04.10.2014
Эволюция диплома. Отечественные вузы должны стать генераторами новых знаний и практических инноваций
Современный рынок труда выдвигает новые требования по подготовке специалистов. Однако отечественные вузы в полной мере не соответствуют им. Парадокс в том, что студент в течение пяти лет постигает азы выбранной профессии, не владея при этом практическими навыками. В итоге предприятия вынуждены переучивать дипломированных выпускников. Выход видится в преобразовании высшей школы.
- Несмотря на то, что экономика Казахстана уже более 20 лет функционирует в условиях рынка, отечественная система высшего образования по-прежнему централизована и управляется административно-плановыми методами, - считает ректор Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина Ахылбек Куришбаев.
- Между тем в развитых странах мира давно сложилась автономная модель университетов, обеспечивающая максимальную эффективность научных исследований и качество образовательного процесса. Для подъема отечественного высшего образования на новый уровень мы больше не можем оставаться в стороне от глобальных мировых тенденций. Казахстану необходимо как можно скорее изучить и адаптировать этот опыт, став частью мирового научно-образовательного сообщества.
- Что именно Казахстану следует перенять?
- За конкретным примером успешной организации университетской науки и образования не нужно далеко ходить - достаточно взглянуть на международные рейтинги университетов. Как правило, в десятке лучших вузов мира не менее шести позиций занимают университеты США. Вузы Америки не просто зарекомендовали себя как образовательные учреждения высокого уровня - они являются главными «мозговыми хабами» Соединенных Штатов, генераторами новых знаний и практических инноваций. Они отвечают за развитие интеллектуального потенциала страны, и именно с их становления началась история США как великой экономической и технологической державы.
Успех университетов США не случаен и является результатом целенаправленной государственной политики. Так, подавляющее большинство университетов являются некоммерческими организациями, поэтому освобождены от уплаты налогов. Доходы используются ими для внутренних нужд, например, на повышение качества образовательных услуг, развитие инфраструктуры и научных исследований. Кроме того, государством созданы специальные налоговые послабления для бизнеса, инвестирующего в университеты, что позволяет привлечь в них дополнительное финансирование.
Вузам США предоставлена академическая свобода, то есть право формирования и внедрения собственных уникальных учебных программ, применения новых образовательных методик. Это позволяет им оставаться гибкими в предоставлении образовательных услуг, способствует появлению новых научных направлений и развитию профессиональной и научной специализации преподавателей в условиях динамично развивающегося рынка труда.
Также университеты США обладают широкой управленческой и финансовой автономией. При этом делегирование соответствующих полномочий университетам не ослабляет, а, напротив, усиливает контроль за расходованием финансовых средств. Во-первых, в университетах внедрен эффективный финансовый менеджмент: управление бюджетом производится строго на основе стратегических планов развития. Во-вторых, установлена практика проведения жесткого внутреннего и внешнего финансового аудита.
- Как это отражается на полномочиях ректоров?
- Вопреки опасениям, ректоры автономных университетов не становятся бессменными руководителями с неограниченными возможностями. Наоборот, они избираются или назначаются на определенное время, а результат их деятельности контролируется. Более того, с возрастанием полномочий ректора возрастает и его ответственность перед государством и обществом. При этом для повышения эффективности принимаемых решений в университетах организованы совет директоров или попечительский совет.
- Как вы считаете, можно ли в Казахстане выстроить систему высшего образования по аналогичным принципам?
- Другого пути для развития передового человеческого капитала я не вижу. Только эта мера позволит кардинально повысить качество и эффективность отечественного высшего образования. В противном случае, сохранив существующую систему государственного регулирования высшего образования, мы будем получать прежние результаты даже при увеличении финансирования.
Если мы хотим сделать рывок вперед, нам необходимо адаптировать систему высшего образования к мировым стандартам. При этом нужно не только использовать мировой опыт в реформировании системы высшего образования и науки, но и наладить активное сотрудничество с ведущими исследовательскими университетами на всех уровнях, в том числе в преподавании и проведении исследований.
- В своем послании народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства Н. Назарбаев поставил стратегическую цель: к 2050 году Казахстан должен войти в число 30 наиболее развитых стран мира. На ваш взгляд, какая роль в новой стратегии отведена сфере образования?
- На мой взгляд, центральная. Чтобы взять новую планку, мы должны совершить прорывы по многим направлениям, в первую очередь в индустриальном развитии республики. Сегодня достигнуто всеобщее понимание, что прорыв в индустрии невозможен без внедрения инноваций повышения качества образования. При этом, я считаю, первоочередной задачей является именно развитие образования, так как способность наших молодых специалистов осваивать новые технологии и внедрять инновации зависит от их профессиональной подготовки.
Справка
Сегодня, когда Казахстаном поставлена масштабная стратегия инновационного развития, реформирование высшего образования должно стать главным государственным приоритетом.
Наши университеты должны стать открытыми для мира, полноправными членами международного научно-образовательного сообщества. Для этого мы должны переходить на новые правила, действующие в мире: начиная от принципа автономии университетов и заканчивая неукоснительным соблюдением научной этики. Казахстан начал этот путь, когда стал участником Болонского процесса, и сегодня нужно идти дальше. У нас уже есть успешный пример Назарбаев Университета, и сейчас необходимо быстрее распространять эту практику на другие вузы страны.
Любовь СЕРГЕЕВА,
Астана