|
|
|
Госкомпании продадут, или ликвидируют Министерство регионального развития РК разработало план мер по вхождению к 2016 году в число первых 30 стран по рейтингу Всемирного банка «DoingBusiness». Основой плана стал пакет изменений в законодательство, касающийся как упрощения и уменьшения сроков различных процедур, так и поправок, которыми предполагается жестко регламентировать участие государства в бизнесе. Напомним, что 14 февраля этого года Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании Правительства поручил разработать законопроект, закрепляющий принципы «YellowPagesRule», предусмотрев при этом четкий перечень условий и процедур возможного участия государства в капитале частных компаний. Как заявил министр регионального развития Болат Жамишев после изучения международного опыта, а именно внедрения принципов «YellowPagesRule» в таких стран, как Сингапур, Норвегия, США и Люксембург, а так же привлечения в качестве консультанта «PricewaterhouseCoopers», был разработан проект закона, в котором основополагающими определены следующие принципы: ограничение создания дочерних структур госкомпаниями; невмешательство государства в те сферы экономики, где представлен бизнес; усиление роли антимонопольного органа. Речь идет о поправках в законы «О конкуренции», «О государственном имуществе», «О Фонде национального благосостояния». «Суть новаций - введение жесткого ограничения в создании новых госпредприятий и дочерних компаний, а так же в приватизации тех госкомпаний, которые созданы вопреки определяющим принципам», - заявил Болат Жамишев. В частности, поправками запрещается создание организаций с госучастием, а также участие государства в них, которые в соответствии с критериями, установленными Законом «О частном предпринимательстве», относятся к субъектам малого предпринимательства. Кроме того организации с госучастием, которые созданы вопреки принципам «YellowPagesRule», должны быть приватизированы, а доли участия - отчуждены. «Действующее законодательство позволяет госкомпаниям без согласия антимонопольного органа осуществлять новые виды деятельности даже в тех сферах, где присутствует частный бизнес. Что создает возможность госкомпаниям, с учетом существующего за ними государственного административного ресурса, занимать доминирующее положение в соответствующих сферах. В этой связи, законопроектом вводится норма, закрепляющая проведение ежегодного анализа товарных рынков Антимонопольным органом на предмет выявления видов деятельности и госкомпаний для передачи в конкурентную среду», - заявил Болат Жамишев. Правда в проекте оговариваются случаи, когда государство сможет создавать компании с собственным участием. Однако при этом жестко прописано, что эти компании смогут быть созданы лишь в форме ГЧП, и государство обязано выйти из их капитала после выходапроекта на окупаемость. По словам министра регионального развития, «в случае отсутствия конкуренции на том или ином рынке, государством может быть принято решение о создании юридического лица с его участием. Такое юридическое лицо должно создаваться на принципах ГЧП с последующим выходом государства из данного юридического лица с учетом периода окупаемости проекта. Использование инструментов ГЧП будет способствовать созданию и росту субъектов предпринимательства в тех сферах, в которых они не смогли бы развиваться без поддержки государства на начальном этапе». Еще один чрезвычайно важный момент касается приватизации госкомпаний. Как считают в Минрегионразвития, на сегодняшний день на практике при продаже госкопманий устанавливается завышенная стоимость государственных активов, и госкомпании, пользуясь отсутствием покупателей по высокой цене, продолжают осуществлять свою деятельность. «Данная практика создает лазейку для компаний с государственным участием присутствовать на рынке.В целях исключения данной возможности законопроектом вводится норма, предусматривающая обязательную ликвидацию предприятий и юридических лиц со сто процентным государственным участием, а также отчуждение доли участия государства, в случае их не приватизации в течение 2-х лет с момента принятия такого решения», - пояснил Болат Жамишев. Правда не совсем ясно, как данное положение корреспондируется с программой приватизации, которую собирается осуществлять «Самрук Казына». «Мы четко обозначаем, что Фонд намерен реализовывать активы не ниже справедливой стоимости, определенной независимыми оценщиками. Продажи активов по необоснованным ценам ради самого факта продажи не будет. Если на какие-то активы не будет спроса, то соответствующие органы Фонда и дочерних компаний будут принимать решение о распоряжении данным имуществом», - заявила, презентуя программу приватизации ФНБ «Самрук Казына», заместитель председателя правления фонда Елена Бахмутова. Еще одной новацией законопроекта является установление четкого порядка закупок ФНБ. «В целях обеспечения участия субъектов бизнеса в закупках Фонд «СамрукКазына», законопроектом предусмотрена обязанность Фонда проводить закупки на конкурсной основе с участием субъектов предпринимательства, не входящих в группу Фонда, и только при их отсутствии закупать товары у своих аффилированных организаций», - сообщил БолатЖамишев. Что касается других поправок, то, по его словам, Минрегионразвития разработано еще 2 пакета. Первый из них, который включает внесение изменений в 4 кодекса (Земельный, Экологический, «О таможенном деле», «О налогах и других обязательных платежах»), а также в 3 закона («О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», «О железнодорожном транспорте», «О Национальной палате предпринимателей»), уже одобрен парламентом. А второй, целью которого является максимальное сокращение сроков прохождения процедур получения технических условий на подключение к сетям электро- и теплоснабжения (с 10 и 14 до 5 рабочих дней), изготовления технических паспортов (с 20 до 5 дней), регистрации недвижимости (с 5 до 2 дней), раскрытия информации общественности, госоргану, осуществляющему контроль за деятельностью компаний и акционерам (с 5 до 3 рабочих дней), будет внесен в парламент до 1 сентября. В целом суть предлагаемых изменений заключается в следующем. Так, по индикатору «Открытие предприятий», как планируют в МРР, будет сокращен срок регистрации субъектов малого предпринимательства с 1 рабочего дня до 4 часов через веб-портал «электронного правительства». Кроме того, при процедуре открытия банковского счета в целях исключения необходимости нотариального удостоверения документа с образцами подписей и оттиска печати предлагается вопрос проверки их подлинности возложить на уполномоченных сотрудников банка. Что касается регистрации собственности, то будет введен безальтернативный порядок электронной регистрации, и кроме этого законодательно ограничен срок регистрации с сегодняшних 5 рабочих дней до 2 дней. Еще один блок новаций касается получения кредитов и защиты прав инвесторов. По словам Болата Жамишева, законопроектом предлагается упрощение процедур, связанных с залоговым обеспечением. Наиболее важной новеллой здесь является «закрепление возможности перехода залогового права залогодержателя с существующего предмета залога на будущие поступления и производные продукты от данного залога». Кроме того,предусматривается закрепление права сторон залогового договора устанавливать общее описание (помимо детального описания) залогового имущества в залоговом договоре, а также обязанности регистрирующих органов осуществлять перерегистрацию договоров залогов либо дополнительных соглашений при наличии арестов третьих лиц залога. Правительство также намерено ликвидировать хронические болевые точки, существующие в отношениях государства и бизнеса в Казахстане. Речь идет о получении разрешений на строительство и подключение к системам электроснабжения. Кстати, по этим индикаторам в рейтинге «DoingBusiness» Казахстан занимает одно из последних мест - 145 и 87, соответственно. Проектом предусматривается значительно сократить сроки экспертизы проектов. В частности, на строительство технически несложных объектов производственного назначения, не относящихся к потенциальным опасным производственным объектам, с 15 до 7 календарных дней. Кроме того, сократить сроки выдачи технических условий на подключение к источникам электро- и теплоснабжения с 10 и 14 дней, соответственно, до 5 рабочих дней, подключения к системам водоснабжения и водоотведения - с 3 до 2 рабочих дней, первичного обследования и изготовления технических паспортов - с 20 до 5 рабочих дней.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |