|
|
|
Уголовные правонарушения по новому Уголовному кодексу
3 июля 2014 года Главой государства подписан новый Уголовный кодекс, который в целом будет введен в действие с 1 января 2015 года. Одной из его отличительных черт можно считать реализацию положений Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года о двухвекторном подходе к преступным деяниям. С одной стороны, нормы нового Уголовного кодекса обеспечивают гуманность и минимизацию наказания для лиц, впервые совершивших незначительные деяния, а также для социально уязвимых групп населения - беременных и женщин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, несовершеннолетних, людей преклонного возраста. Вместе с тем, в отношении лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, скрывающихся от уголовного преследования предусмотрена жесткая уголовная политика. Более того, с учетом нынешних реалий для более высокой степени защиты прав и свобод граждан, безопасности общества и государства был пересмотрен устоявшийся подход к определению общественной опасности деяний. Уголовно наказуемые деяния в новом кодексе предусмотрены как уголовные правонарушения. Это связано с тем, что с учетом международного опыта введена двухзвенная система уголовно наказуемых деяний. Она слагается из преступлений и уголовных проступков. В числе проступков имеются и деяния, находящиеся на «стыке» административного правонарушения и преступления по степени общественной опасности, но которые сегодня предусмотрены действующим Кодексом об административных правонарушениях. Это соответствует установкам Главы государства о принципе «нулевой» терпимости к беспорядку, усилит профилактику серьезных преступлений. Вывод этих административных правонарушений в разряд уголовных проступков в первую очередь диктовалось тем, что по ним невозможно незамедлительно составить «протокол об административном правонарушении» и направить на рассмотрение в уполномоченный орган, как это предусмотрено для административного судопроизводства в целом. К примеру, для привлечения к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого вреда здоровью, производство судебно-медицинской экспертизы возможно только по истечении значительного времени, чтобы установить, какой тяжести вред причинен здоровью потерпевшего. Аналогично, соответствующие судебно-технические экспертизы нужно проводить и по фактам нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями и т.д. Кроме того, перевод составов административных правонарушений в разряд уголовных проступков позволит усилить защиту лиц, привлекаемых к ответственности. Это - и обязательное привлечение защитника - профессионального адвоката, и применение всего комплекса процессуальных гарантий, установленных Уголовно-процессуальным кодексом. В этом ракурсе говорить о «криминализации» переведенных административных составов представляется необоснованным. Одними из оснований перевода этих административных правонарушений в уголовные проступки, кроме того, явилось и то, что они либо содержали в качестве меры административного взыскания административный арест, либо, не предусматривая административного ареста, рассматривались только судом. В состав уголовных проступков также включены некоторые новые деяния, которые ранее не предусматривались ни Кодексом об административных правонарушениях, ни в действующим Уголовным кодексом. К примеру, это новые составы о самовольном пользовании недрами, нарушении правил охраны рыбных запасов и др. Эффективность и простота применения института уголовных проступков подтверждается общемировой практикой, например, уголовными кодексами Германии, Испании, Австрии, Голландии, Норвегии, Чехии, Албании, Литвы, Латвии, Турции. Нелишне указать, что санкции за уголовный проступок практически во всех этих странах включают в себя арест либо лишение свободы, либо тюремное заключение (в разных странах называется по-разному). В целом, согласно Концепции кодекса, отнесение деяний к категории уголовных проступков основывалось на их общественной опасности, а также видах наказаний, назначаемых за их совершение. Исходя из этого, для уголовных проступков наряду с иными, новым Уголовным кодексом предусмотрена мера наказания в виде «ареста», что является основным отличительным признаком от «лишения свободы», назначаемого только за совершение преступления. Концепцией кодекса была предусмотрена необходимость разграничения преступлений и проступков именно по критерию возможности назначения наказания в виде лишения свободы, поскольку именно этот вид наказания является наиболее отчетливой границей между серьезной и менее серьезной общественной опасностью. «Одинаковыми» мерами основного уголовного наказания и для проступков, и для преступлений являются только штраф и исправительные работы. Несмотря на это, размеры штрафов для уголовного проступка существенно различаются от штрафов, назначаемых за совершение преступления. Это же относится и к исправительным работам. Такая «обширная» сфера наказаний обуславливается в немаловажной степени положениями Концепции правовой политики на 2010-2020 годы о более широком применении уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, а также задачами снижения «тюремного» населения. За уголовные проступки новым Уголовным кодексом предусматривается широкий спектр мягких видов наказаний, в первую очередь, общественные и исправительные работы, а также минимальные сроки давности. Самое значительное - осуждение за совершение уголовного проступка не влечет судимости. Тем самым, перенесение некоторых административных деликтов в уголовно-правовую сферу не повлечет роста в статистике судимости».
Арман Аяганова начальник управления Департамента по надзору за законностью судебных актов и представительству интересов государства по уголовным делам Генеральной прокуратуры, старший советник юстиции
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |