|
|
|
Для более детального рассмотрения
Нурлан ШАЙМЕРДЕНОВ, судья Талгарского районного суда Алматинской области
Об эффективности института помощников судей свидетельствует практика зарубежных стран. Реформа судебной системы, начатая по инициативе Главы государства Н. Назарбаева и продолжающаяся под его личным руководством, сделала деятельность судов и судей открытой, доступной, заметно ускорила и упростила судопроизводство, позволила - и это одно из самых главных достижений - свести практически на нет ошибки при вынесении приговоров, постановлений и решений. Что, в свою очередь, повысило доверие граждан к судебной системе. Но это породило и такую серьезную проблему, как увеличение нагрузки на судей. На VI Съезде судей Президент страны сказал: «В судах первой инстанции за последние четыре года нагрузка выросла в среднем с 38 до 56 дел в месяц на одного судью. В некоторых регионах этот показатель еще выше». Но Глава государства не только озвучил проблему, которая, к слову, имеется и в нашем суде, но и сказал о принятом им решении, согласно которому в нынешнем году штат судей увеличится на 450 человек. Также штаты судов пополнят 450 секретарей и 60 судебных приставов. Что касается нашего районного суда, то его штат пополнят еще три судьи с тремя секретарями судебного заседания, что, безусловно, облегчит нашу работу по отправлению правосудия. Но нагрузки все равно высоки. Ни для кого не секрет, об этом не раз говорилось и на страницах «Юридической газеты», из-за большой нагрузки судьям приходится работать зачастую в выходные и праздничные дни. А качество отправления правосудия не должно страдать ни при каких обстоятельствах. Ведь речь идет о судьбах людей. Поэтому настала пора введения института помощников судей. Реализацию последовательного введения помощников судей, на наш взгляд, необходимо начать с передачи правомочий помощникам судей, функция которых напрямую не связана с отправлением правосудия. Таким образом, судье предоставляется возможность заниматься проблемами, которые непосредственно связаны с выполнением им своих профессиональных обязанностей, что позволит наиболее детально подойти к рассмотрению судебных дел. Довольно интересен в этом плане опыт США. Здесь институт помощников судей фактически существует более ста лет. В 1881 году судья Верховного Суда США X. Грей ввел в практику нанимать на должность «личного секретаря» или «юридического клерка» выпускников - отличников юридического факультета Гарвардского университета. В 1885 году законодательно было закреплено за каждым судьей Верховного Суда пользоваться услугами личного секретаря или помощника. В 1886 году Конгресс США принял решение об утверждении должности помощника судьи Верховного Суда. Каждый член апелляционного суда (штата либо федерального) имеет по одному помощнику. Членам Верховного Суда США разрешается иметь четырех помощников; каждому члену Апелляционного суда США - трех. У большинства судей Верховного Суда штатов - по два помощника; у членов промежуточной инстанции обычно по одному помощнику, хотя на практике встречается и по два. В США помощник судьи, как правило, - недавний выпускник юридического факультета. Для многих выпускников, которые должны отличаться высокой успеваемостью, это первая профессиональная работа после окончания вуза. От помощников членов апелляционного суда часто требуется опыт работы в студенческом журнале. Наряду с помощником судьи существует такая должность, как юридический клерк, который является личным помощником судьи. Его кабинет или рабочее место находится рядом с кабинетом судьи. Судьи используют помощников по-разному. В основном они проводят сбор юридических данных, готовят записки по делам, суммируя и анализируя факты и юридические вопросы, редактируют проекты решений. В целом помощник судьи служит тем лицом, в общении с которым судья «обкатывает» свои будущие решения. Работа в качестве помощника судьи считается хорошей профессиональной школой, что позволяет ему познакомиться с деятельностью судебной системы изнутри. Считаю, что при введении института помощника судьи у нас произойдет то же самое. В США в судах первой инстанции работа помощников судей отличается от работы их коллег в апелляционных судах. Если помощники судей в апелляционных судах посвящают значительную часть времени редактированию, а порой составлению решений, которые поручено подготовить судьям, то помощники судей первой инстанции, кроме этой работы, помогают судьям при выдвижении разного рода ходатайств, а также в ведении досудебных совещаний и слушаний. Также помощники судей судов первой инстанции нередко контактируют с адвокатами сторон, помогая тем самым разгрузить судью. Существующие отличия в обязанностях в значительной степени отражают различия в характере деятельности суда первой инстанции и апелляционного суда. Во Франции для назначения помощником судьи или членом суда первой инстанции необходимо получить высшее юридическое образование и после трехлетней практической подготовки выдержать конкурсный экзамен. Иногда приходится слышать, что у нас рассмотрение некоторых дел неоправданно затягивается. Такие факты были, но они искореняются. Но все познается в сравнении. К примеру, средняя продолжительность уголовного судопроизводства в Италии в 2004 г. составляла примерно 1000 дней. Стороны в гражданском процессе также страдали от задержек: по трудовым спорам средняя продолжительность производства в судах первой инстанции составляла 698 дней в том же 2004 г., а на рассмотрение апелляций требовалось в среднем 686 дней. По делам о банкротстве проходило 3359 дней, или почти десять лет в ожидании решения суда первой инстанции. В течение этого времени права должника, такие, как право управлять собственностью или иметь банковский счет, а также его гражданские и политические права, ограничивались. Это относилось также и к спорам о разводе и исполнении судебных решений. Это стало главной причиной того, что Комиссар Совета Европы по правам человека рекомендовал каждого судью обеспечить помощником по юридическим вопросам, скорректировать судебные округа и упростить судебные процедуры, чтобы разрешить существующие проблемы. Таким образом, судебная система Италии нуждалась в институте помощников судей, чтобы облегчить нагрузку судьи, освободить его от бумажной волокиты. Это способствует уменьшению нарушений процессуальных сроков рассмотрения дел, ограждает судью от внепроцессуальных отношений со сторонами. Как результат - быстрое и правильное разрешение конкретного дела. Приведенных примеров, думается, достаточно для того, чтобы сделать вывод: настала пора и в Казахстане вводить институт помощников судей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |