|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Д. Пак, профессиональный бухгалтер РК, CAP, аудиторская компания «ТрастФинАудит» г. Алматы
НУЖНО ЛИ ЗАВЕРЯТЬ ШТАМПОМ БАНКА ПЛАТЕЖНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СИСТЕМЫ БАНК КЛИЕНТ?
Компания полностью перешла на систему Банк Клиент и все платежи отправляет в онлайн режиме. Нужно ли проставлять штампы банка на всех платежных документах?
Нормативная база. При осуществлении платежей через систему Банк Клиент с использованием электронных документов все первичные документы (платежные поручения, выписки банка и пр.) заверяются электронными цифровыми подписями участников таких отношений. Отношения, возникающие при создании и использовании электронных документов, удостоверенных посредством электронных цифровых подписей, предусматривающих установление, изменение или прекращение правоотношений, а также прав и обязанностей участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов, включая совершение гражданско-правовых сделок регулируются Законом от 07 января 2003 года № 370-II «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона, определяющим требования к электронному документообороту, электронный документ может быть создан, передан, сохранен и подан электронными средствами. Электронный документ, соответствующий требованиям Закона, равнозначен документу на бумажном носителе. Пунктом 2 статьи 12 Закона определено, что в негосударственных системах электронного документооборота электронная цифровая подпись используется в порядке, установленном гражданским законодательством РК. В соответствии с пунктом 3 статьи 152 Гражданского кодекса определено, что к совершению сделки в письменной форме приравнивается, если иное не установлено законодательством или соглашением сторон, обмен письмами, телеграммами, телефонограммами, телетайп граммами, факсами, электронными документами или иными документами, определяющими субъектов и содержание их волеизъявления. Вместе с тем, подпунктом 2 статьи 1 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» определено, что первичным учетным документом является документальное свидетельство, как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет. Выводы. На основании изложенных положений нормативно-правовых актов электронные документы, заверенные электронной цифровой подписью при применении системы Банк Клиент, равнозначны документам на бумажном носителе (выписки банка и платежные поручения), а электронная цифровая подпись равнозначна собственноручной подписи подписывающего лица и влечет одинаковые юридические последствия, при этом платежные поручения для подтверждения факта совершения платежа заверять штампом банка не нужно.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |