|
|
|
23.08.2014 Трудовых мигрантов не оставят без пенсий
Одна из основополагающих свобод, которую подразумевает создание Евразийского экономического союза, - свобода движения рабочей силы. Трудовая миграция граждан стран СНГ и в настоящее время достаточно велика, а с созданием и расширением ЕАЭС может еще увеличиться. Это значит, что перед странами - участницами союза встанет вопрос о выполнении социальных гарантий для мигрантов, в частности зачета пенсий. В связи с этим Евразийский банк развития и Всемирный банк провели исследование «Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ».
Жизненная необходимость
Согласно договору о создании Евразийского экономического союза, который вступит в силу 1 января 2015 года, граждане стран союза имеют право осуществлять трудовую деятельность в любом государстве — участнике договора без получения разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. При этом предполагается, что вопросы пенсионного обеспечения граждан в рамках общего рынка труда будут решены в отдельных соглашениях к базовому договору. «Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года предусматривается разработка отдельного международного договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС», — сообщил заместитель директора департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Самат Алиев Евразийскому коммуникационному центру. При этом, по его словам, проект договора должен быть разработан в течение 2015 года. Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года предусматривается разработка отдельного международного договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС После распада СССР трудовая миграция на пространстве СНГ неуклонно возрастает. Как отмечается в докладе Евразийского банка развития и Всемирного банка «Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ», регион СНГ является лидером по миграции на евразийском континенте. По официальным данным ФМС на февраль 2014 года, в России насчитывается 2,3 млн мигрантов из Узбекистана, 1,5 млн мигрантов с Украины, 1 млн мигрантов из Таджикистана, по 600 тыс. мигрантов из Азербайджана и Казахстана, по 500 тыс. мигрантов из Кыргызстана, Молдовы и Армении и 390 тыс. мигрантов из Беларуси. «По неофициальным оценкам, численность только трудовых мигрантов в России равняется 5-6 млн человек, что составляет примерно 7% от общего числа занятых в России», — говорится в докладе. Как пишет в свою очередь «Коммерсант», согласно докладу департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, по состоянию на 2013 год в России насчитывается 11 млн приезжих. Эти данные подтверждает и директор ФМС России Константин Ромодановский. Как заявил глава ведомства в интервью Business FM, количество въехавших на территорию РФ составляет более 11 млн человек. Впрочем, по неофициальным данным, количество мигрантов, в том числе трудовых, может быть и больше. Сложно сказать, сколько въехавших в Россию работает, — ни для кого не секрет, что мигранты, как правило, устраиваются работать неофициально. Это в свою очередь означает, что они не только не платят налоги, но зачастую бесплатно пользуются системой здравоохранения и образования, а также иными услугами. С другой стороны, и сами нелегальные трудовые мигранты оказываются ущемленными в правах, ведь их трудовой стаж не засчитывается, а значит, при расчете пенсии у себя на родине они рискуют получить суммы, основанные на официальных данных об их трудовой деятельности. При этом официально работающие мигранты не могут рассчитывать на справедливые пенсионные выплаты, так как в настоящее время эффективно работающего механизма зачета пенсий между странами СНГ нет. Вот и получается: исполняешь закон — все равно останешься на равных с нелегалами. Очевидно, что для мигрантов введение системы учета пенсионных обязательств между странами-донорами (Кыргызстан, Таджикистан, Армения) и странами-реципиентами (Россия, Казахстан, Беларусь) может стать своего рода стимулом выхода из тени. Конечно, это не сможет радикально решить вопрос с нелегальной миграцией, ведь дело не только в доброй воле работников, но и в запросах работодателей, но определенную роль такая система сыграет.
Хитросплетения национальных законодательств
Как отмечает Евразийский банк развития, в условиях, когда более 10 млн людей ежегодно перемещается через границы в поисках работы, проблема мобильности пенсий является не просто актуальной, но и жизненно важной для значительной части населения стран региона. В связи с этим Евразийский банк развития (Центр интеграционных исследований) и Всемирный банк (программа МИРПАЛ) провели исследование «Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ», в котором оценили перспективы внедрения в регионе эффективных механизмов, призванных решить проблемы пенсионного обеспечения трудовых мигрантов. Перевод пенсионных прав необходимо предусмотреть в случае трудовой миграции в другую страну, когда возникает необходимость учета трудового стажа на территории другой страны при назначении трудовой пенсии; в случае трудовой миграции в другую страну и последующего обращения за пенсией там же; при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другую страну. Действующий механизм взаимного учета пенсий в настоящее время, как отмечается в докладе, есть между двумя странами формирующегося ЕАЭС — Россией и Беларусью. Он осуществляется в рамках договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. Согласно статье 5 право на пенсию возникает у граждан на территории той страны, где они выполняли работу, а при переезде выплата пенсий продолжается той страной, которая ее назначила (договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в области социального обеспечения от 24 января 2006 года). При этом при определении права на пенсию учитывается стаж, приобретенный на территории обоих государств. Возможно также пропорциональное получение российской и белорусской частей пенсии. Кроме того, в рамках договора гражданам предоставляются равный пакет и других социальных гарантий, таких как трудовые пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и особые условия труда, социальные пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и материнству, по безработице, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, для семей с детьми, на погребение. В условиях, когда более 10 млн людей ежегодно перемещается через границы в поисках работы, проблема мобильности пенсий является жизненно важной для значительной части населения стран региона Существует также механизм, предусмотренный соглашением стран СНГ от 1992 года «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». В этом соглашении речь идет о пенсии, право на которую граждане стран СНГ приобрели на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР. Соглашение регулирует взаимоотношения между Россией, Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Арменией. При переезде из одной страны в другую пенсия должна выплачиваться в стране проживания, при этом стаж, приобретенный на территории иных государств, идет в зачет при условии отчисления страховых взносов в пенсионный фонд того государства, где работник осуществлял трудовую деятельность. На пути к внедрению системы взаимозачета пенсий на пространстве ЕАЭС и СНГ может возникнуть ряд серьезных проблем, на решение которых потребуется значительное время и усилия. Так, во-первых, препятствием к осуществлению этого проекта станут значительные различия в пенсионных системах. Как отмечается в докладе ЕАБР и Всемирного банка, в России, Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане и Армении действуют трехуровневые модели с обязательным накопительным компонентом, а в Беларуси работает одноуровневая солидарная схема. Различается также и возраст выхода на пенсию в разных странах: в России и Беларуси он составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, в Таджикистане и Кыргызстане — 58 лет и 63 года соответственно, в Армении — 63 года для всех граждан, а в Казахстане к 2027 году планируется постепенно выровнять гендерную разницу и довести возраст выхода женщин на пенсию до 63 лет. Имеются также отличия в величине и источниках отчислений в пенсионный фонд. В России совокупный размер отчислений в пенсионный фонд составляет 22% оплаты труда, при этом основным источником является фонд оплаты труда. Никаких вычетов из заработной платы работника не предусмотрено. В Беларуси ставка составляет 29%, при этом 28% платит работодатель от фонда оплаты труда, а 1% вычитается из заработной платы работника. В Кыргызстане это соотношение составляет 15 и 10%, а в Таджикистане — 25 и 1%. В Казахстане, наоборот, основным источником отчислений в пенсионный фонд является работник, который платит 10% от заработной платы. Кроме того, законодательством предусмотрены и обязательные профессиональные отчисления для отдельных категорий работников в размере 15% от фонда оплаты труда. В Армении пенсионные взносы частично финансируются из государственного бюджета. Если рассмотреть текущую ситуацию с переводом пенсионных прав граждан при миграции между странами формируемого ЕАЭС на конкретных примерах, то очевидно, что различия в законодательствах членов союза создают значительные трудности для этого процесса. Как сообщает Самат Алиев, если, например, трудящийся Республики Казахстан принял решение переехать на постоянное место жительства в другое государство — член Евразийского экономического союза, то по законодательству Республики Казахстан ему выплачивается вся сумма накопленных на его личном пенсионном счету средств. При этом по законодательству Российской Федерации это невозможно. При переезде трудящегося-россиянина в Республику Казахстан пенсионные средства будут накапливаться на его личном накопительном пенсионном счете без учета пенсионных прав, приобретенных им на территории Российской Федерации. В другом случае, если гражданин Республики Казахстан трудился на территории Российской Федерации, уплачивая при этом страховые взносы, то, вернувшись обратно в Республику Казахстан, он не получит пенсии, поскольку взаиморасчеты между пенсионными фондами Казахстана и России не осуществляются. «В этой связи необходимо создание механизма перевода пенсионных прав трудящегося», — подчеркивает Алиев. Кроме того, пенсионное законодательство в странах СНГ нестабильно и находится в процессе изменений. Например, в России в ближайшее время будет принят пакет законопроектов, меняющих пенсионную формулу, а также структуру пенсионных взносов. Это представляет собой еще одну сложность для создания системы.
В поисках решения
Эксперты Евразийского банка развития и Всемирного банка представили два возможных варианта внедрения механизма зачета пенсионных гарантий между странами. Первый вариант — заимствование системы расчета пенсионных выплат гражданам из опыта ЕС. Эта система предполагает не гармонизацию или унификацию национальных схем пенсионного обеспечения, а координацию. Это означает, что каждая страна — член ЕС сохраняет свои национальные системы пенсионного обеспечения. Пенсия начисляется и платится той страной, где проживает человек, обратившийся за ней, однако это должна быть страна, в которой он работал. При расчете учитывается трудовой стаж в странах, где работал человек на протяжении своей жизни. Пенсия рассчитывается по законам страны, которая ее начисляет. Такое решение проблемы могло бы быть выгодно для стран-доноров, однако для стран-реципиентов оно повлечет за собой нежелательные последствия. Так, если трудовые мигранты, работающие в странах-реципиентах, решат остаться там на постоянное место жительства по достижении пенсионного возраста, то бремя по выплате пенсий ляжет на эти страны. Второй вариант решения вопроса подразумевает частичные заимствования из опыта Евросоюза и адаптацию под специфику стран формируемого Евразийского экономического союза и региона СНГ в целом. «В соответствии с данным решением создается единая система учета и контроля трудовой миграции и количества отработанных лет в разных странах, то есть между пенсионными фондами налаживается эффективная коммуникационная система для быстрого обмена информацией. В дополнение создается система взаимозачетов между пенсионными фондами разных стран, что является основным отличием от первого варианта. То есть начисляет пенсию и делает выплаты пенсионный фонд той страны, в которой проживает и обращается за назначением пенсии гражданин, однако пенсионный фонд получает трансферты (компенсацию) от пенсионного фонда страны, в которой работал человек. Компенсации/перечисления между пенсионными фондами могут осуществляться пропорционально количеству отработанных в этой стране лет», — предлагается в докладе ЕАБР и Всемирного банка. Для реализации второго пути, предложенного в докладе, странам — участницам процесса необходимо принять ряд мер. Так, пишут авторы доклада, необходимо создать надведомственный орган на уровне СНГ или формируемого ЕАЭС для системного контроля единого трудового и пенсионного пространства и учета пенсионных отчислений. Этот орган должен обеспечить свободную коммуникацию между пенсионными фондами. Нужно также разработать единую систему учета трудового стажа и размера заработков (с поправками на коэффициенты сложности и условий труда). Кроме того, необходимо провести пенсионные реформы в тех странах, где они еще не были проведены, то есть разделить пенсию на страховую и накопительную части. Для взаимодействия между государствами — членами ЕАЭС в сфере пенсионного обеспечения планируется создание специального информационного ресурса, на базе которого будет осуществляться обмен информацией и документами в электронном виде При разработке международного договора о пенсионном обеспечении в ЕАЭС будет учитываться и успешный опыт перевода пенсионных прав в рамках Союзного государства России и Беларуси, и пример накопительной пенсионной системы Республики Казахстан, которая гарантирует гражданину выплату его пенсионных средств независимо от того, когда и куда он переезжает. Как сообщил в комментарии Евразийскому коммуникационному центру Самат Алиев, договор будет вырабатываться на переговорах между сторонами, в ходе которых будет выбрана модель распределения ответственности государств за приобретенные на их территориях пенсионные права. «В отличие от Европейского союза планируется предусмотреть иную, скорее всего, комбинированную (смешанную) модель перевода пенсионных прав. В такой модели должен учитываться трудовой (страховой) стаж, приобретенный на территории государств — членов Евразийского экономического союза. Основными принципами при определении права на пенсию являются пропорциональный и территориальный (за периоды трудового стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, пенсия назначается по месту жительства)», — отметил Алиев. При этом, как отмечает он, в Евразийском союзе невозможно создание единого пенсионного пространства из-за слишком больших различий пенсионных систем стран (в Республике Беларусь и Российской Федерации — солидарная, в Республике Казахстан — обязательная накопительная), поэтому нет необходимости создавать наднациональный орган, координирующий сотрудничество в сфере социального обеспечения, взаимодействие фондов, взаимозачеты между пенсионными фондами разных стран. «В целях осуществления взаимодействия между государствами — членами ЕАЭС в сфере пенсионного обеспечения планируется создание специального информационного ресурса, на базе которого будет осуществляться обмен информацией и документами в электронном виде с использованием современных технологий и защиты персональных данных», — сообщил Алиев. Внедрение системы взаимного зачета пенсионных обязательств повлечет за собой ряд социальных и экономических выгод, отмечается в докладе Евразийского банка развития и Всемирного банка. Во-первых, это позволит частично решить проблему нелегальной миграции и разрядить сложившуюся в связи с ней социальную напряженность. Во-вторых, это сделает страны-реципиенты более привлекательными для миграции квалифицированных кадров, а значит, выполнит одну из задач, которые ставят перед собой, в частности, российские власти. С экономической точки зрения легализация миграции позволит повысить поток отчислений в пенсионные фонды. Этот фактор особенно принципиален для России, в которой отмечается старение населения. Еще один важнейший плюс внедрения такой системы — укрепление роли ЕАЭС как интеграционного ядра на пространстве СНГ.
Мария Малиновская
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |