|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
И. Обуховская, Профессиональный бухгалтер РК
КАКИМИ НАЛОГАМИ ОБЛАГАЮТСЯ ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА РЕЗИДЕНТА РФ ПО ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ И КАК ОФОРМИТЬ НА РАБОТУ ДАННОГО СОТРУДНИКА?
Какие налоги необходимо начислять и перечислять в бюджет с заработной платы двоих граждан РФ, являющихся: первый - директором казахстанской компании, второй - специалистом отдела информационных технологий. Какие разрешительные документы нужно им получить для работы в РК?
Положения НК. На основании подпункта 18 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса, доходами нерезидента из источников в РК признаются доходы физического лица-нерезидента от деятельности в РК по трудовому договору (контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимся работодателем. Далее согласно пункта 3 статьи 201 Налогового кодекса, исчисление ИПН, удерживаемого у источника выплаты, производится налоговым агентом путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158 Налогового кодекса, по ставке 10 % к сумме доходов, облагаемых у источника выплаты, определенных подпунктом 18 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса, без осуществления налоговых вычетов. Далее по поводу социального налога на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 355 Налогового кодекса, плательщиками социального налога являются юридические лица-резиденты РК. Соответственно согласно пункту 2 статьи 357 Налогового кодекса, объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам-нерезидентам в виде доходов, определенных подпунктом 18 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса. Также хотелось бы отметить, что согласно Закону РК «Об обязательном социальном страховании». Обязательному социальному страхованию подлежат работники, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РК и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории РК, за исключением получателей пенсионных выплат из ГЦВП. При этом Гражданин другого государства не входит в категорию, имеющих право получения социальных пособий (льгот) в связи с наступлением социальных рисков по видам обязательного социального страхования согласно вышеуказанного Закона, т.к. имеет статус лица, являющегося гражданином другого государства, законно находящегося и на законном основании занимающегося оплачиваемой трудовой деятельностью на территории РК. В связи с чем, граждане другого государства не подлежат обязательному социальному страхованию в РК и перечисление социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования за них не производится. Нормативная база. Далее в соответствии со статьей 11 Закона РК «О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» (между Правительствами РБ, РК и РФ) (далее - соглашение) социальное обеспечение (социальное страхование), кроме пенсионного, трудящихся мигрантов осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Таким образом, в связи с различным пенсионным законодательством государств-партнеров в рамках соглашения, российские трудящиеся-мигранты, осуществляющие временную трудовую деятельность на территории государств-партнеров, не подлежат пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Пенсионное обеспечение указанных трудящихся - мигрантов осуществляется по законодательству государства, гражданами которого они являются. Выводы. Таким образом, в рассматриваемом случае вы будите исчислять и уплачивать только ИПН и социальный налог, ОПВ и социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования не должны выплачиваться за данных сотрудников. Разрешительные документы. Что касается вашего вопроса по поводу разрешительных документов для работы данных сотрудников, то в соответствии со статьей 3 Закона РК «О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» (между Правительствами РБ, РК и РФ) (далее - соглашение), деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон. Выводы. Следовательно, компании привлекающей для работы физическое лицо резидента РФ не требуется получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Комментарии. Далее согласно статье 4 соглашения, трудовые отношения трудящегося-мигранта с работодателем регулируются законодательством государства трудоустройства, а также настоящим соглашением и оформляются путем заключения трудового договора. Для заключения трудового договора трудящийся-мигрант представляет работодателю документы, предусмотренные трудовым законодательством государства трудоустройства, а также документ (ы), подтверждающий (е) законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства трудоустройства. Положения ТК. При этом согласно пункту 1 статьи 31 Трудового кодекса, для заключения трудового договора с физическим лицом нерезидентом необходимо предоставление: Паспорт; документ об образовании, квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки при заключении трудового договора на работу, требующую соответствующих знаний, умений и навыков; копия документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства либо временного проживания; документ, подтверждающий трудовую деятельность - трудовая книжка (для лиц, имеющих трудовой стаж); документ воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу); документ о прохождении предварительного медицинского освидетельствования (для лиц, обязанных проходить такое освидетельствование в соответствии с установленными правилами). Хотелось бы отметить, что с учетом того, что сотрудник является нерезидентом, при приеме на работу так же необходимо копии свидетельств о присвоении регистрационного номера налогоплательщика, и документ (ы), подтверждающий (е) законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства трудоустройства. К таким документам относятся отметка пограничной службы в паспорте о пересечении государственной границы и миграционная карта. Далее в соответствии со статьей 5 соглашения трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации, постановки на учет по месту пребывания, в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства. Срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем. Выводы. Таким образом, гражданину РФ в течение 30 суток необходимо заключить трудовой договор и обратиться в миграционные службы для получения разрешения на временное пребывание на территории РК в связи с трудоустройством на срок действия трудового договора. Документы необходимые для регистрации в Миграционную полицию паспорт, миграционная карточка, нотариально заверенная копия трудового договора.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |