|
|
|
А. Дорохова, CAP, ДипИФР, профессиональный бухгалтер РК
КАКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВОЗНИКАЮТ У ТОО ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ В РФ?
ТОО РК хочет приобрести легковой автомобиль с РФ, какие налоговые обязательства возникают у ТОО, в связи с данной операцией?
Положения Налогового кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 276-2 Налогового кодекса плательщиками НДС в ТС являются юридические лица-резиденты, импортирующие товары на территорию РК с территории государств - членов ТС. В соответствии со статьей 276-3 Налогового кодекса, если иное не установлено статьей 276-4 Налогового кодекса, объекты обложения НДС в ТС, а также облагаемый оборот определяются в соответствии со статьями 229, 230, 241 Налогового кодекса. В соответствии со статьей 229 Налогового кодекса объектами обложения НДС являются: 1) облагаемый оборот; 2) облагаемый импорт. Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 276-4 Налогового кодекса облагаемым импортом являются товары, ввезенные (ввозимые) на территорию РК (за исключением освобожденных от НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 276-15 Налогового кодекса). В соответствии со статьей 276-20 Налогового кодекса, если иное не установлено указанной статьей, порядок исчисления и уплаты НДС в ТС определяется в соответствии с главой 36 Налогового кодекса. При импорте товаров, в том числе товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья, на территорию РК с территории государств - членов ТС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту нахождения (жительства) декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам, в том числе по договорам (контрактам) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, если иное не установлено пунктом 3. Одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы: 1) заявление (заявления) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в 4-х экземплярах) и в электронном виде. Форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правила его заполнения и представления утверждаются уполномоченным органом; 2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, и (или) иной платежный документ, предусмотренный банковским законодательством, подтверждающий исполнение налогового обязательства по уплате косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий предоставление налогоплательщику права на изменение срока уплаты налога, или документы, подтверждающие освобождение от НДС, с учетом требований статьи 276-15 Налогового кодекса. При этом указанные документы не представляются при ином порядке уплаты НДС, а также в случае наличия переплаты на лицевых счетах по НДС по импортированным товарам, которая подлежит зачету в счет предстоящих платежей по НДС по импортированным товарам при условии, что налогоплательщиком не подано заявление на зачет указанных сумм переплаты по другим видам налогов и платежей или возврат на расчетный счет; 3) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства - члена ТС на территорию РК. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством; 4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена ТС при отгрузке товаров, в случае, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства - члена ТС; 5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию РК с территории государства - члена ТС, в случае лизинга товаров (предметов лизинга) - договоры (контракты) лизинга, в случае предоставления займа в виде вещей - договоры займа, договоры (контракты) об изготовлении товаров, договоры (контракты) на переработку давальческого сырья; 6) информационное сообщение (в случаях, предусмотренных пунктами 2, 5 статьи 276-18 Налогового кодекса), представленное налогоплательщику РК налогоплательщиком другого государства - члена ТС, либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом ТС (подписанное руководителем (ИП), и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные с территории 3-го государства - члена ТС, о следующих сведениях о налогоплательщике 3-го государства - члена ТС и договоре (контракте), заключенном с налогоплательщиком этого 3-го государства - члена ТС о приобретении импортированного товара: - номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика государства - члена ТС; - полное наименование налогоплательщика (организации (ИП) государства - члена ТС; - место нахождения (жительства) налогоплательщика государства - члена ТС; - номер и дата контракта (договора); - номер и дата спецификации. В случае если налогоплательщик государства - члена ТС, у которого приобретается товар, не является собственником реализуемого товара (является комиссионером, поверенным), то сведения, указанные в абзацах 2-ом, 6-ом настоящего подпункта, представляются также в отношении собственника реализуемого товара. В случае представления информационного сообщения на иностранном языке обязательно наличие перевода на казахский и русский языки. Информационное сообщение не представляется в случае, если сведения, предусмотренные настоящим подпунктом, содержатся в договоре (контракте), указанном в подпункте 5 настоящего пункта; 7) договоры (контракты) комиссии или поручения (в случаях их заключения); 8) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию РК с территории другого государства - члена ТС, по договорам комиссии или поручения (в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 276-18 Налогового кодекса, за исключением случаев, когда НДС уплачивается комиссионером, поверенным). В случае розничной купли-продажи при отсутствии документов, указанных в подпунктах 3, 5 пункта 3 статьи 276-18 Налогового кодекса, представляются документы, подтверждающие получение (либо приобретение) импортированных на территорию РК товаров (в том числе чеки ККМ, товарные чеки, закупочные акты). Документы, указанные в подпунктах 2, 8 пункта 3 статьи 276-18 Налогового кодекса, могут быть представлены в копиях, заверенных подписями руководителя и главного бухгалтера (при его наличии) либо иных лиц, уполномоченных на то по решению налогоплательщика, а также печатью налогоплательщика, за исключением случаев, когда у налогоплательщика печать отсутствует по основаниям, предусмотренным законодательством. При этом указанные копии документов могут быть представлены в виде книги (книг), прошнурованной (прошнурованных), пронумерованной (пронумерованных) с указанием на последнем листе общего количества листов и заверенной (заверенных) на последнем листе подписями руководителя и главного бухгалтера (при его наличии) либо иных лиц, уполномоченных на то по решению налогоплательщика, а также печатью налогоплательщика, за исключением случаев, когда у налогоплательщика печать отсутствует по основаниям, предусмотренным законодательством. НДС по импортированным товарам уплачивается по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщиков не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Сумма косвенных налогов, исчисленная к уплате по декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, должна соответствовать сумме косвенных налогов, исчисленной в заявлении (заявлениях) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Декларация по косвенным налогам по импортированным товарам и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов представляются налогоплательщиками на бумажном носителе и в электронном виде. Форма декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, правила ее составления и представления утверждаются уполномоченным органом. Налоговым периодом для исчисления и уплаты косвенных налогов при импорте товаров, в том числе товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья, товаров (предметов лизинга) по договорам (контрактам) лизинга, на территорию РК с территории государств - членов ТС является календарный месяц, в котором приняты на учет такие импортированные товары (наступает срок платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга). При этом допускается исполнение налогового обязательства в течение налогового периода. Декларация по косвенным налогам по импортированным товарам считается непредставленной в налоговые органы в случаях, указанных в пункте 5 статьи 584 Налогового кодекса, а также в случае непредставления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов считается непредставленным в налоговые органы в случаях, указанных в пункте 5 статьи 584 Налогового кодекса, а также в случае непредставления декларации по косвенным налогам по импортированным товарам. Подтверждение налоговыми органами факта уплаты НДС по импортированным товарам в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов путем проставления соответствующей отметки либо мотивированный отказ в подтверждении осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правительством. При этом проставление указанной отметки также не производится и представляется мотивированный отказ при неисполнении налогоплательщиком налогового обязательства по уплате сумм косвенных налогов, исчисленных в декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, и в случае невыполнения условий части 2-ой пункта 4 указанной статьи. Выводы. Таким образом, у ТОО возникает обязательство по уплате НДС по товарам, импортируемым на территорию РК с территории РФ на КБК 105109 не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, а также представления в налоговый орган по месту нахождения декларации по косвенным налогам по импортированным товарам (форма 320.00) и заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00) не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено главой 34, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 228 настоящего Кодекса, имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая ОС, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также, в случае импорта товаров с территории государств - членов ТС исполнено налоговое обязательство по представлению налоговой отчетности по косвенным налогам и НДС уплачен в бюджет в соответствии со статьей 276-20 Налогового кодекса и не подлежит возврату. Однако согласно пункту 2 статьи 257 Налогового кодекса НДС не зачитывается и учитывается в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг, если подлежит уплате в связи с получением легковых автомобилей, учтенных (учитываемых) в качестве ОС. Комментарии. Таким образом, если ТОО приобретает легковой автомобиль, который будет учитываться в качестве ОС, то уплаченный НДС по товарам, импортируемым на территорию РК с территории РФ, не подлежит отнесению в зачет, а будет учитываться в стоимости легкового автомобиля. Также при приобретении транспортного средства у ТОО возникает обязательство по исчислению и уплате налога на транспортные средства и платы за эмиссии в окружающую среду. Поскольку вышеуказанные налог и плата уплачиваются в бюджет по месту регистрации объектов обложения, то у ТОО возникает обязательство по постановке на регистрационный учет по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением. Данное требование не распространяется на юридическое лицо в случае возникновения права на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, при условии, если по такому юридическому лицу постановка на регистрационный учет произведена в соответствии с пунктами 1 или 3 статьи 577 Налогового кодекса до даты возникновения такого права. В соответствии с пунктом 1 статьи 577 Налогового кодекса постановка налогоплательщика на регистрационный учет по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением, производится налоговым органом для обеспечения уплаты налогоплательщиком налогов на имущество, транспортные средства, земельного налога, единого земельного налога и других обязательных платежей в бюджет на основании сведений уполномоченных государственных органов, осуществляющих учет, регистрацию объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в соответствии со статьей 583 Налогового кодекса, если иное не установлено главой 81 Налогового кодекса. Юридическое лицо, имеющее на праве собственности, постоянного землепользования, первичного безвозмездного временного землепользования, временного возмездного землепользования, временного владения и пользования, доверительного управления объект налогообложения и (или) объект, связанный с налогообложением, обязано в течение 10 рабочих дней с даты возникновения таких прав представить в налоговый орган по месту своего нахождения либо по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением, налоговое заявление о постановке на регистрационный учет, для постановки на регистрационный учет по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением (приложение 17, утвержденное Постановлением Правительства от 29 ноября 2011 года № 1390). Данное заявление можно скачать по ссылке: http://www.salyk.kz/ru/taxcode/Npa/Pages/taxstatement.aspx. Постановка налогоплательщика на регистрационный учет по месту нахождения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, осуществляется налоговым органом в течение 3-х рабочих дней со дня получения сведений от уполномоченных государственных органов и (или) налогового заявления о постановке на регистрационный учет. В отношении налога на транспортные средства В соответствии со статьей 365 Налогового кодекса плательщиками налога на транспортные средства являются физические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, и юридические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, если иное не установлено настоящей статьей. В соответствии с пунктом 1 статьи 366 Налогового кодекса объектами налогообложения являются транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в РК. Налоговые ставки и порядок исчисления налога установлены статьями 367, 368 Налогового кодекса. В соответствии со статьей 370 Налогового кодекса налоговым периодом для исчисления налога на транспортные средства является календарный год с 1 января по 31 декабря. В соответствии со статьей 371 Налогового кодекса плательщики - юридические лица представляют в налоговые органы по месту регистрации объектов налогообложения расчет текущих платежей по налогу на транспортные средства (по форме 701.00) не позднее 5 июля текущего налогового периода, а также декларацию (по форме 700.00) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Согласно статье 369 Налогового кодекса юридические лица производят уплату сумм текущих платежей по месту регистрации объектов обложения посредством внесения текущих платежей не позднее 5 июля налогового периода. В случае приобретения права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления на транспортное средство после 1 июля налогового периода юридические лица производят уплату налога по указанному транспортному средству не позднее 10 календарных дней после наступления срока представления декларации за налоговый период. Окончательный расчет по декларации также производится не позднее 10 календарных дней после наступления срока представления декларации за налоговый период, то есть не позднее 10 апреля. В отношении платы за эмиссии в окружающую среду: В соответствии со статьей 492 Налогового кодекса плата за эмиссии в окружающую среду взимается за эмиссии в окружающую среду в порядке специального природопользования. Специальное природопользование осуществляется на основании экологического разрешения, выдаваемого уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды или местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников. Эмиссии в окружающую среду без оформленного в установленном порядке разрешительного документа рассматриваются как эмиссии в окружающую среду сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников. В соответствии со статьей 493 Налогового кодекса плательщиками платы являются физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РК в порядке специального природопользования. В соответствии с пунктом 1 статьи 494 Налогового кодекса объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружающую среду в пределах и (или) сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду выбросов загрязняющих веществ. Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников установлены пунктом 4 статьи 495 Налогового кодекса. Ставки платы определяются исходя из размера МРП, установленного Законом «О республиканском бюджете» на 1-ое число налогового периода. Местные представительные органы имеют право повышать ставки, установленные в соответствии со статьей 495 Налогового кодекса, не более чем в 2 раза. В соответствии со статьей 496 Налогового кодекса сумма платы исчисляется плательщиками самостоятельно исходя из фактических объемов MAX (Эксперт)эмиссий в окружающую среду и установленных ставок. Сумма платы по передвижным источникам загрязнения вносится в бюджет: 1) по передвижным источникам, подлежащим государственной регистрации, - по месту регистрации передвижных источников, определяемому уполномоченным государственным органом при проведении такой регистрации; 2) по передвижным источникам загрязнения, не подлежащим государственной регистрации, - по месту нахождения налогоплательщика. Текущие суммы платы за фактический объем эмиссий в окружающую среду вносятся плательщиками не позднее 25 числа 2-го месяца, следующего за отчетным кварталом. Согласно статье 497 Налогового кодекса налоговым периодом для исчисления платы за эмиссии в окружающую среду является календарный год с 1 января по 31 декабря. В соответствии со статьей 498 Налогового кодекса плательщики платы по передвижным источникам загрязнения представляют в налоговые органы декларацию (по форме 870.00): 1) по передвижным источникам, подлежащим государственной регистрации, - по месту регистрации передвижных источников, определяемому уполномоченным государственным органом при проведении такой регистрации; 2) по передвижным источникам загрязнения, не подлежащим государственной регистрации, - по месту нахождения налогоплательщика. Декларация представляется плательщиками платы ежеквартально не позднее 15 числа 2-го месяца, следующего за отчетным кварталом. Таким образом, в случае осуществления выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников экологическое разрешение не требуется. По передвижным источникам загрязнения ТОО надлежит представлять в налоговые органы декларацию по форме 870.00 и вносить плату за эмиссии в окружающую среду. По транспортному средству возникает обязательство по уплате налога на транспортные средства и представлению расчета текущих платежей по налогу на транспортные средства по форме 701.00 и декларации по форме 700.00.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |