|
|
|
09.10.2014 Интегрированное сообщество
В Астане завершил свою работу форум Global e-Government Forum 2014, на котором состоялся конструктивный диалог, а также взаимообмен мнениями и опытов по развитию «электронного правительства» в странах Европы, Азиг и Америки, в том числе и в Казахстане. В рамках форума прошла экспозиция, где были представлены локальные информационные системы госорганов, взаимодействующие между собой на основе интеграции с порталом «электронного правительства» - egov.kz Второй день форума Global e-Government2014 был так же насыщен содержательными мероприятиями, как и первый. В рамках различных сессий форума, посвященных вопросам автоматизации и дебюрократизации процессов государственного управления, состоялось немало ярких и интересных выступлений таких спикеров, как старший директор сектора «е-правительство» Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам Адриана Алберти, директор AGESIC (Уругвай) Хосе Класторник, генеральный директор Bloor Group (США) Эрик Кавана, и многих других. При этом каждый из них старался донести до участников важность информационно-интегрированного взаимодействия государства, бизнеса и общества. Как подчеркнула на сессии «Стратегические аспекты реализации «умного правительства» основатель компании 21 Centura Consultancy Джулиа Глиден, мы живем на одной планете, и проблемы у нас общие. Но в решении многих узловых вопросов современности, связанных с социальной поляризацией и противоречиями, опасными болезнями и прочими проблемами глобального сообщества, одних усилий со стороны государственных систем недостаточно. Между тем мировой опыт показывает, что в тех странах, где процессы взаимоотношения государства и общества опираются на информационные технологии, имеют место большее взаимопонимание и взаимодействие между властью и социумом в решении актуальной повестки дня. Поэтому сегодня одним из глобальных трендов современного развития является постепенное вовлечение общества к процессам государственного управления. - В развитии «электронного правительства» останавливаться на достигнутом не следует. Время меняется быстро, и это требует принятия соответствующих мер по расширению базовых информационных решений с целью быть в ногу со временем. При этом нужно выходить за рамки тех логических решений, которые уже имеются и работают, но не являются априори универсальными для всех времен и народов, - сказала Джулиа Глиден. О том, насколько активно и эффективно функционирует «электронное правительство» Фламандии, которая является частью Бельгии, рассказал на форуме менеджер Фламандского блока «е-правительства» Герт Мареельс. На географической карте этот регион Бельгии составляет малую толику всей территории федерального государства. Тем не менее Фламандия в рейтинге ООН по развитию «е-правительства» занимает 26-е место среди 193 стран мира, находясь на две позиции выше, чем Казахстан. В этой части европейского мира, судя по выступлению спикера, немало внимания уделяется развитию «е-правительства» в регионах, или периферийных территориях. - У нас есть мэрии крупных городов, имеющие солидные финансовые ресурсы и развитую е-инфраструктуру. Но есть и деревушки, мэрии которых не имеют возможностей заниматься, а тем более внедрять технологические новации на местах. Поэтому мы стремимся всячески способствовать развитию IT-услуг в таких населенных пунктах, чтобы системные модули и приложения широко охватывали все территории Фламандии, включая малые села, - сказал Герт Мареельс. Между тем на демонстрационной площадке форума, где были представлены информационные системы государственных органов республики, от посетителей не было отбоя. При этом, судя по уровню развития «е-правительства» в системе государственного управления, степени интегрированности базы данных госорганов в единую систему egov.kz, было очевидным, что для Казахстана развитие информационно-коммуникационной отрасли и ее последовательной интеграции в мировую систему остается определяющим приоритетом экономического развития. Согласно статистическим данным, на сегодня доля отрасли связи в ВВП Казахстана составляет порядка 2,5%. По итогам 2013 года объем услуг, оказанных этой сферой связи, вырос до 4,7 млрд. долларов. Результатом развития отрасли стало улучшение международного рейтинга Казахстана в сфере оказания услуг связи. Так, в 2013 году в рейтинге ООН по уровню услуг «электронного правительства» Казахстан занял 28-е место среди 193 стран мира. Для сравнения: в 2012 году позиция нашей страны в данном рейтинге была ниже - на 38-м месте. То есть в сфере информатизации республика значительно продвинулась вперед за последние годы. Напомним также, что в рейтинге Всемирного форума по категории «сетевой готовности» Казахстан занимает 38-е место среди 148 стран мира. У всех информационных систем государственных органов РК, представленных в демонстрационном блоке форума, были свои совершенные стороны и технологические особенности. Но мы кратко остановимся лишь на информационном сервисе Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Шесть модулей электронного портала Генпрокуратуры сегодня дают возможность гражданам страны почерпнуть немало свежей и полезной информации как о деятельности и процедурах самого госоргана, так и о событиях, происходящих в сфере правопорядка. - Например, модуль «контроль заявлений о преступлениях» дает возможность любому гражданину страны отслеживать ход рассмотрения заявления о преступлении по номеру талона. При этом заявление о правонарушении можно подать и в режиме онлайн, не выходя из дома, направив его через портал госоргана, - отметили представители Комитета Генпрокуратуры РК. Карты преступности и дорожно-транспортных происшествий наглядно демонстрируют самые криминогенные районы городов и всей страны, вплоть до конкретных улиц и домов за любой промежуток времени, а также показывают опасные участки дорог, в том числе панораму аварийных событий. По признанию представителей казахстанских государственных органов, форум стал не только широкой площадкой, демонстрирующей уровень отечественного развития «е-правительства», но и точкой концентрации совокупной информации, необходимой для дальнейшего развития информационных принципов взаимодействия власти и общества в Казахстане.
Досжан НУРГАЛИЕВ, Астана
В бесконтактном режиме
За 3 года в Казахстане автоматизировано около 300 разрешительных документов. До конца года планируется автоматизировать еще 140 разрешений. Эта работа стала частью кардинальных мер по улучшению условий предпринимательской деятельности в Казахстане. Целями автоматизации было исключение прямого контакта заявителей с сотрудниками, отвечающими за выдачу разрешений, исключение коррупции при приеме документов, определении очередности рассмотрения и решении о выдаче разрешений. - Количество требуемых документов по автоматизированным разрешениям за последние 2 года сократилось на 47%, что составляет около 850 документов, - говорит директор по развитию АРМ госорганов АО «Национальные информационные технологии» Баглан Бекбауов. -Например, срок выдачи сертификата специалиста с присвоением категории с момента сдачи пакета документов ранее составлял 90 календарных дней. При обращении
Сергей ОСАНОВ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |