономического форума заявил о том, что подготовить межправительственное соглашение получится лишь в сентябре-октябре 2014 года. В конце мая заместитель министра транспорта и коммуникаций Казахстана Азат Бектуров заявил, что подписание соглашения между правительствами Казахстана, Азербайджана, Турции и Грузии по проекту «Silk Wind» запланировано этим летом и пройдет в Турции. Как стало известно, Казахстан предложил своим партнерам следующую схему функционирования «Шелкового ветра». Китайские грузовые контейнеры пойдут по железной дороге в казахстанский порт Актау. После они будут перегружаться через грузовые морские паромы и пойдут в Баку, потом снова по железной дороги в порты Грузии, а оттуда в порты Турции и Украины. После чего смогут беспрепятственно попадать и на европейские рынки. Финансовый аналитик из Баку Мамед Хусейнов обращает внимание, что этот путь позволяет Казахстану и другим участникам Silk Wind диверсифицировать маршруты поставки грузов, не прибегая к традиционному использованию российской территории. Для Казахстана решается отчасти проблема отсутствия прямого выхода к морю «Очевидно, что планы у правительства Казахстана в связи с надеждами на старт Кашагана значительные, как известно, предполагается транспортировать нефть с месторождений Кашаган и Тенгиз через Каспийское море в Европу по маршруту Ескене - Курык - Баку - Тбилиси - Джейхан. Это - одно из самых перспективных для Казахстана направлений, поэтому не менее важно сотрудничество в транспортной сфере, которое открывает также большие возможности и для казахстанской продукции, в частности, выход на ведущие европейские рынки», - говорит Хусейнов. Сейчас Казахстан уже достаточно успешно осуществляет через порты Азербайджана, Турции и Грузии экспортные перевозки зерна. Аналитик информационного центра Европейского соседства Шахин Аббасов сказал, что индустриальным бум, который в настоящее время наблюдается в западной части Китая, делает этот проект еще более интересным. В настоящее время Китай ежегодно вывозит из страны около 240 млн тон контейнеров в Западную Европу и США. Поэтому коридор TRACECA имеет все шансы привлечь часть эти контейнерных грузов, заметил Аббасов. Секретарь Казахстана в программе TRACECA Марат Садуов считает, что открытие железнодорожного пропускного пункта Алтынкол на границе с Китаем заметно увеличило товарооборот между двумя странами, а также помогло увеличить объемы транзитных грузоперевозок в Казахстане которые к 2015 году должны достигнуть 6 млн тон в год. Он напомнил, что еще в конце 2012 года дополнительные 293 километров железной дороги Жетыген-Коргас сократили расстояние перевозок между Китаем, южными регионами Казахстана и Центральной Азией. Сегодня транзитные возможности железных дорог Казахстана расширены за счет строительства дороги Узен и Ералиев-Курык на границе с Туркменистаном. Строительство 1000 километровой железной дороги Жежазган-Бейнеу является важным для реализации проекта «Шелковый Ветер». Ее ввод в эксплуатацию запланирован на декабрь 2014 года. «Это создаст новое направление из Китая в порт Актау на Каспии через центральную часть Казахстана. Эта железнодорожная ветка позволит сократить расстояние транспортировки. Запуск этой ветки ожидается в 2015 году», - рассказал Садуов. Предполагается, что проект позволит сократить время для грузовых перевозок из западного Китая до Стамбула примерно до 12 дней. Это приблизительно на четыре дня меньше, чем использование нынешней дороги. Он привлечет часть огромного объема грузов, которые сейчас перевозятся из Китая в Европу по морю. Еще один важный проект в рамках «Шелкового ветра» - это открытие железнодорожного туннеля под проливом Босфор - Мармарай. Он дает возможности для ежедневного прохождения около одному млн человек через Босфор из Азии в ЕС. Заметим, что в связи с реализацией проекта многократно возрастает роль казахстанских морских портов. Сегодня порт Актау и его филиал в селе Баутино являются главными морскими воротами РК и открывают путь на мировые рынки. Продолжается развитие инфраструктуры портов Курык и Сартас. Например, в прошлом году доля порта Актау составила 25% от общего грузооборота в Каспийском бассейне. Доля судоходных компаний России, осуществляющих перевозки с порта Актау составляет 50%, Ирана - 40% и Азербайджана - 10%. Предполагаемый размер сквозного тарифа по маршруту «Silk Wind» утвержденный на уровне межправительственных соглашений должен составить $5 тыс. за один контейнер от границы Казахстана с Китаем до Турции, что значительно повысить привлекательность казахстанского порта Актау.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |