| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Г. Шахворостова, сертифицированный бухгалтер-практик (САР)
ОБЯЗАТЕЛЬНА ЛИ ПЕЧАТЬ НА ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ?
Нужно ли в актах приема-передачи оборудования ставить печать покупателя. Насколько это важно? И где прописано, что в первичных документах нужно ставить печать?
Законодательство РК не содержит прямой обязанности для субъектов частного предпринимательства заверять каждый документ печатью. Например, ИП в соответствии с Законом РК «О частном предпринимательстве» вообще могут не иметь печати. Необходимость печати на документах устанавливается различными законодательными актами. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 152 Гражданского кодекса, сделка, совершенная в письменной форме, должна быть подписана сторонами или их представителями, если иное не вытекает из обычаев делового оборота. То есть в данном случае отсутствует обязанность проставлять печать. Но наряду с этим в соответствии с пунктом 3 статьи 152 Гражданского кодекса законодательством и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки, в частности, совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. На целом ряде форм первичных документов необходимость проставления печати как присутствует, так и отсутствует. Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов, по приказу Министра финансов РК «Об утверждении форм первичных учетных документов» утверждена форма ДА-1 «Акт приемки - передачи долгосрочных активов», на которой предусмотрены две подписи, утверждающие этот документ: подпись руководителя организации - сдатчика и подпись руководителя организации - получателя. Данной формой ДА-1 также предусмотрено наличие печатей этих организаций под подписями их руководителей. Таким образом, проставление печатей на данном документе как продавца, так и покупателя обязательно. Исключение здесь может быть только для ИП, не имеющих печати. Следует добавить, что в налоговом учете в соответствии с пунктом 3 статьи 100 Налогового кодекса вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. На основании пункта 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Поэтому, если оформление документов не соответствует требованиям, установленным к бухгалтерской документации, то такие документы не могут быть приняты для целей налогового учета.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |