|
|
|
профессиональный бухгалтер РК
В 2008-2009 гг. отписывали документы за работу, запчасти. Данные счета-фактуры не были оплачены, и клиент отказывается их оплачивать. Как списать дебиторскую задолженность? Через какой период времени можно ее списывать и на каком основании?
Положения МСФО. Согласно пункту 15 МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств предприятия. Достоверное представление требует правдивого отображения последствий совершенных операций, других событий и условий в соответствии с определениями и критериями признания активов, обязательств, доходов и расходов. Эти требования распространяются на все объекты бухгалтерского учета, включая дебиторскую задолженность. В соответствии с пунктом 58 МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» на конец каждого отчетного периода предприятию следует оценивать наличие объективных свидетельств того, что финансовый актив или группа финансовых активов обесценилась. Если такое свидетельство существует, то предприятие должно применять пункт 63 для определения суммы убытка от обесценения. Создание резерва по сомнительным долгам является одним из проявлений реализации достоверного представления, согласно которому активы и доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы не должны быть занижены. Выполняя требования данного принципа, компании, с одной стороны, признают в отчетности вероятный будущий убыток, тем самым уменьшая уже признанные доходы, а с другой стороны, показывают величину дебиторской задолженности, которую в будущем реально будет получить. Согласно вышеизложенной информации, на конец каждого года необходимо анализировать и создавать резервы по сомнительной дебиторской задолженности и авансам. Существует 2 метода списания безнадежных долгов. 1. Метод прямого списания, при котором не делается никаких предварительных оценок или записей безнадежных долгов. Только в том случае, когда точно выясняется, что данный счет не будет оплачен, безнадежный долг отражается по счетам. Дебет 7440 Расходы по созданию резерва и списанию безнадежных требований, Кредит 1210 Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков. Однако этот метод имеет ряд недостатков: сложно точно определить момент времени, когда задолженность можно считать безнадежной; часто он ведет к нарушению принципа соответствия доходов и расходов данного периода. Поэтому данный метод можно использовать только в тех случаях, когда величина списываемой безнадежной задолженности не является существенной. 2. Метод начисления резерва. В этом случае делается оценка возможной величины безнадежных (сомнительных) долгов либо на основе общей величины продаж, либо на основе величины дебиторской задолженности, и на эту сумму начисляется резерв на безнадежные долги: Дебет 7440 Расходы по созданию резерва и списанию безнадежных требований, Кредит 1290 Резерв по сомнительным требованиям. А по истечении 3-х лет проводим списание: Дебет 1290 Резерв по сомнительным требованиям, Кредит 1210 Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков. Счет «Резерв на безнадежные долги» является контрсчетом к счету «Счета к получению», имеет кредитовое сальдо и при заполнении баланса вычитается из статьи «Счета к получению». Аналогичные проводки для создания резервов и списание по счету 1610 Краткосрочные авансы выданные. Рекомендации автора. Так как, у компании суммы не оплачены с 2008 - 2009 гг., и прошло более 3-х лет, ей необходимо списать сразу, то есть, используя первый метод. Основанием будет бухгалтерская справка, где будут указаны сроки возникновения дебиторской задолженности и основание для списания.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |