|
|
|
Приоритеты новой уголовной политики
С 1 января 2015 года вступают в силу Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, подписанные Главой государства в июле нынешнего года. По мнению экспертов, это станет началом нового этапа развития уголовного права и уголовной юстиции Казахстана. О предстоящих изменениях мы беседуем с заведующим отделом правоохранительной системы Администрации Президента РК Ерликом КЕНЕНБАЕВЫМ.
- Ерлик Абдракымович, почему именно сейчас понадобилось кардинально менять модель уголовного процесса? Ведь прошло всего 17 лет с того времени, когда были приняты действующие УК и УПК? - Да, но за этот сравнительно небольшой по историческим меркам период времени благодаря политической воле и дальновидности Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева произошли институциональные, структурные и правовые изменения, свидетельствующие о начале перехода страны на качественно иную стадию развития. Это стало одной из главных причин провозглашения нового политического курса страны, нашедшего отражение в Послании Главы государства, посвященном Стратегии «Казахстан-2050». Одно из ключевых условий достижения целей данного документа - повышение конкурентоспособности правовой системы страны. Поэтому Президент поручил приступить к реформе уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Кодексы 1997 года сыграли важную роль в процессе отхода от советской модели уголовного судопроизводства, изменении приоритетов уголовной политики государства и создали базовые условия для последующей реформы всей правоохранительной системы Казахстана. Новые же законы способствуют более полной реализации потенциала Конституции республики. Мы начали формировать уголовный процесс на основе практики самых развитых стран мира, где главный приоритет - защита конституционных прав личности. Речь идет об очевидном стремлении Казахстана привести уголовное судопроизводство в соответствие с общепризнанными международными стандартами. Кроме того, уголовно-правовые институты и механизмы, нашедшие отражение в недавно принятых кодексах, будут способствовать более эффективному обеспечению интересов всего общества и государства. Все это можно наглядно продемонстрировать на примере реализации принципа процессуальной экономии. Во-первых, упрощение процедур применения норм закона значительно улучшит положение граждан в уголовном процессе. Во-вторых, будут рационально распределяться и использоваться средства, выделяемые государством на обеспечение уголовного судопроизводства.
- Многие из тех, кто сталкивался с отечественной Фемидой, говорят, что досудебное производство и судебное разбирательство очень часто неоправданно затягиваются. Люди, вовлеченные в уголовный процесс, длительное время ожидают рассмотрения дел, в том числе находясь в условиях изоляции. Формализм, волокита и необходимость оформления большого количества процессуальных документов сопровождают дела и об очевидных преступлениях. Новые кодексы, надо понимать, ориентированы на изменение такой ситуации. В чем это выразилось? - Упрощению и ускорению досудебного производства, снижению его затратности, обеспечению конституционных прав личности в уголовном судопроизводстве будет способствовать отказ от доследственной проверки и исключение такого процессуального акта, как обвинительное заключение. Сегодня доследственная проверка проводится даже при отсутствии признаков уголовного преступления. Материалы, собранные до возбуждения уголовного дела, затем вновь перепроверяются. У потерпевших и свидетелей отбираются объяснения, потом их опять допрашивают. По завершении расследования много времени уходит на составление обвинительных заключений. В соответствии с международными документами содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом. Нормы нового УПК предусматривают механизмы, расширяющие возможность применения залога и домашнего ареста, что можно расценивать как отход от практики наказания человека еще до решения суда путем содержания его в следственном изоляторе. Не меньшее значение имеет и исключение института возврата судом уголовных дел для производства дополнительного расследования. Это будет способствовать повышению качества дознания и следствия. Ведь на первый план выходит фактор профессионализма сотрудников правоохранительных органов, ключевым индикатором которого становится безупречность доказательной базы. Существенно снизится роль человеческого фактора. Право на защитника до начала первого допроса также будет способствовать объективности досудебного производства. Новеллой стало и введение депонирования (закрепление в судебном порядке фактических данных, используемых в качестве доказательств) следственным судьей показаний свидетеля и потерпевшего в случаях, когда их невозможно будет допросить в главном судебном разбирательстве. (Проживание за границей, планируемый выезд за пределы страны, возможное отсутствие вследствие тяжелой болезни). Наряду с увеличением примирительных и медиативных процедур, в новом УПК расширены возможности для примирения путем увеличения категорий уголовных правонарушений, по которым уголовное преследование и обвинение в суде осуществляется в частном и частно-публичном порядке. Усовершенствованы существующие формы расследования (дознание и предварительное следствие). Предусмотрены ускоренное досудебное расследование, процессуальные соглашения - в форме сделки о признании вины и о сотрудничестве. Ускоренное досудебное расследование предполагает возможность его окончания в течение 15 суток по преступлениям небольшой и средней тяжести, а также тяжким, если собранными доказательствами установлены факт преступления и совершившее его лицо, полное признание им своей вины, согласие с размером причиненного ущерба. Процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины заключается между прокурором и подозреваемым, обвиняемым при досудебном расследовании, в рамках которого стороны согласовывают условия смягчения наказания либо освобождения от уголовной ответственности. Основаниями для заключения процессуального соглашения о сотрудничестве служит активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, совершенных группой, особо тяжких, совершенных иными лицами, а также экстремистских и террористических преступлений.
- Новые нормы УПК формируют правовую систему сдержек и противовесов, существенно ограничивающую возможности для нарушения закона в ходе расследования уголовных дел. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее? - Как уже было сказано, усиливаются правозащитные функции судов. Введение института следственного судьи открывает новые возможности для повышения эффективности судебного контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовный процесс. Уже на стадии досудебного производства судья будет рассматривать жалобы и ходатайства сторон, а при необходимости - проводить заседания с участием соответствующих лиц и прокурора. Более эффективному соблюдению принципа состязательности и равноправия сторон будет способствовать расширение прав защитника (адвоката). Защитник вправе собирать и представлять данные, необходимые для оказания юридической помощи, и они в обязательном порядке должны быть приобщены к делу. Теперь он может опрашивать всех, кому что-либо известно об обстоятельствах происшествия, и ходатайствовать о приобщении полученных данных к материалам дела. Более того, у защитника появилась возможность получать на договорной основе заключения эксперта и ходатайствовать о приобщении таких заключений к материалам дела. Закреплена обязанность следователя удовлетворять ходатайство защиты, если оно способствует объективному исследованию обстоятельств дела, обеспечению конституционных прав и законных интересов участников процесса или других лиц. Вводится институт процессуального прокурора, который будет осуществлять надзор за законностью досудебного расследования. Он может прекратить его в полном объеме или в отношении конкретных лиц. В целях обеспечения объективности и достаточности расследования в исключительных случаях прокурор имеет право принимать в свое производство и расследовать уголовные дела. Разумеется, введение этого института налагает на должностных лиц органов прокуратуры очень большую ответственность, требует высокого профессионализма и умения оперативно принимать самостоятельные решения. В отдельной главе УПК детально регламентированы «негласные следственные действия». Перевод оперативно-розыскных мероприятий в процессуальную плоскость создаст еще более жесткие гарантии обеспечения конституционных прав граждан. Эти и другие новеллы УПК, несомненно, будут способствовать укреплению законности на стадии досудебного производства.
- А в чем еще выражается реализация принципов справедливого уголовного судопроизводства? - С одной стороны, реализуется принцип гуманизма. УК предусматривает декриминализацию целого ряда статей. Его нормы предполагают толерантное отношение к тем, кто впервые совершил уголовно наказуемое деяние. Вводится понятие уголовного проступка, за которые предусмотрен достаточно широкий спектр наказаний, не связанных с лишением свободы. Более 100 составов преступлений небольшой тяжести переведены в данную категорию. Расширяются основания для освобождения от уголовной ответственности. В целом прослеживается явное стремление разработчика способствовать внедрению в практику мер наказания, альтернативных тюремному заключению. Например, штрафы предусмотрены практически по всем преступлениям небольшой и средней тяжести, за исключением случаев причинения смерти человеку. Значительно расширена сфера применения ограничения свободы. В то же время сокращена возможность безальтернативного применения лишения свободы. Это очень важно, поскольку места лишения свободы - один из основных факторов расширения криминального пространства, распространения субкультуры уголовного мира. К тому же тюрьма, каким бы высоким стандартам она не соответствовала, в любом государстве выступает в качестве индикатора неблагополучия общества. С другой стороны, усиливается ответственность и наказание за наиболее опасные преступления, прежде всего за посягательство на жизнь и здоровье несовершеннолетних. Также ужесточена ответственность за преступления против мира и безопасности человечества, террористические, экстремистские деяния, а также организованные формы преступности.
- Изменения весьма впечатляющие. Они предполагают высокий уровень профессиональной подготовки правоприменителей. Готовы ли сотрудники правоохранительных органов к работе в новых условиях? Не останутся ли нормы обновленных кодексов лишь выражением благих намерений? Что делается для того, чтобы они реально работали? - Вы, несомненно, правы в том, что ненадлежащая реализация закона может существенно выхолостить любой прогрессивный закон. Поэтому качественное применение новых кодексов будет зависеть от уровня работы самих правоохранительных органов и подготовки сотрудников. Не случайно в своем Послании от 17 января текущего года Глава государства при определении ключевых задач и приоритетных направлений реализации Стратегии «Казахстан-2050» обратил особое внимание на необходимость повышения качества работы всех правоохранительных органов. При этом определяющее значение будет иметь система внешней оценки их деятельности. Качество и эффективность работы будут измеряться по уровню доверия населения - этот целевой индикатор включен в их стратегические планы. Значимость задач, стоящих перед правоохранительными органами, определяет и требования к их кадровому потенциалу. Есть четкое требование Главы государства: люди в погонах, наделенные большими полномочиями, должны отличаться безупречным поведением и высоким профессионализмом. Это поручение будет исполняться в рамках Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы, утвержденной Указом Президента. Перед нами поставлена цель: создать к 2020 году правоохранительную систему, соответствующую высоким международным стандартам. Но уже к 1 января будущего года правоохранительные органы должны быть готовы к работе в условиях применения новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Распоряжением Президента от 9 апреля 2014 года утвержден Единый государственный план действий по переходу на новую модель уголовного закона и уголовного судопроизводства, усовершенствованные законодательство об административных правонарушениях и систему исполнения уголовных наказаний. Всего предусмотрено 42 мероприятия. В плановом порядке разрабатываются необходимые проекты законов, постановлений Правительства, совместные и ведомственные приказы. К примеру, постановлениями Правительства будут регламентированы порядок возмещения вреда, причиненного в результате незаконных действий органа, ведущего уголовный процесс, а также правила принятия, хранения, реализации и обращения залога в доход государства. Проводится работа по регламентации порядка изъятия, учета, хранения, передачи и уничтожения вещественных доказательств. Особое внимание уделено вопросу создания Единого реестра досудебных расследований на базе информационных систем Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. На эти цели из резерва Правительства выделено 469 миллионов тенге. По линии судебных органов будут выработаны и направлены на места рекомендации по разъяснению и применению новелл УК и УПК. Завершается работа по подготовке научных комментариев к новым кодексам и разъяснений по их нововведениям. Осуществляется подготовка учебных уголовных дел (по категориям) и образцы процессуальных документов. По разработанным программам и графикам проводится массовое переобучение сотрудников правоохранительных и специальных органов, судов и профессорско-преподавательского состава учебных заведений. Как видите, задачи поставлены очень серьезные, но необходимый потенциал для их решения у нас есть, и мы уверены в том, что с ними справимся.
Автор: Фарида Ахметова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |