|
|
|
Высокая миссия женщины
Уже сегодня прослеживаются положительные результаты в достижении гендерного равенства в общественно-политической, экономической жизни республики. Создание условий, когда женщины и мужчины пользуются равными правами, возможностями и привилегиями в гражданской и политической сферах, - одно из важных направлений социальной политики современных государств. Приверженность принципам гендерного равенства в глобальном сообществе закрепляется в международных соглашениях по правам человека. На национальном уровне основные принципы гендерной политики установлены и гарантируются Конституцией Республики Казахстан. Основной закон страны и законодательство подразумевают сбалансированное участие мужчин и женщин во властных структурах, обеспечение равных возможностей для экономической независимости, развития собственного бизнеса и продвижения по службе, создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье, свободу от насилия по признаку пола. В целях продвижения гендерного равенства во всех сферах общественной жизни утверждена Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы. В этом документе определены стратегические задачи по повышению степени участия женщин в процессе принятия решений в органах исполнительной власти, совершенствования законодательства, формирования институтов обеспечения гендерного равенства и правовых механизмов защиты прав женщин. В политике и экономике представители прекрасного пола составляют достойную конкуренцию мужчинам, они широко представлены в обеих палатах Парламента, Правительстве, национальных компаниях, а также в неправительственном секторе. Однако следует признать, что до сих пор в реализации гендерного равенства существуют определенные проблемы. Это и сохраняющиеся в обществе стереотипы о роли женщин в обществе, и отсутствие эффективных механизмов их продвижения, а также недостаток у них политического опыта. Стратегия предусматривает расширение экономических возможностей представительниц прекрасного пола, создание для них экономических льгот и преференций. В социальном плане предусматривается усиление внимания к нуждам работников с семейными обязанностями и содействие ответственному выполнению родительских обязанностей, принятие мер по улучшению здоровья матери и ребенка и созданию необходимых стартовых условий для развития детей. В стране культивируются позитивный образ семьи и брака, возрождение нравственных ценностей и сохранение национальных традиций. Здоровая и крепкая семья - это залог процветания любого государства. Устойчивое развитие нашей страны позволило направить плоды экономического роста на благо казахстанских семей, когда, говоря словами Главы государства, мы получили «средства для государственной поддержки матерей и детей в форме, приемлемой и для государства, и для эффективной демографической политики в поддержку семей». Сформирована национальная система государственной поддержки семьи, материнства и детства. Из государственного бюджета независимо от дохода семьи выплачиваются пособия на рождение ребенка, по уходу за ребенком до одного года. Их размеры дифференцированы в зависимости от количества детей в семье, и за последнее десятилетие увеличились в 5,3 и 3,1 раза соответственно. Такую помощь сегодня получают более 392 тыс. матерей. В дополнение к тому с 2008 года из Государственного фонда социального страхования выплачиваются пособия в случае потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей). В 2013 году такие пособия были выплачены более 40 тыс. получателей на сумму 9 291,2 млн. тенге. Еще 9 566,8 млн. тенге были направлены на выплату пособий по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года. Их получили более 143 тыс. человек. Многодетным матерям, обладающим государственными наградами, независимо от дохода выплачивается специальное государственное пособие. Сегодня число таких матерей в среднем по стране составляет порядка 246,5 тыс., а выплаченная сумма пособия в 2013 году составила 31,3 млрд. тенге. Такую же поддержку от государства получают и порядка 210 тыс. многодетных семей, имеющих четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей. На это было направлено 17,6 млрд. тенге. Не остаются без поддержки государства и семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. С 2010 года родителям, опекунам и усыновителям, воспитывающим ребенка-инвалида до достижения им совершеннолетия, выплачивается пособие в размере одной минимальной заработной платы. Такую поддержку получают 61,9 тыс. семей, которым в 2013 году было выплачено 14,3 млрд. тенге. Наряду с этим пособием детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, с психоневрологическими заболеваниями предоставляются специальные социальные услуги. Эта работа в условиях полустационаров и ухода на дому сфокусирована на реабилитации и расширении возможностей общественной интеграции в отличие от традиционной схемы поддержки. Социальная помощь предоставляется и малообеспеченным гражданам. Семьям с доходами ниже стоимости продовольственной корзины (60% от прожиточного минимума) выплачивается ежемесячное государственное пособие на детей до 18 лет. Его получают 569,3 тыс. детей, сумма назначений составила в 2013 году 8,6 млрд. тенге. При этом в случаях, когда среднедушевой доход семей, получивших пособие на детей до 18 лет, не превысил черты бедности (40% от прожиточного минимума), выплачивается адресная социальная помощь, размер которой рассчитывается в виде разницы между среднедушевым доходом и чертой бедности. В истекшем году она назначена 60,7 тыс. граждан, а сумма назначений составила 1,4 млрд. тенге. Естественно, такая социальная поддержка материнства и детства позитивно влияет на улучшение демографической ситуации в стране. На 1 января 2014 года появились на свет 393,4 тыс. новых казахстанцев, что на 3,8% превышает показатель аналогичного периода предыдущего года. Однако в определении и оценке уровня социальной поддержки нельзя ограничиваться лишь величиной социальных выплат. В соответствии с идеологией социальной модернизации особое внимание уделяется активным формам социальной поддержки - содействию занятости и росту доходов трудоспособных членов семьи, созданию условий для сочетания семейных обязанностей с участием в производстве. В трудовом законодательстве РК предусмотрены нормы об особенностях регулирования труда женщин, беременных и имеющих ребенка или нескольких детей. Так, запрещено применение женского труда на тяжелых работах, с вредными, особо вредными и (или) опасными условиями труда, утвержден режим рабочего времени для женщин с детьми в возрасте до полутора лет, предоставляется отпуск по беременности и родам. Соответствие законодательства международным нормам позволило Казахстану ратифицировать ряд международных договоров. В республике принимаются меры по усилению гарантий занятости работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите. «Дорожная карта занятости-2020» уже доказала свою эффективность. Приоритетным правом участия в программе наряду с другими защищаемыми категориями пользуются женщины. Им предоставляются возможность бесплатного обучения по востребованным на рынке специальностям, направления на социальные рабочие места, субсидируемые государством, молодежную практику. При этом на период обучения они получают материальную помощь на проезд и проживание, стипендию. Используется также предоставление микрокредитов и обучение основам предпринимательства, что дает женщинам реальный шанс открыть или расширить собственное дело. Кроме того, программа позволяет добровольно переехать в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития, где есть потребность в трудовых ресурсах. Таким семьям предоставляются субсидии на переезд и оказывается содействие в трудоустройстве и обеспечении служебным жильем. Еще один эффективный инструмент социальной поддержки - содействие адаптации женщин на рынке труда после выхода из отпуска по уходу за детьми. Центры занятости в соответствии с трудовым законодательством обеспечивают им повышение квалификации, получение новой востребованной специальности за счет средств государственного бюджета. Казахстан - одна из немногих стран, где в трудовой стаж засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста трех лет, в пределах 12 лет в общей сложности. А с 1 января 2014 года введено субсидирование дополнительных обязательных пенсионных взносов женщин в период нахождения в отпусках по уходу за детьми, что позволит увеличить их пенсионные накопления. Достижение гендерного равенства - это необходимая составляющая для развития любого государства. Женщины сегодня хотят и могут на равных участвовать во всех процессах социального развития, реализуя свой личностный потенциал.
Светлана ЖАКУПОВА, вице-министр труда и социальной защиты населения РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |