|
|
|
Источник: Радиоточка (www.radiotochka.kz/)
21.06.2014 Казахстанские дипломы за рубежом: гарантии и подтверждение - разбор «Радиоточки» «Будет ли диплом котироваться при выезде за границу?»- один из критериев, которым руководствуются абитуриенты и их родители при выборе вуза в Казахстане. Чем гарантирован факт признания казахстанского диплома, попробовала разобраться»Радиоточка«. 11-12 марта 2010 года прошел форум участников Болонского процесса, на котором Комитетом министров образования было принято решение о присоединении Казахстана к единой системе ВУЗов. Великую хартию университетов подписали 60 казахстанских высших учебных заведений. Присоединение республики к Болонскому процессу повлекло за собой значительные качественные изменения в сфере высшего образования в Казахстане. Была создана система обеспечения и гарантии качества образования, основанная на аккредитации вузов по международным стандартам. Введена трехступенчатая модель подготовки кадров: «бакалавриат - магистратура - докторантура PhD», казахстанские учебные планы, в настоящий момент, соответствуют европейским, внедрена кредитная система обучения. Эти преобразования позволяют реализовать образовательные программы двойного и тройного диплома. Кроме того, переход к европейским стандартам призван гарантировать конвертируемость казахстанских дипломов о высшем образовании в европейском регионе и право на трудоустройство казахстанских выпускников в любой стране мира. В данном случае, для признания в Европе казахстанских дипломов, отечественные вузы должны сначала пройти международную аккредитацию самой организации образования или определенной учебной программы зарубежным аккредитационным агентством. На основе данных Министерства образования и науки, а также, собственного исследования, «Радиоточке» удалось составить список казахстанских ВУЗов, уже получивших международную аккредитацию. На сайте большинства казахстанских ВУЗов информация об аккредитации находится в свободном доступе: - Карагандинский государственный университет им. Евнея Букетова - Южно-Казахстанский государственный университет им. Мухтара Ауезова - Евразийский национальный университет им. Льва Гумилева - Казахский национальный технический университет им.Каныша Сатпаева - Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Даулета Серикбаева - Казахстанско-Британский технический университет - Академия государственного управления при Президенте РК - Казахский национальный педагогический университет им. Абая - Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования - Международная Академия Бизнеса - Университет международного бизнеса - Казахский экономический университет им. Турара Рыскулова - Павлодарский государственный университет им. Султанмахмута Торайгырова - Жетысуский государственный университет им. Ильяса Жансугурова - Казахский национальный аграрный университет - Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана Как правило, высшее учебное заведение подает заявку на аккредитацию определенных своих программ, рассказал в интервью»Радиоточке«экс-ректор Университета международного бизнеса, доктор экономических наук, профессор Геннадий Гамарник: «Мы взяли наиболее продвинутые отечественные программы подготовки специалистов, по экономике и финансам. Подготовка шла на трех языках, государственном, русском и английском. Мы установили контакты с австрийским агентством по аккредитации высших учебных заведений AQA, к нам в Алматы приехали специалисты, и в течение трех-четырех дней они провели комплексное исследование двух заявленных программ, после - нам прислали дополнительные вопросы, выразили по каким-то моментам сомнения, отвели определенный срок на устранение недочетов. Спустя полгода они приехали, убедили в том, что нами предприняты действия по устранению замечаний, и в позапрошлом году UIB был аккредитован по двум специальностям». Эксперт отметил, что на аккредитацию идут только вузы, уверенные в том, что у них хороший кадровый состав, развито достаточное количество литературы, есть какие-либо международные программы, осуществляется трехуровневая программа «бакалавр - магистр - доктор PhD». Проблем с признанием диплома, полученного студентом, обучавшимся по аккредитованной программе, за границей, как правило, не возникает. «Если есть какие-то сомнения или требуется соответствующая проверка квалификации, знаний и умений претендента на то или иное место, он проходит собеседование или направляется на корпоративные курсы, но особых проблем при трудоустройстве не возникает», - рассказал Геннадий Гамарник. Однако, абитуриент при выборе вуза должен не только учитывать сам факт прохождения международной аккредитации, но и то, в какой стране он планирует в дальнейшем работать. «Если говорить о международных аккредитациях в сфере бизнес-образования, то надо понимать, какая это аккредитация. Есть зарубежная страновая аккредитация, есть региональная, есть глобальная, мировая. Все эти аккредитации мы называем международными. Например, такая аккредитация, как FIBAA - признается в немецкоязычных странах, в первую очередь, Германии, Австрии и Швейцарии. А во Франции, например, FIBAA не имеет особого веса. Там будут требовать либо французскую, либо европейскую (EQUIS), аккредитацию, либо в меньшей степени, американскую (ААСSB). И когда мы говорим: признается ли наш диплом за границей, то надо понимать - аккредитация дает, в первую очередь, признание диплома со стороны бизнеса», - рассказал «Радиоточке» президент-ректор Международной академии бизнеса, обладатель степени доктор бизнес-администрирования Асылбек Кожахметов. Что касается признания диплома со стороны западных вузов, министерство на Западе не регулирует этот вопрос, его регулируют сами университеты, каждый из которых в этой ситуации выступает как маленькое министерство, рассказал Кожахметов: «Там тоже сложная система признания, существуют комитеты, процедуры, и от вуза к вузу они могут сильно отличаться. Ваш диплом, получивший аккредитацию, может быть признан в одном вузе, но не признан в другом. Все зависит не столько от наличия степени, сколько от научного признания. В каких журналах публикуются ваши статьи, каков индекс их цитирования, насколько часто вы участвуете в престижных международных конференциях. То есть, каков реальный авторитет вас как исследователя? Этот фактор самый важный». У казахстанских выпускников, желающих работать в странах СНГ, возникают трудности иного рода, которые, вполне возможно, обоснованы скептическим отношением к докторам PhD: среди стран СНГ полностью на европейскую трехуровневую модель образования перешел только Казахстан. В соседней России к отказу от советской системы, подходят осторожно. Если в советском ранге ученых степеней доктор наук считался вершиной научной карьеры, то PhD является некой квалификационной ступенью. В самом деле, какая из систем на самом деле более эффективна, действующая сейчас, или функционировавшая в Казахстане до 2011 года? «Переход на трехуровневую систему высшего образования - это правильный подход, поскольку, если мы встраиваемся в мировую образовательную и научную среду, то должны внедрять у себя международную систему оценки и аттестации научных кадров. Но, произвести этот переход в один шаг и стать сразу равными среди тех, кто работает по этой системе давным-давно, невозможно», - считает Асылбек Кожахметов. Сразу после перехода, было объявлено о закрытии всех советов по защите диссертаций, которые и присуждали степени кандидатов и докторов. Если ранее таких органов было много, в том числе, в частных вузах, то в системе PhD их очень мало, и почти нет в частных вузах. В то же время, кадров, которые готовятся по нынешней системе «бакалавр - магистр - доктор PhD», явно недостаточно для страны, поделился мнением эксперт. «Количество стипендий, которые выдаются ежегодно, недостаточно. И лет через 5 будет большой дисбаланс в этом плане. С одной стороны, существует директива министерства о том, что уровень «остепененности» профессорско-преподавательского состава в вузах должен составлять 60-70% от всего количества преподавателей. А с другой стороны, все соискатели идут через Министерство образования, и количество грантов, которые выдаются, никак не соответствует цифре 60-70%. Может быть, в будущем будут приняты меры, и произойдет резкое увеличение числа магистров и докторов, но все равно через 4-5 лет мы столкнемся с дефицитом кадров в этой области»,- подчеркнул эксперт. Однако, несмотря на эти проблемы, действующая сейчас в Казахстане система высшего образования все же более эффективна, чем ранее существовавшая, рассказал Асылбек Кожахметов «Радиоточке»: «Наша система кандидатов и докторов оказалась менее эффективна, особенно с учетом того, что были большие проблемы с качеством исследований. Если раньше, в советское время, защищались очень добротные диссертации, то по мере продвижения вперед рыночной экономики, их качество не только не повышалось, но все меньше и меньше соответствовало предыдущему уровню. Тем более, мы не интегрировали представления о научном качестве и необходимом направлении исследований в мировой системе. Если брать прежние времена, то PhD соответствовал кандидату наук, приблизительно. Может быть, PhD был немного выше. А сейчас, особенно, последние 3-5 лет, со снижением качества, PhD можно приравнять к нашему доктору наук». Как бы то ни было, в настоящий момент, если выпускник казахстанского вуза хочет устроиться на работу в стране, входящей в состав СНГ, он должен пройти процедуру нострификации. Вопрос о том, что в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) дипломы казахстанских выпускников должны признаваться без процедур подтверждения, подняло правительство Казахстана. Как сообщил журналистам вице-министр экономики и бюджетного планирования РК Тимур Жаксылыков: «Договорились мы о том, что этого не будет. Документы признаются без процедур подтверждения, без легализации. То есть, наш гражданин, который получил образование в российском или белорусском вузе, может устраиваться на работу, и никто не будет от него требовать процедуры по легализации этих документов. Также, студенты наших вузов будут на равных условиях признаваться в Российской Федерации».
Автор: Галина Бреднева
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |