|
|
|
Совершенствовать правовую базу
Галия Ак-куова, судья Верховного Суда РК
С момента создания Шанхайской организации сотрудничества на Совещании председателей верховных судов стран ШОС обсуждались множество тем и проблемных вопросов, которые соответствовали целям и задачам нашего сотрудничества, принятие по ним важных документов в последующем способствовало совершенствованию правовой базы правосудия, национального законодательства. Тема сегодняшнего заседания касательно отдельных вопросов применения брачно-семейного законодательства представляется также важной, прежде всего, потому, что вопросы расторжения брака взыскания алиментов, усыновления затрагивают права и законные интересы детей. С 1 января 2012 года в Казахстане действует новый Кодекс «О браке (супружестве) и семье». Действующий Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» в сравнении с предыдущим Законом «О браке и семье» содержит ряд новелл. Моментом прекращения брака (супружества), расторгаемого в регистрирующих органах, является день государственной регистрации расторжения брака (супружества) в книге записи актов гражданского состояния, а при расторжении брака (супружества) - со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака (супружества). До принятия действующего Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» в судебной практике возникали вопросы относительно взыскания алиментов на совершеннолетних, обучающихся в учебных заведениях по очной форме. Отдельные суды удовлетворяли требования истцов и взыскивали с ответчиков суммы, затраченные на оплату учебы в институтах или колледжах, тогда как действовавший на тот момент Закон «О браке и семье» предусматривал взыскание дополнительных расходов на совершеннолетних детей при наличии исключительных обстоятельств (тяжелая болезнь, нетрудоспособность и др.). На сегодняшний день этот вопрос урегулирован законодательно. Так, новый Кодекс «О браке (супружестве) и семье» предусматривает в случае непредоставления родителями добровольно средств совершеннолетним детям, обучающимся в системе общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, в системе высшего образования по очной форме обучения в возрасте до двадцати одного года, взыскание этих средств в судебном порядке в твердой денежной сумме. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает важное значение и должна осуществляться с позиции обеспечения его воспитания, максимально приближенного к семейному, и его права жить и воспитываться в семье, предусмотренного Конвенцией о правах ребенка. В этом плане приоритетной формой устройства детей без родительского попечения является усыновление (удочерение). Усыновление детей производится в судебном порядке. В новом Кодексе «О браке (супружестве) и семье», исходя из интересов детей, предусмотрен ряд новелл, направленных на усиление требований к усыновителям и порядку усыновления. Расширен перечень лиц, которые не могут быть усыновителями, в частности, не могут быть усыновителями лица мужского пола, не состоящие в зарегистрированном браке, за исключением фактического воспитания ребенка не менее трех лет, в случае смерти его матери, лишения ее родительских прав. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка, не могут быть усыновителями лица, придерживающиеся нетрадиционной сексуальной ориентации. Впервые Кодексом предусмотрена аккредитация международных агентств по усыновлению. Претворяя в жизнь свои обязательства, вытекающие из многих международно-правовых норм, регламентирующих отправление правосудия в отношении несовершеннолетних, наше государство приняло ряд законов на национальном уровне. Сегодня особое внимание уделяется реформированию законодательства в области отправления правосудия по делам несовершеннолетних, защите детей от любого рода насилия и жестокого обращения. С 2001 года в целях изменения методов работы с несовершеннолетними в системе уголовного правосудия в республике реализуется проект «Ювенальная юстиция в Казахстане». Цель правосудия для несовершеннолетних - недопущение дальнейшей криминализации личности и содействие социальной реабилитации ребенка, а не отчуждение его от общества. Образованные в рамках пилотного проекта «Ювенальная юстиция в Казахстане» в г. Алматы и Алматинской области в порядке эксперимента специализированные учреждения по сопровождению несовершеннолетних в процессе судопроизводства показали свою эффективность и востребованность. Поэтапное внедрение и развитие в Казахстане элементов ювенальной юстиции позволили повысить эффективность и качество отправления правосудия в отношении несовершеннолетних на всех его этапах. Указом Президента Республики Казахстан от 24.08.2009 года утверждена Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010-го по 2020 год. В ней предусматривается, что основным вектором развития судебно-правовой системы является специализация судов и судей, в том числе развитие ювенальных судов. При этом ювенальные суды должны стать центральным звеном создаваемой в стране системы ювенальной юстиции. Реализацией поставленных в указанных документах задач является Указ Президента Республики Казахстан от 4 февраля 2012 года об образовании 16 специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних во всех областях Казахстана, и на сегодняшний день эти суды действуют. К компетенции ювенальных судов отнесены уголовные дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, в отношении лиц, совершивших преступления в соучастии с несовершеннолетними, о преступлениях, непосредственно нарушающих права несовершеннолетних, предусмотренных конкретными статьями УК. Ювенальная юстиция исторически возникла как правосудие по уголовным делам. Однако казахстанским законодательством предусматривается и рассмотрение отдельных категорий гражданских дел. Так, в подсудность ювенальных судов отнесены гражданские дела об определении места жительства ребенка, лишении (ограничении), восстановлении родительских прав, усыновлении ребенка. К подсудности ювенальных судов также отнесены и дела об административных правонарушениях, например, посягательство на права несовершеннолетних, невыполнение родителями или лицами, их замещающими, обязанностей по воспитанию детей, за вовлечение несовершеннолетних в совершение административного правонарушения и др. Очевидно, будет правильным, если эти дела будет рассматривать специализированный суд, поскольку эта категория дел имеет свою специфику, вызывает определенную сложность. При рассмотрении таких споров судья, кроме правильного применения норм материального и процессуального права, должен психологически чувствовать ситуацию, помимо профессионального опыта и знаний судья должен обладать и жизненным опытом. В то же время участие в судебном процессе квалифицированного психолога, его мотивированное включение, исходя из интересов ребенка и обстоятельств дела, оказывает большую помощь в принятии правильного решения судом. Во многих ювенальных судах открыты кабинеты психологической работы с детьми. Здесь психолог оказывает несовершеннолетнему необходимую психологическую помощь, в непринужденной обстановке проводит предварительную беседу, устанавливает картину психологического восприятия конкретной ситуации при рассмотрении дел с участием несовершеннолетнего. Специфика ювенального правосудия состоит в том, чтобы применить к подростку, вступившему в конфликт с законом, законодательством, решение возникших вопросов касательно иностранных усыновителей через Комитет по охране прав детей как центрального органа. Законом Республики Казахстан от 13 ноября 2012 года ратифицирована Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, совершенная в Гааге 25 октября 1980 года, со следующей оговоркой: «Республика Казахстан в соответствии со статьей 42 Концепции не считает себя связанной обязательством нести предусмотренные абзацем вторым статьи 26 Конвенции расходы на оплату услуг адвокатов или советников либо судебных издержек, кроме тех, которые могут быть возмещены ее системой юридической помощи и консультаций». Данная Конвенция регламентирует вопросы похищения детей родителями, являющимися гражданами разных государств, т.е. когда, например, мать вывозит детей через международные границы против воли отца в случае распада семьи. Конвенция также содержит положения, касающиеся эффективного осуществления прав доступа, т.е. контакта со своим ребенком, проживающим в другой стране. Если родители не достигли соглашения относительно взаимных визитов для общения с ребенком, то эти вопросы также разрешаются через Центральный орган либо через суд. Рассмотрение указанных категорий дел судами Казахстана зачастую связано с участием граждан государств - участников ШОС, и в этих случаях суды руководствуются нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, Минской Конвенцией от 22 января 1993 года и Кишиневской Конвенцией от 7 октября 2002 года «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», участниками которых являются государства СНГ, входящие также в состав государств - участников ШОС, а также двусторонними соглашениями, заключенными с Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан. Взаимная правовая помощь между судами государств - участников ШОС заключается в исполнении судебных поручений о производстве отдельных процессуальных действий, признании и исполнении решений. Признание и исполнение судебных актов за пределами Республики Казахстан между странами СНГ осуществляется в соответствии с вышеуказанными конвенциями. Согласно нормам конвенций, отсутствие ответчика на судебном процессе вследствие несвоевременного либо ненадлежащего оповещения его о времени и месте судебного разбирательства является основанием для отказа в признании и разрешении исполнения судебного акта. Анализ оказания правовой помощи при рассмотрении гражданских дел судами Казахстана выявил ряд проблемных вопросов. По национальному законодательству Казахстана приказное производство является одним из видов гражданского процесса. Судопроизводство в приказном производстве осуществляется в упрощенном виде и по бесспорным требованиям, (например, по алиментным обязательствам). Вынесенный в упрощенном производстве по требованию взыскателя судебный акт - судебный приказ по национальному законодательству подлежит исполнению наравне с вступившими в законную силу решениями судов. Однако, как показывает судебная практика, в случае выезда должника за пределы Республики Казахстан отдельные суды России, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана - участников конвенций - судебный акт в форме судебного приказа к исполнению не принимают. Данное обстоятельство вынуждает заинтересованных лиц повторно обращаться в суды с аналогичными требованиями в порядке искового производства, что влечет излишнюю трату времени и дополнительные расходы. Другой проблемой суды указывают деятельность по исполнению судебных поручений (от трех до шести месяцев) по причине того, что при оказании правовой помощи компетентные учреждения взаимодействуют друг с другом через свои центральные, областные, территориальные органы. В целях ускоренного и эффективного порядка оказания правовой помощи в рамках государств - участников ШОС предлагается обсудить вопрос о механизме направления ходатайств и поручений судом, рассматривающим дело, непосредственно суду первой инстанции по месту нахождения стороны участника судопроизводства, лишь известив компетентные учреждения об этом. В настоящее время в Казахстане проводится работа по реформированию гражданского процессуального законодательства, разработан проект нового Гражданского процессуального кодекса, Мажилисом Парламента Республики Казахстан 18 июня т.г. одобрен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур». В указанных актах расширяется приказное производство путем передачи некоторых споров искового производства, расширяется перечень дел с обязательным предварительным досудебным порядком разрешения спора, вводится упрощенная форма искового производства по несложным делам, вводится дистанционное исследование доказательств и заслушивание объяснений участвующих в деле лиц с помощью средств видеосвязи. Вышеупомянутые Минская и Кишиневская конвенции действуют более 20 и 10 лет, за указанные периоды в странах - участницах конвенций произошли изменения в экономической жизни, в сфере законодательства, что, представляется, требует внесения корректив в конвенции, либо принятия документов, регулирующих оказание правовой помощи между государствами - участниками ШОС.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |