Регулирование правового статуса некоммерческих организаций
Гражданские кодексы стран Западной Европы Новый гражданский кодекс Нидерландов Гражданские кодексы республик бывшего СССР Гражданский кодекс Азербайджана Гражданский кодекс Кыргызстана Гражданский кодекс Российской Федерации Гражданский кодекс Таджикистана Гражданский кодекс Туркменистана Гражданский кодекс Узбекистана
Цель настоящего сборника - содействовать законодательству разных стран мира в вопросах правового регулирования некоммерческих организаций. Издание предназначено для разработчиков национального законодательства, депутатов, ученых, практикующих юристов, преподавателей и студентов юридических вузов. Подготовлено творческим коллективом Международного центра некоммерческого права. Ответственный редактор: Всеволод Овчаренко. Перевод: Международный центр некоммерческого права (ICNL), Независимое общество правовых исследований. Настоящая публикация подготовлена Международным Центром Некоммерческого Права (ICNL) благодаря поддержке со стороны Агентства по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (USAID) в рамках Программы Поддержки Гражданских Инициатив, проводимой Каунтерпарт Интернэшнл в Казахстане, Кыргызстане и Туркменистане (грант № 115-А-00-03-00020-00). Настоящее издание осуществлено при финансовом содействии проекта СТАРТ Агентства по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (USAID), Академии Развития через Образование (AED) или Международного Центра Некоммерческого Права (ICNL). Позиция авторов может не совпадать с позицией Агентства по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (USAID), Академии Развития через Образование (AED) или Международного Центра Некоммерческого Права» (ICNL).
На протяжении последних пятнадцати лет независимые государства строят демократическое общество на обломках «Восточного блока» в Центральной и Восточной Европе и уже двенадцать лет на территории бывшего СССР. Не секрет, что особенно важную роль в существовании и эффективном функционировании демократического общества играют независимые от государства некоммерческие организации различных видов и форм, которые все вместе составляют так называемый «третий сектор». «Третий сектор» во взаимодействии с государственным и коммерческим секторами составляет основу любого демократического государства. Существование эффективного и влиятельного некоммерческого сектора невозможно, если государство не создаст для него благоприятного законодательного поля. Практически во всех государствах Центральной и Восточной Европы и СНГ были приняты новые гражданские кодексы, которые заложили основу правового регулирования некоммерческих организаций. В настоящее время в этих государствах активно идет процесс развития законодательства о некоммерческих организациях с учетом новых политических и социальных реалий и на основе принятых гражданских кодексов. Учитывая особый интерес к некоммерческому законодательству в разных странах мира и преследуя цель оказать содействие разработчикам национального законодательства, регулирующего вопросы создания и деятельности некоммерческих организаций, Международный Центр Некоммерческого Права (МЦНП) подготовил настоящий Сборник. При этом МЦНП не ставил перед собой цели дать какой-то единый и общий рецепт правового регулирования вопросов некоммерческих организаций. В Сборнике представлены отдельные разделы и главы гражданских кодексов разных стран, которые дают общее представление о сложившейся практике правового регулирования некоммерческих организаций в рамках гражданского кодекса. Объем Сборника не позволил представить все материалы по этой теме, имеющиеся в распоряжении МЦНП. Настоящая подборка сделана таким образом, чтобы показать различные подходы к решению одних и тех же вопросов в государствах с разной правовой традицией. По этой причине в Сборнике представлены как кодексы, которые действуют уже более 100 лет, так и недавно принятые. МЦНП надеется, что материалы Сборника будут полезными как для разработчиков национального законодательства, так и для депутатов, практикующих юристов, ученых, преподавателей и студентов юридических вузов.
Гражданские кодексы стран Западной Европы
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС ГЕРМАНИИ
(Статьи с 21 по 89 об ассоциациях и фондах) ПРАВОВОЙ ТИТУЛ II - ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
I - АССОЦИАЦИИ Положения, общие для всех ассоциаций
I - СОЗДАНИЕ
Статья 21 - Ассоциация, не преследующая коммерческой цели Ассоциация, целью которой не является осуществление коммерческой деятельности, приобретает правосубъектность (статус юридического лица - прим. Редактора) путем регистрации в реестре ассоциаций при компетентном суде первой инстанции.
Статья 22 - Ассоциация, преследующая экономическую цель При отсутствии особых положений закона, ассоциация, имеющая целью осуществление коммерческой деятельности, приобретает правосубъектность по разрешению государства. Разрешение выдается федеральной Землей, на территории которой расположен юридический адрес ассоциации.
Статья 23 - Иностранная ассоциация При отсутствии особых положений закона, ассоциация, не имеющая юридического адреса на территории федеральной Земли, может получить правосубъектность по решению Бундесрата.
Статья 24 - Местонахождение Если не предусмотрено иное, местонахождением ассоциации считается адрес, по которому осуществляется управление ассоциацией.
Статья 25 - Создание Создание ассоциации, обладающей правосубъектностью, оговорено уставом этой ассоциации, если оно не подчиняется следующим положениям.
II - ОРГАНИЗАЦИЯ - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 26 - Административный совет. Представительские полномочия Ассоциация должна иметь административный совет. Он может состоять из нескольких членов. Административный совет представляет ассоциацию как в судебном, так и во внесудебном порядке.
Статья 27 - Назначение членов административного совета Административный совет назначается решением общего собрания членов. Назначение может быть отменено в любой момент, при условии осуществления права на компенсацию, предусмотренного уставом. Отзыв члена оговаривается уставом и допускается только в случае серьезного нарушения взятых обязательств или неспособности нормального управления делами. Управление делами ассоциации административным советом регулируется параграфами 664-670, относящимися к полномочиям.
Статья 28 - Решения административного совета Если административный совет состоит из нескольких членов, он принимает решения в соответствии со Статьями 32 и 34, относящимися к решениям членов. Если ассоциации должно быть сделано заявление о намерении, достаточно того, чтобы оно было сделано члену административного совета.
Статья 29 - Экстренное назначение судом первой инстанции Если количество членов административного совета недостаточно, они должны быть назначены в экстренных случаях по требованию заинтересованного лица компетентным судом первой инстанции по месту нахождения ассоциации до того момента, пока этот недостаток не будет ликвидирован.
Статья 30 - Специальные представители Устав может назначать наряду с административным советом специальных представителей для определенных целей. Полномочия такого представителя распространяются, в случае сомнений, на все юридические акты, обычно вытекающие из области деятельности, за которую он отвечает.
Статья 31 - Ответственность ассоциации за свои органы Ассоциация несет ответственность и должна возместить ущерб, причиненный третьему лицу административным советом, членом административного совета или любым другим представителем, назначенным в соответствии с уставом, при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Статья 32 - Собрание членов По вопросам, которые находятся вне ведения административного совета или другого органа ассоциации, решение принимается постановлением, принимаемым собранием членов. Для правомерности решения необходимо, чтобы его цель была вынесена на повестку дня. Решение принимается большинством голосов присутствующих членов. Решение имеет юридическую силу также, если члены проголосовали письменно вне всякого собрания.
Статья 33 - Изменение устава Любое решение, несущее в себе изменение устава, должно быть принято большинством в три четверти присутствующих членов. Изменение цели ассоциации требует согласия всех членов, согласие отсутствующих членов должно быть представлено в письменном виде. Если правосубъектность ассоциации является результатом разрешения, любое изменение устава должно производиться с разрешения государства или Бундесрата, если разрешение было получено от него.
Статья 34 - Лишение права голоса Член не может принимать участие в голосовании по решениям, касающимся его лично, либо в случае возбуждения против него уголовного дела, или ведения уголовного процесса между ним и ассоциацией.
Статья 35 - Права членов на льготы Права члена на льготы не могут быть ущемлены без его согласия решением общего собрания.
Статья 36 - Созыв общего собрания Собрание членов должно созываться в случаях, определенных уставом, т.е. всякий раз, когда этого требуют интересы ассоциации.
Статья 37 - Созыв по требованию меньшинства Общее собрание должно созываться, когда группа членов (ее количество оговорено уставом) или, за неимением такой оговорки, если десятая часть членов требует в письменной форме этого созыва с указанием цели и мотивов. Если это требование не удовлетворяется, суд первой инстанции может разрешить членам, сделавшим запрос, созвать общее собрание; он может принимать решение относительно председательствующего на собрании. Суд первой инстанции правомочен в отношении ассоциации, если ее местонахождение пребывает в его ведении. Об этом разрешении должно быть упомянуто в повестке дня собрания.
Статья 38 - Членство Членство не может быть передано ни в правовом порядке, ни по наследству. Осуществление прав, связанных с членством, не может быть передано другим.
Статья 39 - Отмена членства Члены имеют право выхода из ассоциации. В уставе может оговариваться, что это право может быть осуществлено только в конце отчетного года или же по истечении отказного срока, который не должен превышать 2-х лет.
Статья 40 Положения статьи 27, абзацы 1 и 3, статьи 28, абзац 1, и статей 32, 33 и 38 не применяются, если уставом предусматривается иное.
III - ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ЛИКВИДАЦИЯ
Статья 41 Деятельность ассоциации может быть прекращена по решению общего собрания. Если в уставе по этому вопросу не имеется никаких других положений, то для принятия этого решения требуется большинство в три четверти голосов присутствующих членов.
Статья 42 - Потеря правоспособности. Банкротство Ассоциация теряет свою правосубъектность вследствие банкротства. В случае наличия задолженности перед кредиторам административный совет должен потребовать возбуждения дела о банкротстве или ликвидации в судебном порядке. Если такие требования не были сделаны вовремя, члены административного совета, которым это вменяется в вину, несут ответственность перед кредиторами за причиненный ущерб, их ответственность является солидарной.
Статья 43 - Лишение правосубъектности Правосубъектности может быть лишена ассоциация, которая по незаконному решению общего собрания или вследствие незаконных действий административного совета ставит под удар общественные интересы. Правосубъектности может быть лишена ассоциация, которая осуществляет коммерческую деятельность, в противоречие тому, что предусмотрено уставом. Ассоциация может быть лишена предоставленной правосубъектности, если эта ассоциация преследует цели, отличные от тех, которые предусмотрены ее уставом.
Статья 44 - Компетенция и процедура Для случаев, предусмотренных статьей 43, компетенция и процедура устанавливается правом Земли, на территории которой расположена ассоциация. Лишение правосубъектности, полученной по разрешению Бундесрата, производится по его решению.
Статья 45 - Передача имущества ассоциации Вследствие прекращения деятельности ассоциации или лишения ее правосубъектности, имущество этой ассоциации передается лицам, указанным в уставе. Уставом может предусматриваться, что лица, которым передается имущество, могут назначаться решением общего собрания или любым другим органом ассоциации. Если цель ассоциации не состоит в осуществлении коммерческой деятельности, то общее собрание может, даже при отсутствии положений в уставе, передать имущество какому-нибудь фонду или общественному учреждению. Если же получатели не указаны и если ассоциация в соответствии с уставом служила только интересам членов, то имущество делится поровну между членами присутствующими в момент прекращения деятельности или лишения правоспособности или переходит в государственную казну на территории, где находится ассоциация.
Статья 46 - Передача имущества в казну При передаче имущества в казну применяются положения относительно передачи наследства по закону. Казна обязана по возможности использовать это имущество согласно одной из целей ассоциации.
Статья 47 - Ликвидация Если имущество не передается в казну, оно подлежит ликвидации.
Статья 48 - Назначение ликвидаторов Ликвидация проводится административным советом. Вместе с тем, для этих целей могут быть назначены и другие лица; их назначение подчиняется положениям, относящимся к назначению административного совета. Ликвидаторы имеют такое же правовое положение, что и административный совет, если только цель ликвидации не требует других условий. Если не установлено иное, при наличии нескольких ликвидаторов, их решения должны приниматься единогласно.
Статья 49 - Действия ликвидаторов В обязанности ликвидаторов входит: завершение дел, находящихся в производстве, погашение кредиторских задолженностей, обращение в денежный эквивалент все оставшееся имущество, удовлетворение требований кредиторов и передача остатков со счетов лицам, имеющим право на передачу имущества. Для того, чтобы закончить находящиеся в производстве дела, ликвидаторы имеют право возбуждать новые. Процесс покрытия кредиторских задолженностей и обращения в денежные средства оставшегося имущества должен быть прекращен, если по мнению лиц, имеющих право на передачу имущества, эти меры не являются необходимыми для удовлетворения требований кредиторов или для распределения средств, оставшихся на счетах. Ассоциация считается действующей до прекращения ликвидации, т.е. до достижения самой цели ликвидации.
Статья 50 - Публикация о прекращении деятельности Информация о прекращении деятельности ассоциации или потеря правосубъектности должна быть опубликована. Текст публикации должен содержать приглашение для кредиторов, с тем чтобы они могли предъявить свои претензии. Публикация осуществляется в форме, специально предусмотренной уставом для этих целей, или, за неимением таковой, публикуется в газете объявлений, указанной судом первой инстанции, в ведении которого - местонахождение ассоциации. Публикация считается свершившейся по истечении второго дня после публикации или первой публикации. Известные кредиторы должны быть приглашены специальным извещением для предъявления кредиторской задолженности.
Статья 51 - Срок передачи имущества Имущество не может быть распределено между имеющими права на передачу имущества до истечения годичного срока после публикации о прекращении деятельности ассоциации или потери ее правосубъектности.
Статья 52 - Права кредиторов При неявке кредитора, сумма, которая ему причитается, должна быть передана на хранение, если имеет место право передачи на хранение. Если удовлетворение обязательства на данное время не может быть осуществлено или же обязательство является предметом спора, то имущество может быть распределено между правопреемниками, только если кредитор получит гарантию.
Статья 53 - Ответственность ликвидаторов Ликвидаторы, не выполняющие обязанности, вверенные им Статьями 42, абзац 2, и Статьями 50 и 52, или занимающиеся передачей и распределением имущества между правопреемниками до того, как будут удовлетворены требования кредиторов, несут ответственность, если эти нарушения им вменяются в вину, перед кредиторами за ущерб, который они нанесли последним; их ответственность является солидарной.
Статья 54 - Ассоциации, не имеющие правосубъектности Положения, относящиеся к обществам, применяются к ассоциациям, не имеющим правосубъектности. Автор юридического акта, произведенного от имени такой ассоциации по отношению к третьему лицу, лично отвечает за это действие, а если авторов несколько, то они несут солидарную ответственность.
Положения, применяющиеся к зарегистрированным ассоциациям
Статья 55 - Компетенция суда первой инстанции Регистрация ассоциации, компетенция которой предусмотрена статьей 21, должна быть произведена в реестре ассоциаций суда первой инстанции, в ведении (на территории юрисдикции - прим. Редактора) которого находится юридический адрес ассоциации. Органы юстиции какой-либо Земли имеют право определить суд первой инстанции для решения дел ассоциации, относящихся к компетенции нескольких судов первой инстанции.
Статья 56 - Минимальное количество членов Регистрация может быть произведена только в том случае, если количество членов составляет как минимум 7 человек.
Статья 57 - Устав. Минимальные условия Устав должен содержать в себе цель, название, местонахождение ассоциации и в нем должно быть указано, что ассоциация должна быть зарегистрирована. Название должно быть отлично от названий всех тех ассоциаций, которые зарегистрированы в той же местности или в той же коммуне.
Статья 58 - Другие условия Устав должен включать в себя положения относительно: - вступления и выхода членов; - членских взносов и конкретной суммы, которая должна вноситься членами; - создания административного совета; - условий, при которых должно созываться общее собрание; - формы созыва и порядка проверки постановлений.
Статья 59 - Декларация Административный совет должен заявить о своей ассоциации по окончании процедуры регистрации. К заявлению нужно приложить: 1) оригинал и копию устава; 2) копию документов о назначении административного совета; 3) Устав должен быть подписан не менее чем 7 членами и там должна быть указана дата его составления.
Статья 60 - Отклонение декларации Если суд первой инстанции не удовлетворен выполнением условий, содержащихся в Статьях 56-59, то он должен отклонить заявление и указать причины отказа.
Статья 61 - Право административного органа на предоставление возражений Если заявление принято, суд первой инстанции обязан передать его компетентному административному органу. Административный орган может опротестовать декларацию, если ассоциация лишена или может быть лишена конституционного права на ассоциацию.
Статья 62 - Уведомление об опротестовании Если административный орган опротестовал заявление, то суд первой инстанции должен уведомить об этом административный совет.
Статья 63 - Условия регистрации В случае, если административный орган не уведомил суд первой инстанции о том, что опротестование не будет иметь место, запись может производиться только спустя 6 недель после передачи заявления в административный орган (даже если административный орган сообщил, что опротестование не имеет места или же что опротестование более недействительно). Опротестование считается недействительным, если компетентные органы на основании положений закона об ассоциациях не внесли запрета на ассоциацию в месячный срок, после того как было вынесено решение об опротестовании или если запрет, вынесенный вовремя, был снят или окончательно аннулирован.
Статья 64 - Содержание записи В записи в реестре ассоциаций должно быть указано название и местонахождение ассоциации, дата составления устава, сведения о членах административного совета. Там же должны быть записаны положения, ограничивающие объем представительских полномочий административного совета, или, согласно отступлению ст. 28, абзаца 1, положения, регулирующие решения административного совета.
Статья 65 - Пометка После осуществления записи в реестре, название ассоциации сопровождается пометкой «зарегистрированная ассоциация».
Статья 66 - Публикация Суд первой инстанции обязан опубликовать информацию о регистрации ассоциации, занеся этот факт в газету объявлений, определенную для этой цели. Оригинал устава должен быть снабжен отметкой о регистрации и возвращен обратно. Копия заверяется соответственно судом первой инстанции и сохраняется вместе с другими документами.
II - ОРГАНИЗАЦИЯ - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 67 - Изменение состава Административного Совета О любом изменении в составе административного совета должно быть объявлено для регистрации этого факта. Копия документа, уведомляющего об изменении, прилагается к заявлению. Внесение в реестр записи о членах административного совета, назначенных в административном порядке, осуществляется административным органом.
Статья 68 - Неоглашение Если юридическая сделка была заключена между бывшими членами административного совета и третьей стороной, то изменение в административном совете не может быть опротестовано третьей стороной, если запись об изменении была внесена в реестр ассоциаций в момент заключения сделки или если третьей стороне об этом было известно. Если изменение было зарегистрировано, третье лицо не обязано соглашаться с этим протестом, если ему об этом не было известно и если незнание им этого факта не являлось следствием небрежного отношения с его стороны.
Статья 69 - Выписка из реестра Для доказательства того, что административный совет состоит из лиц, зарегистрированных в реестре, властям предоставляется свидетельство о регистрации, выданное судом первой инстанции.
Статья 71 - Изменение устава Для получения юридической силы, изменения, внесенные в устав, должны быть занесены в реестр ассоциаций. Для внесения изменений в реестр административный совет должен подать заявление. Оригинал и копия решения собрания об изменении должны быть приложены к заявлению. Применяются положения статей с 60 по 64 и Статья 66, абзац 2.
Статья 72 - Справка о количестве членов По просьбе суда административный совет должен представить в любой момент справку о количестве членов ассоциации.
Статья 73 - Лишение правосубъектности Если количество членов ассоциации стало менее трех, суд первой инстанции должен лишить ассоциацию правосубъектности по требованию административного совета или после заслушивания административного совета, если это заявление не было подано в трехмесячный срок.
III - ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ЛИКВИДАЦИЯ
Статья 74 - Прекращение деятельности ассоциации Факты прекращения деятельности ассоциаций, а также лишения правосубъектности должны быть внесены в реестр ассоциаций. Если ассоциация прекратила деятельность по решению общего собрания или по истечении срока, установленного для ее деятельности, административный совет должен заявить об этом для регистрации данного факта. В первом случае к заявлению должна быть приложена копия решения. Если ассоциация лишена правосубъектности на основании статьи 43, запись осуществляется по заключению компетентных органов.
Статья 75 - Объявление о несостоятельности Объявление о несостоятельности регистрируется административным путем. Аналогично регулируется отмена решения об объявлении несостоятельности.
Статья 76 - Ликвидаторы Ликвидаторы должны быть зарегистрированы в реестре ассоциаций. То же самое и в отношении положений, которые регламентируют, во изменение статьи 48, абзац 3, решения ликвидаторов. К заявлению о назначении ликвидаторов по решению административного совета, должна быть приложена копия этого решения, а к заявлению о положениях, относящихся к решению ликвидаторов, копия документов, содержащих эти положения. Занесение записи о ликвидаторах, назначенных судом, производится в административном порядке.
Статья 77 - Форма заявления Заявление, внесенное в реестр ассоциаций как членом административного совета, так и ликвидатором, должно быть заверено в соответствии с установленными требованиями.
Статья 78 - Штрафы Назначая штрафы, суд первой инстанции может заставить членов административного совета соблюдать положения статей 67, абзац 1, 71, абзац 1, 72, абзац 2, и 76. Ликвидаторы могут быть принуждены должным образом соблюдать положения статьи 76.
Статья 79 - Ознакомление с реестром ассоциаций Любое лицо может ознакомиться с реестром ассоциаций, равно как и с документами, представленными в суд первой инстанции ассоциацией. Может быть получена копия записей, которая должна быть заверена по требованию.
II - ФОНДЫ
Статья 80 - Создание. Утверждение Создание фонда, пользующегося правами юридического лица, должно быть утверждено органами власти Земли, на территории которой будет находиться юридический адрес фонда. Если этот юридический адрес не установлен ни в одной из Земель, необходимо разрешение Бундесрата. Если нет других положений, юридический адрес считается установленным там, где находится орган управления.
Статья 81 Фонд может быть учрежден между действующими при жизни членами (intervivos) только в письменном виде, до получения утверждения учредитель имеет право отменить свое решение. Если такое разрешение испрашивается у полномочного органа, аннулирование должно быть потребовано у него. Наследник учредителя не имеет права аннулирования, если тот уже подал заявление в адрес компетентного органа, либо если он (учредитель) поручил суду или нотариусу представлять его во время совершения юридического акта или позже, при подтверждении этого факта документом, исходящим от судебных органов или нотариально удостоверенным.
Статья 82 - Передача имущества фонда Если фонд утвержден, учредитель обязан передать ему имущество, предусмотренное учредительным актом. Имущество, для передачи которого достаточно договора о передаче, переходит к фонду в силу самого факта утверждения, если противоположное намерение учредителя не вытекает из акта.
Статья 83 Если учреждение фонда является результатом посмертного распоряжения, суд, который рассматривает дела о наследовании, должен потребовать его утверждения, если этого не потребовал наследник или исполнитель завещания.
Статья 84 Если решение о создании фонда утверждено только после смерти учредителя, оно действует с обратной силой со дня, предшествующего дню его смерти, если речь идет о дарении.
Статья 85 - Устав Устав фонда, если он не вытекает из федеральных законов или законов Земель, определяется учредительным актом.
Статья 86 - Нормы закона, применяемые к фондам Положения статей 26, 27, абзац 3, статей с 28 по 31 и 42-й применяются к фондам, равно как и положения статьи 27, абзац 3 и статьи 28, абзац 1, если противоположное не следует из создания фонда, в частности, из того факта, что руководство этого фонда передается в руки государственного органа. Положения статьи 28, абзац 2, и статьи 29 не применяются к фондам, руководство которыми осуществляется государственным органом.
II - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 87 - Цель фонда Если осуществление цели фонда стало невозможным или если он подвергает опасности реализацию общественной пользы, компетентный орган может обозначить фонду другую цель или ее отменить. Если цель изменяется таким образом, следует, насколько это возможно, соблюдать намерение учредителя, в частности, следить за тем, чтобы доходы фонда сохранялись за категорией людей, к которой они должны вернуться по намерению учредителя. Органы власти могут внести изменения в устав фонда, если видоизмененная цель допускает это изменение. Прежде чем изменить цель или устав, предварительно должно быть заслушано правление фонда.
III - ЛИКВИДАЦИЯ
Статья 88 Если фонд прекращает свою деятельность, имущество переходит к лицам, указанным в уставе. В этом случае следует руководствоваться Статьями 46-53.
IV - ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
Статья 89 - Применяемые нормы закона Положения статьи 31 применяются в отношении корпораций, фондов и учреждений публичного права. То же самое и в отношении положений статьи 42, абзац 2, в случае если признана несостоятельность корпораций, фондов и учреждений публичного права.
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС ГРЕЦИИ
Статья 61 - Общие черты юридических лиц Люди, которые объединяются с целью реализации определенной цели, а также получения прибыли в виде фондов или имущества, создавая все возможности для достижения определенной цели, могут приобретать правосубъектность (юридического лица), подчиненную положениям закона.
Статья 62 - Степень правоспособности Правоспособность юридического лица не будет распространяться на юридические отношения, которые включают в себя характеристики физического лица.
Статья 63 - Учредительный документ Документ учреждения - Устав корпорации или Устав юридического лица - должен быть изложен в письменной форме.
Статья 64 - Место нахождения Если иное не предусмотрено в учредительном документе или Уставе корпорации, то место нахождения юридического лица будет располагаться там, где функционирует его руководство.
Статья 65 - Руководство Управление юридическим лицом будет осуществляться одним или более людьми. В случае коллективного руководства, если иное не предусмотрено в учредительном документе или Уставе корпорации, решения принимаются абсолютным большинством голосов всех присутствующих.
Статья 66 Участник руководства не имеет права голосовать, если решение связано с заключением акта или документа об окончании юридических дел между юридическим лицом с одной стороны и участником, имеющим к этому отношение, или его супругом или кровным родственником участника, включая третью степень родства, с другой стороны.
Статья 67 - Полномочия руководства Лица, осуществляющие руководство, будут заботиться о деятельности юридического лица и будут представлять такое лицо перед Судом или в других случаях. Руководству запрещается подчиняться положениям, противоречащим учредительному документу или Уставу корпорации, или заменять их.
Статья 68 Степень полномочий руководства будет определяться учредительным документом или Уставом корпорации также в отношении и третьих лиц. Учредительный документ или Устав корпорации может предписывать определенные полномочия специально обозначенному лицу. В случае сомнений полномочия упомянутого лица будет подкреплять любой акт, связанный с такими полномочиями. Во всех других вопросах, положения, связанные с представительством и посредничеством, будут применяться по аналогии.
Статья 69 - Отсутствие лиц, осуществляющих управление В случае отсутствия лиц, необходимых для осуществления управления юридическим лицом, или если их интересы противоречат интересам юридического лица, то главный судья Суда первой инстанции по требованию любого лица, имеющего законный интерес, назначает временное руководство.
Статья 70 - Акты юридического лица Постановления, принимаемые в рамках своей компетенции органами, которые управляют юридическим лицом, будут обязательными после принятия.
Статья 71 - Ответственность юридического лица Юридическое лицо будет нести ответственность за документы и постановления или оплошность представляющих его органов, в той степени, в какой такие документы, постановления и оплошность имели место в ходе выполнения обязанностей, порученных органу, и в какой они влекут за собой обязательства по восстановлению положения вещей. После чего ответственное лицо будет нести ответственность за весь ущерб (право регресса организации к ее должностным лицам - Прим. Редактора).
Статья 72 - Ликвидация В случае прекращения своего существования юридическое лицо в соответствии с законом должно начать ликвидацию. Будет считаться, что оно существует, до тех пор, пока не закончится ликвидация с точки зрения данного закона.
Статья 73 Если иное не предусмотрено законом, в учредительном документе или в Уставе корпорации или пока компетентный орган не примет другое постановление, ликвидация будет проводиться теми лицами, кто руководит юридическим лицом. В случае их отсутствия - одним или более ликвидаторами, назначенными главным судьей Суда первой инстанции.
Статья 74 Ликвидатор будет действовать на месте и вместо руководства юридического лица. Полномочия ликвидатора будут ограничены необходимыми условиями ликвидации.
Статья 75 Ликвидатор будет обязан компенсировать кредиторам юридического лица ущерб в случае нарушения обязанностей ликвидатора. Если существует несколько ликвидаторов, они будут нести солидарную и личную ответственность.
Статья 76 Ликвидация будет проводиться в соответствии с положениями, применяемыми по аналогии и относящимися к юридической ликвидации имущества.
Статья 77 - Право распоряжаться имуществом в случае прекращения существования Если иное не предусмотрено в законе, или в учредительном документе, или в Уставе корпорации, или если компетентный орган не принял другое постановление, то имущество ликвидированного юридического лица перейдет по наследству государству. В таком случае государство будет обязано продолжать реализацию цели юридического лица, используя полученное имущество.
АССОЦИАЦИИ
Статья 78 - Учреждение Объединение лиц, не преследующих цель извлечения прибыли, приобретает правосубъектность путем регистрации в публичном реестре, ведущемся для этой цели при гражданском суде по месту нахождения юридического лица. Для создания ассоциации необходимо наличие не менее двадцати человек.
Статья 79 - Заявление о регистрации Для регистрации ассоциации в реестре в гражданский суд подается заявление от учредителей или правления. К заявлению прилагаются учредительный акт, фамилии членов правления, устав за подписью членов и с указанием даты подписания.
Статья 80 - Устав Устав должен содержать следующие сведения (при их отсутствии устав недействителен): 1 - цель, название и юридический адрес ассоциации; 2 - условия вступления, выхода и исключения членов, равно как их права и обязанности; 3 - денежные средства ассоциации; 4 - форма представительства ассоциации в судебных и внесудебных органах; 5 - органы управления ассоциацией, а также условия создания и деятельности правления и отзыва его органов; 6 - условия созыва общего собрания, обсуждения вопросов и принятия решений; 7 - условия внесения изменений в устав; 8 - условия роспуска ассоциации.
Статья 81 - Решение о регистрации Если соблюдены законные условия, гражданский суд рассматривает заявление и принимает решение о: 1) публикации в прессе краткого содержания устава, включающего его основные компоненты; 2) регистрации ассоциации в реестре ассоциаций. При регистрации в реестр вносится запись, содержащая название и юридический адрес ассоциации, дату составления устава, фамилии членов правления и ограничительные условия.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |