|
|
|
Много хватать - свое потерять
Алина Мусабаева
В новом Уголовном кодексе РК, который вступит в силу с 1 января 2015 года, ужесточена уголовная ответственность за получение, дачу взятки, а также за посредничество во взяточничестве. В новом УК РК уголовная ответственность за получение взятки предусмотрена ст. 366; за дачу взятки - ст. 367; за посредничество во взяточничестве - ст. 368. О содержании и перспективах этих новаций рассказывает адвокат Геннадий НАМ. - Геннадий Мартынович, намного ли усилена ответственность за получение и дачу взятки в новом УК РК по сравнению с действующим? - Честно говоря, ответственность драконовская, если сравнить с таковой в ныне действующем УК. В частности, предусмотрено наказание в виде наложения штрафа в размере, который в несколько десятков раз превышает сумму полученных или переданных предметов взятки. Так, например, за взятку, полученную в крупном размере, а крупным будет признаваться таковая в сумме от 3000 до 10 000 МРП, штраф будет равен семидесятикратной сумме полученной взятки. При получении взятки в особо крупном размере (свыше 10 000 МРП) сумма штрафа составит восьмидесятикратный размер полученной взятки. Зеркальную, т.е. аналогичную ответственность будет нести и взяткодатель. Также предусмотрена конфискация как предмета взятки, так и всего имущества взяткополучателя и взяткодателя. Но самое жесткое наказание - это пожизненный запрет на занятие определенной должности или право заниматься определенной деятельностью. Для госслужащих это означает отсутствие всяких перспектив в будущем поступить либо продолжить службу в любом государственном органе (местном или центральном), для врачей, преподавателей школ и вузов - пожизненный запрет на медицинскую и преподавательскую деятельность в государственных и частных организациях здравоохранения и учебных заведениях, для предпринимателей - невозможность всю оставшуюся часть жизни заниматься коммерческой деятельностью. Как говорится в народе, «много хватать - свое потерять». - Какие другие меры, помимо вышеперечисленных, закреплены в новом УК с целью искоренения этого социального зла? - Это лишение свободы. Здесь сроки также весьма внушительны. Его назначение зависит от множества факторов: от того, кто совершил преступление, какую должность он занимал, действовал один или в группе лиц либо в составе преступной группы, какую сумму получил или передал, было ли это разовое действие или неоднократное и т.д. - А если виновное лицо не сможет выплатить назначенную судом сумму штрафа? Его размеры, что называется, поражают воображение. - Кодексом предусмотрено, что в таком случае штраф подлежит замене на лишение свободы в пределах санкции той или иной статьи УК РК (ч. 3 ст. 41). Мне представляется, что предусмотренные в кодексе суммы штрафов нереальны для исполнения. Думаю, они прежде всего предназначены для устрашения, нежели для реального применения. Этот вывод следует также из того, что у лиц, признанных виновными во взяточничестве, в обязательном порядке будет конфисковано все их имущество - движимое и недвижимое, акции, облигации, доли в уставном капитале хозяйствующего субъекта и пр. Таким образом, им будет просто негде взять средства для выплаты штрафа. Назначить штраф виновному лицу или лишить его свободы - будет определять суд. Полагаю, в данном вопросе все зависит от подсудимого. Если он не сможет, как говорится, потянуть сумму штрафа, то должен сообщить об этом суду, выступая в прениях. В таком случае суд вынесет виновному лицу наказание в виде лишения свободы. - По ряду резонансных уже завершенных коррупционных дел виновными признаны граждане других государств... - Кроме уголовной ответственности граждан Казахстана предусмотрена уголовная ответственность за получение и дачу взятки должностными лицами иностранных государств или международных организаций. При этом не имеет значения, подкуп совершен на территории нашей страны или за ее пределами. Это принципиально новое, чего нет в действующем УК. - Их тоже пожизненно отстранят от госслужбы в странах, чьими гражданами они являются? - По идее, должно быть так. Но как это практически будет сделано, я себе не представляю. В связи с созданием Евразийского экономического союза из трех государств, а в перспективе в него войдут и другие страны, вопрос этот надлежит гармонизировать посредством внесения изменения и дополнения в уголовное законодательство стран ЕАЭС. К слову, в Беларуси уже инициировано подобное изменение. По моему мнению, лицо, признанное виновным в подкупе должностного лица иностранного государства или международной организации, например предприниматель, не может заниматься предпринимательской деятельностью на территории всего Евразийского союза. - Какая уголовная ответственность предусмотрена в новом УК для лиц - посредников во взяточничестве? - Лицо, являющееся посредником между взяткополучателем и взяткодателем, будет наказываться штрафом в размере десятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до двух лет. При этом предусмотрены дополнительные меры ответственности с конфискацией имущества и без таковой. Также, как и по деяниям за получение и дачу взятки, в случае назначения наказания в виде лишения свободы, посредник в обязательном порядке подлежит лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В случае если посредничество совершено неоднократно либо преступной группой, или лицом с использованием своего служебного положения, сумма штрафа уже будет составлять двадцатикратную сумму взятки, а лишение свободы увеличивается до шести лет. Вместе с лишением свободы - конфискация имущества и пожизненное лишение права занимать определенные должности или заниматься теми или иными видами деятельности. - Не секрет, что взяточничество пустило глубокие корни не только в нашей стране, но и во всем мире. Эксперты признают достаточно высокий уровень отечественного антикоррупционного законодательства, но, как показали коррупционные скандалы последних лет, этого недостаточно. Как вы думаете, возымеют ли ожидаемый эффект предусмотренные новым кодексом меры наказания за взяточничество? - Разумному человеку эти уголовные санкции должны внушать большой, я бы сказал, ужасный страх, который должен сдерживать его от соблазна брать либо давать мзду кому-либо. Для неразумного же предусмотренные меры ответственности, полагаю, не будут являться тормозом. Жизнь покажет, сколько у нас в стране разумных и неразумных чиновников и лиц, желающих решать свои дела или добиваться намеченной цели посредством подкупа. - А есть ли, по-вашему, в борьбе со взяточничеством альтернатива ужесточению наказания - неужели в XXI веке, как и столетия назад, соблазны должны сдерживаться страхом? - Полагаю, что нужно расширять систему материального стимулирования лиц, которые будут сообщать о фактах коррупции. Поскольку суммы штрафов за получение и дачу взятки стали астрономическими, то необходимо также увеличивать суммы вознаграждений за сообщение о фактах коррупции либо разоблачение коррупционера. Я, к примеру, половину от суммы штрафа, которому подвергнется осужденный, отдал бы лицу, сообщившему о получении или даче взятки, либо половину от того имущества, которое у виновного лица будет конфисковано. И это необходимо оформлять приговором суда или отдельным постановлением суда. - То есть вы предлагаете поощрять доносительство? - А что делать? Ведь от взяточничества страдает все общество. Надлежит менять мировоззрение людей, и чем раньше это будет сделано, тем быстрее изменится их сознание. Люди перестанут кулуарно возмущаться этой поразившей общество болезнью и станут соучастниками ее излечения, вносить реальный вклад в тот правовой порядок, в котором им будет комфортно и безопасно жить, трудиться, учиться, лечиться и пр. - Предусмотрена ли в новом Кодексе ответственность за ложное доносительство? - Безусловно. Согласно ч. 3 ст. 419, за заведомо ложный донос в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления либо совершенного из корыстных побуждений лжедоносчик будет подвергнут наказанию в виде ограничения свободы на срок от трех до семи лет либо лишен свободы на тот же срок.
Новый Уголовный кодекс РК
Статья 366. Получение взятки 1. Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, или лицом, занимающим ответственную государственную должность, либо должностным лицом, а равно должностным лицом иностранного государства или международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера для себя или других лиц за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия этого лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство - наказывается штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до пяти лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 2. То же деяние, совершенное в значительном размере, а равно получение взятки за незаконные действия (бездействие) - наказываются штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от трех до семи лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены: 1) путем вымогательства; 2) группой лиц по предварительному сговору; 3) в крупном размере; 4) неоднократно, - наказываются штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены преступной группой, а равно в особо крупном размере, - наказываются штрафом в размере восьмидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Примечание. Не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном или административном порядке получение впервые лицом, указанным в части первой настоящей статьи, имущества, права на имущество или иной имущественной выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия (бездействие), если стоимость подарка не превышала двух месячных расчетных показателей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |