|
|
|
09.08.2014 Лавировали да не вылавировали. О чем договорились Идрисов и Лавров? Ситуация в Украине затмила прочие темы в ходе двусторонних переговоров министров иностранных дел Казахстана и России. Такие выводы напрашиваются из распространенного по итогам закончившихся вчера вечером переговоров коммюнике. 6-7 августа проходил двухдневный визит главы российского внешнеполитического ведомства в Казахстан. Накануне приезда С. Лаврова эксперты гадали, чем объясняется выбор Усть-Каменогорска в качестве того города, где было решено провести переговоры. Одна из озвученных опрошенными kursiv.kz экспертов версий заключалось в том, что в общих проектах РК и РФ возможно участие китайских инвесторов, поскольку граница с ними близка именно в этом регионе. Отчасти такое предположение подтвердилось вчерашними сообщениями, что сразу по окончании визита министра иностранных дел РФ в Усть-Каменогорск приедет делегация из китайского города Чугучак. В региональном технопарке «Алтай» запланирован круглый стол по вопросам инвистирования в сфере сельского хозяйства, строительства новых объектов, а также дальнейшего укрепления социально-экономических связей городов Усть-Каменогорск и Чугучак. Также выбор Усть-Каменогорска был продиктован и стратегическими соображениями. Здесь Лавров посетил Ульбинский металлургический завод НАК «Казатомпром». Это вполне символичный шаг, так как именно российская сторона выбрана Казахстаном в качестве ответственного за строительство крупной АЭС в РК. «Отвечающие за атомную энергетику ведомства наших стран находятся в постоянном контакте - буквально недавно состоялись очередные консультации, подписан меморандум, посвященный планам сооружения АЭС в Казахстане, готовится соответствующее межправительственное соглашение. Мы сегодня упоминали Ульбинский металлургический завод, который мне посчастливилось посетить. Это действительно легендарное предприятие. В целом, по линии сотрудничества этого завода с российскими партнерами есть немало интересных идей, которые на практике будут весьма востребованными. Так что, по-моему, у нас все неплохо развивается в этой сфере», - отметил по этому поводу г-н Лавров. Также главы двух внешнеполитических ведомств заверили, что во взаимоотношениях двух стран нет неразрешимых противоречий и каждая из сторон в целом довольно форматом как двустороннего сотрудничества, так и многостороннего в рамках ТС и ЕАЭС. «Проведение визита в одном из крупнейших промышленных центров Казахстана в Усть-Каменогорске является весьма символичным, учитывая важную роль приграничного сотрудничества между Казахстаном и Россией, на долю которого приходится около 70% двустороннего торгового оборота. Данный визит дал возможность увидеть плоды кропотливой работы двух стран по дальнейшему укреплению и расширению торгово-экономических, культурно-гуманитарных отношений на местах. Надеемся, что проведение взаимных встреч в регионах двух государств теперь станет доброй традицией», - сказал глава МИД РК Ерлан Идрисов. Также стороны обсудили подготовку к осеннему саммиту прикаспийских государств в Астрахани. Как заметил г-н Лавров каспийская проблематика остается одной из ключевых в формате как двустороннего сотрудничества России и Казахстана, так и на уровне взаимодействия стран каспийского региона. Отчасти тематика астраханского саммита также будет перекликаться с проблемами, которые планируется затронуть в ходе 11-го Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Атырау с участием Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина. Руководитель администрации Международного общественного движения «Евразийское движение» Леонид Савин, считает, что особую роль в решении прикаспийского вопроса играет специфика взаимоотношений закавказских государств, где национальные элиты больше ориентируются на свои клановые традиции, чем на целесообразность. А вот Казахстан и Россия, являясь членом совместного Таможенного союза, так или иначе, и по каспийскому вопросу будут идти в одном направлении. Иран, который находится в сложных отношениях с Западом и он должен лавировать. И здесь для него выходом может стать дальнейшее сотрудничество со странами евразийского блока, а не с прозападными участниками, учитывая недавно подписанный между Россией и Ираном меморандум о сотрудничество в области нефтяных поставок. Также пока основными документами, регулирующими отношения между прикаспийскими государствами, являются заключенное между Россией и Казахстаном соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, и подписанный в мае 2002 года протокол к соглашению. Поэтому не удивительно, что каспийская проблематика была среди ключевых во время переговоров глав МИД двух стран. В ходе встречи обсуждалось также взаимодействие и по линии взаимодействия в рамках СНГ и ОДКБ, договорились о координации своих действий в рамках ООН, ОБСЕ, ШОС и СВМДА. Если Ерлан Идрисов больше напирал на вопросы двустороннего взаимодействия, то Сергей Лавров сделал особый акцент на украинской проблематике. «По данным ООН, более 700 тыс. украинцев пересекли границу с Россией, из них 136 тыс. официально попросили убежища. Это серьезные цифры. Вы знаете о ситуации в Ростовской области и других регионах Российской Федерации, куда через Ростовскую область идут беженцы с Украины. Для того, чтобы облегчить страдания тех, кто пока не имеют возможности уйти с юго-востока либо в другие части Украины, либо за границу, мы поставили перед Международным комитетом красного креста (МККК) вопрос, чтобы эта авторитетная и уважаемая организация предоставила свою эгиду для колонн с помощью, прежде всего, для Луганской и Донецкой областей, включая поставку генераторов, установок по очистке воды, медицинского оборудования, медикаментов, продовольствия и других предметов первой необходимости. В Луганске практически нет электричества и воды. В Донецке и окружающих населенных пунктах ситуация не намного лучше. Могу сказать, что руководство МККК поддержало этот подход и будет, надеюсь, достаточно оперативно прорабатывать практические аспекты реализации данной инициативы. Но наши настоятельные обращения в ООН, ОБСЕ и Совет Европы к странам-участницам данных организаций преследуют, помимо прочего, цель привлечь внимание к происходящему на юго-востоке с гуманитарной точки зрения. Сознательное замалчивание происходящего - намеренное введение общественности в заблуждение, нечистоплотная подача и искажение информации», - не скрывал своего возмущения г-н Лавров. Правда, стоить отметить, что говорить о чистоплотности подачи со стороны ведущих, в особенности государственных средств массовой информации России, новостей из Украины также не приходится. Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев отметил, что визит Лаврова нужно воспринимать как некое зондирование почвы, после серии громких заявлений в отношении России, прозвучавшие на Западе и поставившие под сомнение дальнейшее будущее евразийской интеграции. По словам г-на Сатпаева сегодня России важно знать, как Астана воспринимает совместные проекты и насколько изменилось отношение к интеграции в свете введения санкций против России. Независимый политолог Максим Казначеев также считает, что главная цель визита заключалась в сверке часов, так как принципиальные вопросы решаются на уровне личных контактов глав России и Казахстана. То, что Украина стала одной из ключевых тем в рамках переговоров, по мнению г-на Казначеева, было ясно изначально и что именно Сергей Лавров будет в большей степени акцентировать внимание на этой теме - тоже. «Задача, которая стоит перед казахстанским МИД четко обозначена и в ходе всего кризиса она достаточно ясно просматривается. Это не политизировать вооруженный конфликт. Сейчас руководство России взяло курс на взлом устоявшихся отношений в международной политике. Поэтому используются любые площадки для проговаривания своей позиции по Украине. А так как Казахстан это не объект, а субъект политики в рамках того же евразийского проекта, то при всем желании дистанцироваться от украинского кризиса он этого сделать не может. Пока выбрана срединная линия», - сказал kursiv.kz г-н Казначеев. Политический аналитик Замир Каражанов отметил, что в основе визита все-таки в первую очередь были вопросы экономического характера, но Москве важно было понять, какие настроения царят среди казахстанской элиты. В последнее время Казахстан пытался довольно мягко продемонстрировать определенные расхождения с линией Москвы, поэтому С. Лаврову важно было определить насколько эти расхождения существенные и какие риски политического характера могут быть в долгосрочных экономических проектах между Москвой и Астаной. «Сейчас в России через понимание политических контуров выстраивается долгосрочная экономическая повестка с партнерами. И судя по всему и тем заявлениям, которые были сделаны С. Лавровым и Е. Идрисовым пока евразийскому проекту именно в его экономической части ничто не угрожает, а вот с политическим единством не все гладко», - сказал kursiv.kz Каражанов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |