|
|
|
И. Иванова, сертифицированный бухгалтер-практик, САР
ИП на основе упрощенной декларации, неплательщик НДС. Деятельность - проведение технического осмотра транспортных средств. Должен ли ИП вести книгу учета доходов? Какие документы являются первичными для данного вида деятельности? Местом нахождения ИП является место, где проживает руководитель, на которого зарегистрирована организация, либо место, где он занимается деятельностью (есть договор аренды помещения)?
Нормативная база. Ведение учета ИП регламентировано статьей 2 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». При осуществлении бухгалтерского учета ИП вправе самостоятельно выбрать Стандарты, в соответствии с которыми он будет осуществлять учет: НСФО, МСФО для МСБ, МСФО. В данном случае, если ИП осуществляет бухгалтерский учет, то можно применять НСФО. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Формы первичных документов утверждены приказом министра финансов РК от 20.12.2012 № 562. В случае, если какие-либо первичные документы не утверждены данным приказом, но необходимы для осуществления деятельности ИП, они разрабатываются самостоятельно в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 7 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Оформление операций в учете производится в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета, утвержденными Постановлением Правительства РК от 14.10.2011 № 1172. Например, для проведения техосмотра автомобиля можно разработать документ приема автомобиля на техосмотр, для принятия денег наличными необходимо оформлять ПКО и выдавать фискальный чек, при выдаче денег в подотчет используется РКО, подотчетные лица представляют авансовые отчеты, при оформлении оказания услуги оформляется акт выполненных работ. Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности ведутся регистры бухгалтерского учета. Регистры содержат следующие обязательные реквизиты: 1) номер и наименование счета бухгалтерского учета, по которому составлен регистр; 2) номер корреспондирующего по дебету или кредиту счета; 3) сумма операции; 4) остаток на начало и конец периода; 5) итого оборотов за период по дебету и кредиту. В зависимости от вида деятельности, характера операции в регистр включаются дополнительные реквизиты. Регистры бухгалтерского учета подразделяются на: хронологические, аналитические, синтетические и комбинированные. Хронологический регистр бухгалтерского учета содержит информацию о бухгалтерских операциях в хронологическом порядке по мере их совершения. Аналитический регистр бухгалтерского учета содержит данные аналитических счетов. Например, данные в разрезе позиций запасов для счетов учета запасов, в разрезе сотрудников для счетов расчетов с персоналом и прочее. Синтетический регистр бухгалтерского учета содержит обобщенные данные счетов или разделов бухгалтерского учета. Регистрация первичных операций, ведется в форме хронологических регистров бухгалтерского учета. Для систематизации и анализа данных используются аналитические и синтетические регистры. При подготовке финансовой отчетности субъекты составляют обобщающие регистры произвольной формы в бумажном или электронном виде, соответствующие характеру деятельности и объемам операций субъекта, раскрывающие сведения бухгалтерского учета, представленные в финансовой отчетности. Субъекты, которые ведут бухгалтерский учет в автоматизированной форме, не составляют регистры бухгалтерского учета, в случае, если необходимые сведения они получают в автоматизированной системе. НСФО не предусмотрено ведение книги учета доходов. Но если учетной политикой ИП установлено ведение такой книги, то ее нужно вести. Так же в соответствии с НСФО ИП вправе разработать регистры учета самостоятельно. Регистрационный учет. Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 560 Налогового кодекса местом нахождения ИП, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката является место преимущественного осуществления деятельности ИП, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, заявленное при постановке на регистрационный учет в налоговом органе в качестве ИП, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката. Согласно статье 566 Налогового кодекса изменение регистрационных данных ИП, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката производится налоговым органом на основании налогового заявления о регистрационном учете ИП, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката. ИП, частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат обязан представить налоговое заявление, указанное в пункте 1 настоящей статьи, в налоговый орган по месту нахождения не позднее 10 рабочих дней со дня изменения: 1) регистрационных данных, указанных в свидетельстве о государственной регистрации ИП, и (или) данных об участниках (членах) совместного индивидуального предпринимательства, указанных в налоговом заявлении. Таким образом, ИП необходимо представить налоговое заявление в налоговые органы по месту осуществления деятельности об изменении места нахождения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |