|
|
|
Административная ответственность в области налогообложения.
Главный специалист - главный налоговый инспектор Юридического отдела НУ по Ауэзовскому району г. Алматы Колайтбеков Р.А.
Цель налогового законодательства - регулировать общественные отношения, возникающие в сфере установления, исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Задачи налогового законодательства - поддержание баланса прав и законных интересов налогоплательщиков с одной стороны и государства - с другой стороны. Для того, чтобы государственная налоговая служба Министерства финансов РК могла надлежащим образом исполнять свои функциональные обязанности, органы налоговой службы наделены определенными обязанностями, в число которых входит привлечение к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП РК). Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое КоАП РК предусмотрена административная ответственность. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; 2) материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления; 3) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации; 4) показания сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств и приборов. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения. Хотелось бы отметить, что наложение административного взыскания на физическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, а также правонарушения в области налогообложения, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, естественных монополий и антимонопольного законодательства по истечении одного года со дня его совершения, а юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за правонарушение в области налогообложения, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании - по истечении пяти лет со дня его совершения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении, который составляется уполномоченным сотрудником налоговой службы немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения, либо по окончании налоговой проверки. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Должностное лицо при рассмотрении дела об административном правонарушении обязаны выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья, орган (должностное лицо) выносят одно из следующих постановлений: 1) о наложении административного взыскания; 2) о прекращении производства по делу. При вынесении постановления о наложении административного взыскания должностное лицо определяет размер штрафа в соответствии с КоАП РК. Копия постановления немедленно вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, которые ставят подпись и дату, свидетельствующую о получении постановления. В случае отсутствия указанных лиц копия постановления высылается в течение трех дней со дня его вынесения. Согласно внесенным изменениям в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП РК) введены в действие ниже следующие изменения и дополнения: 1)введено административное взыскание в виде предупреждения по некоторым статьям КоАП РК, рассматриваемым органами налоговой службы; 2)исключены из некоторых статей КоАП РК должностные лица из субъекта административной ответственности; 3)введен упрощенный порядок уплаты штрафа в случае согласия лица с фактом административного правонарушения. 1. В целях проведения работы по повышению налоговой культуры, в случае совершения административного правонарушения, по некоторым статьям КоАП РК введено в качестве меры взыскания административное взыскание в виде предупреждения вместо налагаемого административного штрафа. Данные изменения введены в следующие статьи КоАП РК: 88, 88-1, 205, 205-1, 205-2, 206, 206-2, 208, 215. При совершении административного правонарушения по указанным статьям повторно в течение года после наложения административного взыскания в виде предупреждения налагается административное взыскание в виде штрафа. 2. По отдельным статьям КоАП РК исключены из субъекта административной ответственности «должностные лица». Данные изменения введены в следующие статьи КоАП РК: 88, 88-1, 166, 205, 205-1, 206, 206-1, 207, 208, 208-1, 210, 211, 215, 218-1. 3. Предусмотрена новая упрощенная процедура уплаты штрафа в случае согласия лица с фактом административного правонарушения и готовностью уплатить штраф (введена ст. 710-1 КоАП РК). Так, в случае выявления административного правонарушения, лицу, совершившему правонарушение, должно быть направлено заказным письмом или телеграммой или электронным способом в Кабинет налогоплательщика извещение, содержащее в себе сведения о личности лица, совершившего административное правонарушение, статья настоящего Кодекса, предусматривающая ответственность за данное правонарушение, время и место совершения административного правонарушения, сумма административного штрафа, реквизиты для уплаты штрафа. Получив такое извещение, в случае согласия с фактом совершения нарушения, налогоплательщик должен будет уплатить штраф в течение десяти рабочих дней. В случае несогласия лица с фактом правонарушения, либо не уплаты штрафа в установленный срок, производство по делу об административном правонарушении производится в общем порядке, предусмотренном КоАП РК. Кроме указанных изменений также необходимо отметить, что увеличен срок обжалования, опротестования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного по результатам налоговой проверки, до тридцати рабочих дней со дня вручения или получения копии постановления (часть 1 статьи 657 КоАП РК). Существенным изменением также является то, что лицо не подлежит привлечению к административной ответственности в случае, если сумма неперечисленных, несвоевременно и (или) неполно исчисленных, удержанных (начисленных) и (или) уплаченных (перечисленных) обязательных пенсионных взносов, также если сумма неуплаченных (неперечисленных), несвоевременно и (или) неполно уплаченных (перечисленных) социальных отчислений составляет менее одного месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на дату выявления административного правонарушения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |