|
|
|
Досье ITS на проект
1. 2. Проект кодекса (май 2013 года) 3. Проект кодекса (август 2012 года) 4. Новости, обсуждения по проекту
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк проекту постановления Правительства Республики Казахстан«О проекте Предпринимательского кодекса Республики Казахстан»
Министр юстиции Республики Казахстан Б. Имашев
«___»_________2014 года
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ Республики Казахстан
ПАСПОРТ по оценке социально-экономических последствий действия принимаемого проекта Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
АСТАНА, 2014 1. Общая информация: 1.1. Разработчик: Министерство юстиции Республики Казахстан 1.2. Название законопроекта: Предпринимательский кодекс Республики Казахстан 1.3. Цель законопроекта: совершенствование и развитие законодательства Республики Казахстан в сфере взаимодействия субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственного регулирования предпринимательской деятельности, устранение пробелов, противоречий в правовом регулировании предпринимательских отношений, а также определение правовых, экономических и социальных условий и гарантий, обеспечивающих свободу предпринимательства в Республике Казахстан. 1.4. Предмет правового регулирования: общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства. 1.5. Отрасль законодательства: законодательство Республики Казахстан в сфере предпринимательства. 1.6. Вид законопроекта: основной
1.7. Действие законопроекта:
1.8. Соответствие законопроекта со смежными отраслями законодательства и экономики:
1.9. Коэффициент информативности норм законопроекта:
1.10. Коэффициент неопределенности норм законопроекта:
2. Соответствие законопроекта стратегическим целям государства:
3. Социально-экономические последствия:
4. Анализ выгод и издержек:
5. Источник финансирования:
6. Выводы:
Ответственное лицо: Д. Кашкумбаева Контактный телефон: 74 06 80 Дата: «____» _____________ 2014г.
Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием проекта Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
С принятием проекта Предпринимательского кодекса Республики Казахстан потребуется признание утратившим силу: 1)Закона Республики Казахстан от 31 марта 1998 года «О крестьянском или фермерском хозяйстве»; 2)Закона Республики Казахстан от 28 декабря 1998 года «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров»; 3)Закона Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «Об антидемпинговых мерах»; 4)Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 года «О субсидиях и компенсационных мерах»; 5)Закона Республики Казахстан от 8 января 2003 года «Об инвестициях»; 6)Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании»; 7)Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве»; 8)Закона Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «Об аккредитации в области оценки соответствия»; 9)Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года «О конкуренции»; 10)Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»; 11)Закона Республики Казахстан от 9 января 2012 года «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности».
Мажилис Парламента Республики Казахстан
Пояснительная записка к проекту Предпринимательского кодекса
Проект Предпринимательского кодекса (далее - проект ПК) разработан в соответствии с пунктом 39-1 Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1547. Согласно Указу Президента Республики Казахстан от 27 февраля 2014 года «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» Правительству поручено консолидировать в проекте ПК нормы законодательных актов о государственном регулировании предпринимательской деятельности. В свою очередь, в настоящее время законодательство о предпринимательской деятельности представляет собой огромный массив нормативных правовых актов различной отраслевой принадлежности. В этой связи разработан проект ПК, который направлен на систематизацию огромного массива нормативных правовых актов, затрагивающих сферу государственного регулирования предпринимательской деятельности. Целью разработки проекта ПК являются совершенствование и развитие законодательства Республики Казахстан в сфере взаимодействия субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственного регулирования и поддержки предпринимательства, устранение пробелов, противоречий в правовом регулировании предпринимательских отношений, а также определение правовых, экономических и социальных условий и гарантий, обеспечивающих свободу предпринимательства в Республике Казахстан. Предметом регулирования проекта ПК являются общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства. В проекте ПК консолидированы «функциональные» законы, т.е. законы, регулирующие предпринимательскую деятельность в целом. Отраслевые виды предпринимательской деятельности будут по-прежнему регулироваться специальными законами. Проект ПК содержит общие нормы о предпринимательстве, субъектах предпринимательства (индивидуальных предпринимателях и коммерческих юридических лицах), Национальной палате предпринимателей, а также иных объединениях субъектов предпринимательства и условиях их функционирования. В проекте ПК урегулирован большой блок вопросов, имеющих важное значение для предпринимательской деятельности, и направленных на ее улучшение. 1. Закреплены единые принципы, на базе которых будут взаимодействовать субъекты предпринимательства и государство. При этом некоторые из предложенных принципов являются нововведением. К таковым относятся принципы стимулирования социальной ответственности предпринимательства; ограниченного участия государства в предпринимательской деятельности; развитие саморегулирования в сфере предпринимательства; взаимной ответственности субъектов предпринимательства и государства и т.д. 2. Предусмотрен институт корпоративного управления в деятельности субъектов предпринимательства. 3. Закреплен самостоятельный раздел, посвященный вопросам взаимодействия субъектов предпринимательства и государства. Взаимодействие субъектов предпринимательства и государства будет осуществляться посредством реализации таких институтов как: участие субъектов предпринимательства в нормотворчестве, государственный заказ, государственно-частное партнерство, социальная ответственность, государственное регулирование, государственная поддержка предпринимательства 4. Систематизированы формы и средства государственного регулирования предпринимательства, в частности: экономическая конкуренция; разрешения и уведомления; техническое регулирование; государственное регулирование цен; обязательное страхование; государственный контроль и надзор за предпринимательством. 5. Систематизированы формы и способы защиты прав субъектов предпринимательства. В проекте ПК отражены все возможные способы внесудебного и досудебного урегулирования споров, закреплены общие положения по уполномоченному по защите прав предпринимателей. Также как одна из форм защиты прав субъектов предпринимательства предусмотрено обжалование субъектами предпринимательства действий и актов государственных органов. 6. Системно закреплены меры государственной поддержки частного предпринимательства, в частности, поддержки малого предпринимательства, агропромышленного комплекса, индустриально-инновационной, инвестиционной деятельности, закреплены специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры по отношению к третьим странам на базе консолидации соответствующих законов. В целом в рамках проекта ПК полностью консолидированы 11 законов («О частном предпринимательстве», «О крестьянском или фермерском хозяйстве», «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров», «Об антидемпинговых мерах», «О субсидиях и компенсационных мерах», «Об инвестициях», «О техническом регулировании», «Об аккредитации в области оценки соответствия», «О конкуренции», «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности»), частично - 2 закона («О конкуренции», «О концесиях»). Приятие проекта ПК не повлечет за собой негативных правовых и социально-экономических последствий. Реализация проекта не предполагает финансовые затраты из государственного бюджета.
Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов
Проект
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ОГЛАВЛЕНИЕ Преамбула
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. Правовые основы взаимодействия субъектов предпринимательства и государства Глава 2. Субъекты предпринимательства и условия их функционирования Параграф 1. Общие положения о субъектах предпринимательства Параграф 2. Субъекты индивидуального предпринимательства Параграф 3. Предпринимательство юридических лиц Параграф 4. Корпоративное управление в деятельности субъектов предпринимательства
РАЗДЕЛ 2. ОБЪЕДИНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УСЛОВИЯ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Глава 3. Национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен» Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Взаимодействие с Правительством Республики Казахстан, государственными органами, ассоциациями (союзами), юридическими лицами с участием Национальной палаты в качестве учредителя Параграф 3. Создание, реорганизация и ликвидация Национальной палаты Глава 4. Иные объединения субъектов предпринимательства Глава 5. Саморегулирование в сфере предпринимательства
РАЗДЕЛ 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ГОСУДАРСТВА Глава 6.Участие субъектов предпринимательства в нормотворчестве Глава 7. Государственный заказ в сфере предпринимательства Глава 8. Государственно-частное партнерство в сфере предпринимательства Глава 9. Социальная ответственность предпринимательства Глава 10. Государственное регулирование предпринимательства Глава 11. Государственная поддержка частного предпринимательства
РАЗДЕЛ 4. ФОРМЫ И СРЕДСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Глава 12. Разрешения и уведомления в сфере предпринимательства Глава 13. Техническое регулирование в сфере предпринимательства Параграф 1. Общие положения о техническом регулировании в сфере предпринимательства Параграф 2. Технические регламенты Параграф 3. Стандартизация Параграф 4. Подтверждение соответствия Параграф 5. Аккредитация органов по подтверждению соответствия и лабораторий Глава 14.Государственное регулирование цен в сфере предпринимательства Глава 15. Обязательное страхование в сфере предпринимательства Глава 16. Государственный контроль и надзор Параграф 1. Общие положения о государственном контроле и надзоре Параграф 2. Порядок организации и проведения проверок Параграф 3. Контроль за соблюдением условий инвестиционных контрактов Параграф 4. Иные формы контроля в области технического регулирования
РАЗДЕЛ 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Глава 17. Конкуренция Глава 18. Монополистическая деятельность Глава 19. Недобросовестная конкуренция Глава 20. Участие государства в предпринимательской деятельности Глава 21. Защита конкуренции Глава 22. Выявление нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции Глава 23. Пресечение нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции и пересмотр предписаний антимонопольного органа
РАЗДЕЛ 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Глава 24. Общие положения о государственной поддержке частного предпринимательства Глава 25. Государственная поддержка малого предпринимательства Глава 26. Государственная поддержка агропромышленного комплекса Глава 27. Государственная поддержка индустриально-инновационной деятельности Параграф 1. Индустриально-инновационная деятельность Параграф 2. Индустриально-инновационная система Республики Казахстан Параграф 3. Государственная поддержка субъектов индустриально-инновационной деятельности Глава 28. Государственная поддержка инвестиций Параграф 1. Правовой режим инвестиций Параграф 2. Государственная поддержка инвестиций Глава 29. Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры по отношению к третьим странам Параграф 1. Применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер Параграф 2. Специальные защитные меры Параграф 3. Антидемпинговые меры Параграф 4. Компенсационные меры Параграф 5. Проведение расследований
РАЗДЕЛ 7. ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Глава 30. Защита прав субъектов предпринимательства Глава 31. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Республики Казахстан. Инвестиционный омбудсман Глава 32. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц и актов (решений) государственных органов
РАЗДЕЛ 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 33. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере предпринимательства Глава 34. Переходные и заключительные положения
Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства в Республике Казахстан, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Правовые основы взаимодействия субъектов предпринимательства и государства
Статья 1. Законодательство Республики Казахстан в сфере предпринимательства 1. Законодательство Республики Казахстан в сфере предпринимательства основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Товарно-денежные и иные основанные на равенстве субъектов предпринимательства имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения, регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан. 3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора. 4. Особенности осуществления отдельных видов предпринимательства устанавливаются законами актами Республики Казахстан.
Статья 2. Понятие предпринимательства и пределы его правового регулирования 1. Предпринимательство - самостоятельная, инициативная, осуществляемая от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя деятельность физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода путем использования имущества, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, основанная на праве частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного предприятия (государственное предпринимательство). 2. Предпринимательство может быть ограничено исключительно по основаниям, устанавливаемым законами Республики Казахстан. 3. Ограничение частного предпринимательства может иметь место лишь по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции государства в соответствии с законами Республики Казахстан. 4. Запрещается принятие государственными органами нормативных правовых актов, устанавливающих привилегированное положение отдельно взятых субъектов частного предпринимательства.
Статья 3. Цели и принципы взаимодействия субъектов предпринимательства и государства 1. Взаимодействие субъектов предпринимательства и государства направлено на создание благоприятных условий для развития предпринимательства и общества, стимулирование предпринимательской инициативы в Республике Казахстан. 2. Принципами взаимодействия субъектов предпринимательства и государства являются: 1) законность; 2) гарантия свободы частного предпринимательства (разрешено осуществление любых видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Казахстан) и обеспечение его защиты (принцип свободы частного предпринимательства); 3) равенство всех субъектов предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности (принцип равенства субъектов предпринимательства); 4) гарантия неприкосновенности и защиты собственности субъектов предпринимательства (принцип неприкосновенности собственности); 5) недопустимость осуществления недобросовестной конкуренции; 6) равенства всех субъектов предпринимательства перед законом и судом; 7) баланс интересов потребителей, предпринимателей и государства; 8) прозрачность деятельности государственных органов и доступность информации (принцип гласности); 9) обоснованность, эффективность и достаточность форм и средств государственного регулирования предпринимательства; 10) повышения способности субъектов предпринимательства к самостоятельной защите своих законных прав; 11) приоритета предупреждения правонарушения перед наказанием;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |