|
|
|
11.10.2014 Недра наших интересов
В Мажилисе под председательством Александра Милютина Комитет по вопросам экологии и природопользования в рамках подготовки к парламентским слушаниям рассмотрел проблемы развития нефтегазовой отрасли. Как отметил Александр Милютин, в соответствии с Планом основных мероприятий Мажилиса на текущую сессию Комитет в апреле-мае 2015 года планирует провести парламентские слушания на тему «Проблемы и перспективы развития нефтегазового сектора Казахстана». Рассматриваемый вопрос является одним из этапов подготовки этих слушаний. Излишне говорить о важности сегодняшней темы и роли нефтегазовой отрасли в экономике нашей страны. Было отмечено, что добывающий сектор в целом и нефтегазовая отрасль, в частности, была и остается одной из ведущих отраслей экономики Казахстана. От того, насколько урегулированы вопросы в сфере недропользования, зависят инвестиционный климат в стране и вопросы благосостояния нашего народа. Актуальность данного вопроса еще раз обозначил Глава нашего государства на прошедшем XI форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России, где отметил: «Нефть и газ - наш основной конек. И не надо нам этого бояться, что мы «сырьевые». Это сырье мы будем экспортировать, зарабатывать деньги. На эти деньги надо делать современную индустрию». Вопросы надлежащего регулирования сферы недропользования находят отражение в ежегодных Посланиях Президента народу Казахстана. Открывая IV сессию пятого созыва Парламента, Глава государства поставил перед депутатским корпусом задачу - принять законопроект по вопросам недропользования в приоритетном порядке. Перед депутатами выступил и ответил на вопросы министр энергетики Владимир Школьник. Он подчеркнул, что в своей деятельности министерство стремится обеспечить безусловное исполнение индикативных показателей. По оперативным данным, за 9 месяцев нынешнего года добыча нефти и конденсата составила 60 млн. тонн, или 99,2% к аналогичному периоду прошлого года. Переработка нефти - около 11 млн. тонн, или 101% к аналогичному периоду прошлого года. За этот же период экспортировано 47,4 млн. тонн нефти и конденсата, что составляет 89% к аналогичному периоду прошлого года. Добыча газа за 9 месяцев 2014 года достигла уровня 31,3 млрд. кубометров, что на 1,2% больше уровня 2013 года, при этом объем экспорта газа составил 5,3 млрд. кубометров. Транзит газа осуществлен в объеме 70,3 млрд. кубометров. В 2014 году, по прогнозным данным, объем добычи нефти составит 81,8 млн. тонн, объем переработки нефти - 14,3 млн. тонн, объем добычи газа - 41 млрд. кубометров. Министр В. Школьник ознакомил депутатов с тем, как в отрасли реализуются инвестиционные проекты. Так, на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе реализуется 2-й этап реконструкции и модернизации АНПЗ. Также для бесперебойного обеспечения потребности страны в светлых нефтепродуктах в будущем Главой государства поддержано предложение министерства по поэтапному увеличению перерабатывающих мощностей Шымкентского НПЗ, т. е. его расширению вместо строительства четвертого НПЗ. Продолжилось строительство интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области производственной мощностью 500 тыс. тонн в год полипропилена и 800 тыс. тонн в год полиэтилена. Завершен первый этап реализации проекта «Бейнеу - Бозой - Шымкент» на участке Бозой - Шымкент. Реализация данного проекта позволит обеспечить газом южные импортозависимые регионы и газифицировать более 500 населенных пунктов страны. Продолжается работа по газификации страны. За последние 7 лет уровень газификации вырос с 42% до 55%. Уровень газификации населенных пунктов вырос с 15 до 25%. Данная работа будет продолжена. Так, в данный момент находится на стадии согласования генеральная схема газификации страны, согласно которой уровень газификации населения к 2030 году достигнет 56%, а объемы потребляемого газа возрастут с 10,9 млрд. м3 в 2013 году до 18 млрд. м3 в 2030 году. Также министерством особое внимание уделяется вопросам развития местного содержания в отрасли. Для этого на постоянной основе ведется мониторинг исполнения контрактных обязательств недропользователями. Мониторинг выявил, что не всеми компаниями полностью выполняются контрактные обязательства по местному содержанию. Если в 2012 году процент исполнения составлял 75%, то в 2013 году он снизился до 69%. По итогам 2013 года нефтегазовые компании допустили неисполнение обязательств по местному содержанию на сумму 16,5 млрд.тенге, сумма штрафов составила 128 млн.тенге Подробно остановился В. Школьник и на проблемных вопросах. Так, по его словам, существует проблема текущего механизма поставок сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок республики. Газосетевым организациям разрешено осуществлять экспорт сжиженного нефтяного газа, кроме социального газа. Однако фактически невозможно проконтролировать, какой газ экспортируется - социальный или коммерческий. Закон предусматривает возможность оптовой реализации сжиженного нефтяного газа между газосетевыми организациями, если приобретатель владеет автогазозаправочными станциями или газонаполнительными пунктами. В процессе перепродаж приобретенный газ не оформляется, как социальный, и отправляется на экспорт. Для решения проблемы Министерство энергетики предлагает запретить вывоз сжиженного нефтяного газа за пределы страны, распределенного по планам поставок на внутренний рынок, а также разработать типовой договор поставки на внутренний рынок, содержащий нормы об обязательстве газосетевых организаций. Кроме того, предлагается усилить ведомственный контроль за деятельностью газосетевых организаций и ресурсодержателей сжиженного нефтяного газа и привлекать их к ответственности за нарушения требований действующего законодательства. Как известно, в конце текущего года истекает срок действия предоставления налоговых льгот по толлинговым операциям. В связи с этим В. Школьник попросил депутатов продлить законодательно данную норму до 2017 года, так как завершение модернизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов планируется только к концу 2016 года, а с учетом пуско-нала-дочных работ - к концу 2017-го. - С целью стабилизации работы всех установленных заводов просим поддержать предложение о внесении поправок в соответствующее законодательство в части продления срока предоставления налоговых льгот до конца 2017 года с тем, чтобы улучшить ситуацию, уменьшить тот дефицит, который наблюдается в настоящее время, - сказал глава Минэнерго, напомнив, что ежегодный дефицит Казахстана в светлых нефтепродуктах составляет 1,2-2 млн. тонн. Когда речь зашла о дефиците ГСМ, который сегодня наблюдается в стране, депутаты не преминули напомнить министру его совет казахстанским автовладельцам кооперироваться и пересаживаться в одно авто для экономии топлива. Мажилисмены попросили В. Школьника «человеческим языком» объяснить, что же все-таки происходит на топливном рынке страны. - Человеческим языком попробую объяснить. Речь идет о бензине АИ-92. Мы потребляем 2,8 миллиона тонн этого бензина в год, которым пользуется большинство населения страны. А производим его 1,8 миллиона тонн в год, - пояснил глава Минэнерго. При этом он отметил, что в текущем году, по сравнению с прошлым, отечественные нефтеперерабатывающие заводы работают с нагрузкой 105%. Он напомнил, что более одного миллиона тонн бензина АИ-92 Казахстан завозит из России. После корректировки курса тенге Правительство приняло решение не повышать цены на бензин, в то время как в России стоимость топлива повысилась до уровня 165-170 тенге за литр «на пистолете». Поэтому и возник дефицит, так как в убыток себе бизнес работать не должен и не будет. Между тем В. Школьник вполне прозрачно намекнул, что некие, как он выразился, «смышленые» люди, живущие на приграничных территориях, вывозят казахстанские ГСМ за пределы страны и тем самым усугубляют ситуацию на рынке нефтепродуктов. Однако возглавляемым им ведомством уже приняты меры, которые помогут снять напряжение на рынке ГСМ. Министр энергетики в очередной раз призвал казахстанцев экономить топливо, а также выразил готовность принять к сведению любой дельный совет на предмет того, каким образом, не повышая цены на ГСМ, избавиться от дефицита. Говорилось в ходе заседания и о качестве ГСМ. Депутат А. Милютин констатировал, что от казахстанцев поступает очень много жалоб на низкое качество нефтепродуктов. На автозаправочных станциях бензин бессовестно разводят и смешивают категории. В результате двигатели выходят из строя, ломаются. - Мы не единожды поднимали эти вопросы. Коротко скажите, что делается министерством для приведения качества ГСМ в соответствие с нормами, - спросил мажилисмен. Министр посоветовал обо всех фактах отпуска некачественного бензина сообщать общественным организациям. - Должен быть общественный контроль, максимальный контроль местных органов и комитета технического регулирования. Когда нехватка бензина, конечно, будут «бодяжить», будут 80-й превращать в 92-й, - сказал В. Школьник. Актуализировал сегодняшние проблемы в отрасли в своем содокладе и депутат Мажилиса, руководитель рабочей группы по законодательным поправкам по вопросам недропользования Ахмет Мурадов. По его мнению, в поисках решения задачи по полному обеспечению страны ГСМ собственного производства мы так и не пришли к однозначному решению, за счет чего это будет сделано, так как соотношение добычи и экспорта явно не покрывает потребности наших НПЗ в сырье. Сегодня хорошую динамику по добыче можно наблюдать в проектах ТШО, Ка-рачаганак, есть потенциал на Кашагане. Эти гиганты имеют право на экспорт всей продукции, но не имеют обязательств по поставкам нефти на внутренний рынок. - В связи с этим считал бы возможным поставить вопрос о внесении предложения пересмотреть обязательства участников этих проектов по обеспечению нефтью перерабатывающих предприятий Казахстана, - сказал А. Мурадов. Также он напомнил о том, что, находясь в Таможенном союзе и создавая ЕАЭС, мы взяли на себя обязательства по унификации, в том числе тарифов и пошлин. В связи с этим, видимо, придется пересмотреть размер экспортной таможенной пошлины в сторону увеличения, поскольку опыт наших партнеров по ТС показывает, что высокая таможенная пошлина на экспорт дает возможность недропользователям реализовать свою продукцию и на внутреннем рынке с той же доходностью. - Не ухудшая условия соглашений в переговорных процессах, необходимо добиться понимания инвесторами, что все «игроки» в нефтяном бизнесе должны быть в равных условиях, - что иностранные, что казахстанские, - подчеркнул депутат. Поднял А. Мурадов и вопрос стабилизации газообеспечения. Ежегодно в зимний период южные регионы страны страдают от недостатка товарного газа. Строительство газопровода Бейнеу - Бозой - Шымкент снимает эту проблему только на несколько лет. При прогнозируемом росте потребления внутреннего рынка собственного товарного газа будет недостаточно. Это связано с тем, что от 40 до 60% сырого газа месторождений Карачаганак и Тенгиз закачиваются обратно в пласт с целью поддержания пластового давления и увеличения нефтеотдачи месторождения. Но небольшой расчет показывает, что ежегодная закачка 3-4 млрд. кубометров газа не возместит извлечение 7-8 млрд. кубометров газа и тем более 30 млн. тонн нефти. - Такая технология утилизации сырого газа применятся компаниями только с целью не нести большие затраты по переработке высокосернистого газа. Еще нет доказательств, что это дало рост нефтеотдачи. Наоборот, наблюдаются прорывы газа в скважинах, соответственно, их консервация и затраты на бурение дублеров, - отметил депутат, призвав уполномоченные органы подумать о том, как добывать сырой газ с еще большей концентрацией сероводорода с этих месторождений после истощения жидких углеводородов. И конечно, говорилось о проблемах на рынке ГСМ. По словам А. Мурадова, в Казахстане дефицит ГСМ и рост на них цен из чисто экономических вопросов очень быстро переходят в социальные, и нет гарантии, что не будет попыток политизировать ситуацию. - Из года в год мы слышим одни и те же объяснения, и действия участников рынка ГСМ напоминают процесс по латанию дыр. Проблема - системная, в основе которой лежит нечеткая организация и неадекватное законодательное регулирование, - констатировал депутат. Подводя итоги обсуждения, А. Милютин отметил, что озвученные проблемы будут детально рассмотрены на парламентских слушаниях. - На них мы должны услышать выступления не только субъектов нефтедобычи, нефтепереработки, транспортировки углеводородного сырья и нефтепродуктов, но и представителей различных отраслей экономики, потребляющих горюче-смазочные материалы и газ. Очевидно, что и вопросы ценообразования на нефтепродукты будут особо дискутируемыми, - сказал А. Милютин.
Лаура ТУСУПБЕКОВА
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (https://www.kazpravda.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |