|
|
|
30.08.2014 В целях защиты интересов работающего населения
В конце XX века социальная защита населения стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг. Как организованная система она существует во многих странах мира. В экономически развитых государствах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового внутреннего продукта. В Конституции Республики Казахстан зафиксировано, что Казахстан является правовым социальным государством. Словом «социальное» подчеркивается то обстоятельство, что такое государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения и утверждение в обществе социальной справедливости. Неотъемлемой частью социального государства является система социальной защиты населения, необходимая для реализации материального благополучия граждан, содействия социальному согласию и солидарности в обществе. В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отмечается, что «новыми принципами социальной политики являются социальные гарантии и личная ответственность». Поэтому социальная модернизация в первую очередь происходит посредством построения сбалансированных, учитывающих интересы работников, работодателей и государства принципов социальной справедливости и индивидуальной ответственности. В целях укрепления социальной стабильности государством принимаются меры по созданию гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях программ социальной защиты, основывающихся на лучших мировых достижениях и учитывающих национальные особенности развития. Результаты международных исследований свидетельствуют о том, что социальное страхование и другие системы всеобщего социального обеспечения являются мощнейшими инструментами борьбы с нищетой, повышения производительности труда, социально-экономического развития стран в целом. Опыт развитых стран показал, что наличие сбалансированных систем социального страхования и социального обеспечения как базовых элементов социальной защиты трудящихся и всего населения расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста. Основными факторами функциональных особенностей национальных систем социального обеспечения многих стран являются добровольность или обязательность социального страхования, уровень государственного участия, степень охвата населения услугами социальной защиты, объем предоставляемых социальных услуг и выплат, характер перераспределения доходов на цели социальной защиты. Однако, несмотря на различия в путях развития и особенностях организации, качестве и объеме услуг, а также методах финансирования, все системы социальной защиты функционируют на основе единых принципов. Согласно страховому принципу финансирование предоставляемых услуг осуществляется за счет взносов участников системы социального страхования, которые при наступлении страхового случая получают социальные выплаты, объем которых ориентируется на размер страховых взносов (принцип эквивалентности). Внося в качестве взноса определенную часть заработной платы в фонд социального страхования, застрахованные в случае потери дохода имеют право на получение финансового возмещения (при условии выплаты страховых взносов), объем которых соотносится с размером прежней заработной платы. Помимо правила эквивалентности, то есть обусловленности объема страховой компенсации объемом индивидуальных взносов, принцип социального страхования включает также элементы перераспределения. Обязательное социальное страхование в Казахстане, введенное с 1 января 2005 года, является дополнительной формой социального обеспечения для работающего населения. В основу организации системы обязательного социального страхования положены принципы всеобщности соблюдения, исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании: • всеобщность - обязательному социальному страхованию подлежат все работники, за исключением работающих пенсионеров, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих дея тельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан; • ответственность плательщика - работодателя и (или) самостоятельно занятого лица по своевременной и полной уплате социальных отчислений за наемных работников (или за себя) в Государственный фонд социального страхования (далее - Фонд); • солидарность - получателями социальных выплат из Фонда являются только те работники, в отношении которых наступил случай социального риска, или члены их семей в случае потери кормильца; • справедливость - размер социальной выплаты из Фонда зависит от стажа участия в системе обязательного социального страхования и размера поступивших ежемесячных социальных отчислений в Фонд. если ежемесячные обязательные пенсионные взносы удерживаются из дохода работника, то ежемесячные социальные отчисления уплачиваются за счет средств работодателей в размере 5% от ежемесячного дохода работника. При этом установлены нижний и верхний пределы ежемесячного дохода, с которых уплачиваются социальные отчисления. если за календарный месяц работнику начислен доход в размере менее одной минимальной заработной платы (МЗП), установленной Законом о республиканском бюджете, то социальные отчисления уплачиваются от 1 МЗП. если начислен доход свыше 10 МЗП, то социальные отчисления уплачиваются от 10 МЗП.
Данный принцип широко используется в международной практике обязательного социального страхования, в которой законодательством устанавливаются определенные ограничения на размер ежемесячного либо ежегодного дохода, из которого производятся обязательные страховые взносы. Таким образом, работающее население, за которое работодателями уплачиваются социальные отчисления, имеет право при наступлении следующих социальных рисков получить соответствующие социальные выплаты из Фонда на случай: - утраты трудоспособности; - потери кормильца; - потери работы; - в поддержку материнства и детства.
Диаграмма 2 В целях накопления соответствующего уровня обязательных пенсионных взносов, из социальных выплат на случай утраты трудоспособности, потери работы и в поддержку материнства и детства удерживаются обязательные пенсионные взносы и перечисляются в накопительный пенсионный фонд. С 1 января 2005 года по 30 июня 2014 года общая сумма осуществленных социальных выплат из Фонда составила 424,2 млрд. тенге, из которых 388,2 млрд. тенге, или 92%, в связи с материнством и детством.
ежемесячные социальные выплаты на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца являются долгосрочными выплатами. Так, социальная выплата по утрате трудоспособности выплачивается на весь период утраты трудоспособности, но не более дня назначения получателю пенсионных выплат, а социальная выплата по потере кормильца - до достижения иждивенцами возраста совершеннолетия или при условии обучения в высших учебных заведениях очной формы обучения - до 23 лет. В связи с чем в целях обеспечения покупательской способности назначенных долгосрочных социальных выплат на основании решения Правительства РК ежегодно указанные выплаты индексируются. С 1 января 2014 года размер повышения составил 7% и с 1 апреля 2014 года -4,59%. Одним из основных направлений развития обязательного социального страхования является осуществление сбалансированных мероприятий для достижения устойчивости системы и соответствующей эффективности используемых ресурсов с учетом общеизвестных базовых принципов социального страхования. В заключение хочу отметить, что сегодня обязательное социальное стра- хование стало важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана, обеспечивающим дополнительную защиту работающего населения при наступлении социальных рисков. В настоящее время, основанная на принципах солидарности и справедливости, система социального страхования Казахстана направлена на обеспечение равных возможностей и прав ее участников, вне зависимости от их состояния здоровья, возраста, пола, места жительства. Никто сегодня не может сомневаться в роли социального обеспечения в устойчивом развитии человечества, особенно во времена глобального финансового кризиса, который угрожает экономическому росту и материальному благосостоянию людей во всем мире. Социально-экономические программы, принятые в рамках ежегодных Посланий Главы государства народу Казахстана, направлены прежде всего на улучшение благосостояния населения и нацелены на укрепление социальной стабильности в стране, совершенствования системы социальной защиты населения, основанной на адресности и эффективности, исключающей иждивенчество.
Рустем ХАМЗИН, президент АО «Государственный фонд социального страхования»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |