|
|
|
Доклад координатора по проекту ТК Союза от Комитета государственных доходов МФ РК
Позвольте выразить благодарность Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан за приглашение на обсуждение проекта нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Общая информация Решением Совета Евразийской экономической Комиссии 9 октября 2013 года № 61 для разработки проекта нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - проект Таможенного кодекса Союза) при Евразийской экономической комиссии по совершенствованию таможенного законодательства была создана Рабочая группа. Для постатейной подготовки текста проекта ТК Союза при Рабочей группе создана Экспертная группа по подготовке проекта ТК Союза (далее - Экспертная группа). В состав Рабочей и Экспертной групп вошли представители государственных органов государств-членов ТС и бизнес-сообщества трех стран, а также сотрудники Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК). Начиная с декабря 2013 года по настоящее времени прошли девять заседаний Рабочей группы и десять заседания Экспертной группы. Рабочая группа рассматривала предложения государственных органов и бизнес-сообщества Таможенного союза по совершенствованию таможенного законодательства, принимала концептуальные решения по целесообразности их реализации в Таможенном кодексе Союза, на основании которых экспертная группа готовила конкретную редакцию текста проекта Таможенного кодекса Союза. В настоящее время проект нового Таможенного кодекса Союза можно сказать готов на 80 процентов. Проект нового Таможенного кодекса Союза по состоянию на октябрь месяц состоит из 9 разделов, 60 глав и 449 статьей. Необходимо отметить, что проект нового Таможенного кодекса Союза разрабатывается на базе Таможенного кодекса Таможенного союза от 2009 года с кодификацией действующих международных договоров Таможенного союза в сфере таможенного дела.
Новеллы проекта Таможенного кодекса Союза В целях дальнейшей модернизации таможенного регулирования по решению Рабочей группой в проекте Таможенного кодекса Союза: 1) установлена приоритетность электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в определенных таможенным законодательством случаях. Сегодня в абсолютном большинстве случаев мы в качестве первоисточника традиционно рассматриваем лишь бумажные документы, это позволяет при каждом удобном случае, даже при наличии электронной декларации, требовать то один, то другой бумажный документ. На сегодняшний день в проекте Таможенного кодекса Союза предусмотрены нормы, чтобы в процессе таможенного контроля циркулировали в основном электронные документы, обеспечивалась их юридическая значимость, а бумаги возникали только в крайних случаях. Также хочу отметить, что только СУР определяет необходимость проведения таможенного контроля и направления запроса дополнительных документов. Если СУР не требует ничего дополнительно, то инспектор по собственной инициативе ничего и не запрашивает. 2) необходимость при электронном и письменном таможенном декларировании представление таможенным органам документов, подтверждающих заявленные сведения в таможенной декларации и сведения, только в случаях, когда такие документы необходимы для проведения таможенного контроля; 3) закреплена возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически информационными системами таможенных органов; 4) оптимизированы сведения, подлежащие указанию в декларации на товары; 5) оптимизированы сведения, подлежащие указанию в транзитной декларации; 6) установлена, что подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, за исключением исключительных случаев; 7) установлена особенность декларирования товаров с указанием одного классификационного кода ТН ВЭД ТС, в собранном или разобранном виде; 8) использован механизмы «единого окна» при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием; 9) установлены права и обязанностей таможенных органов и декларантов в случаях технических сбоев в информационных системах таможенных органов (по списанию платежей, закрытию доставки, регистрации декларации и т.д.); 10) запрещен на последующий запрос в ходе таможенного контроля от участников ВЭД одних и тех же документов, ранее представленные в таможенные органы; 11) (по инициативе бизнес-сообществ) закреплены цели предоставления предварительной информации, а также четкую норму о том, что предварительная информация используется таможенными органами для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля, 12) предусматривается возможности осуществления перевозки грузов автомобильными транспортными средствами международной перевозки, которая начинается на территории одного государства-члена и завершается на территории другого государства-члена, если такая перевозка допускается международными договорами в области транспорта; 13) установлено электронной формы обмена для официальной переписки между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности; 14) расширены категории лиц и товаров, в отношении которых может быть осуществлен выпуск товаров до подачи декларации; 15) предусмотрено права лицо осуществить замену одного способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на другой способ; 16) возможность признания таможенным органом одного государства-члена Таможенного союза сертификата обеспечения, зарегистрированного таможенным органом других государств-членов, в том числе на основании обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного способами, предусмотренными законодательствами этих государств-членов; 17) предусматривается установление критериев для добросовестных и финансово-устойчивых компаний, в отношении которых обеспечение уплаты таможенных платежей может не применяться; 18) в целях оптимизации проведения таможенного контроля и ускорения товарооборота совершенствовано институт уполномоченного экономического оператора (унификация норм, категорирование УЭО, признание статуса УЭО на всей таможенной территории, присвоение статуса УЭО лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, расширение специальных упрощений, завершение транзита на основе сведений из предварительной информации); 19) унифицированы условий включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, оснований для исключения из таких реестров; 20) планируется внедрить института саморегулирования таможенных представителей (на альтернативной основе); 21) уточнены принципа солидарной ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин таможенного представителя за действия (бездействие) представляемого лица по соблюдению им требований и условий таможенных процедур, под которые помещены товары, а также за соблюдение иных требований и обязанностей проверяемого лица по доплате таможенных платежей, и иных действий, совершенных представляемым лицом и обнаруженных в рамках таможенной проверки, которые не являются следствием недостоверного декларирования товаров; 22) совершенствуется процедур декларирования электроэнергии и имеются другие новеллы проекта Таможенного кодекса Союза.
Дополнительно Отмечаю, что кроме вышеотмеченных новшеств в проекте Таможенного кодекса Союза: действующая терминология таможенного законодательства Таможенного союза приводится в соответствии с терминологией и нормами проекта Договора о ЕАЭС и вводится единый понятийный аппарат; имплементируется в проект Таможенного кодекса Союза положения действующих международных договоров, регулирующих таможенные правоотношение в Таможенном союзе; устраняются имеющиеся правовые пробелы и коллизии; сокращение национального сегмента таможенного регулирования; максимальна будет регламентирована применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения при декларировании товаров и таможенном контроле; дальнейшая унификация таможенного законодательства с положениями Киотской конвенции по Гармонизации и упрощению таможенных процедур; введено принципы проведения таможенного контроля после выпуска товаров и т.д. Таким образом, подготовка проекта Таможенного кодекса Союза носить комплексный характер, направленный на совершенствование, модернизацию таможенных правоотношений в Союзе. Необходимо отметить, что в проекте Таможенного кодекса Союза имеются вопросы, которые Стороны не смогли прийти к единому мнению. В частности, это: 1) взимание процентов за отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин; 2) вопросы таможенной процедуры экспорта и таможенной процедуре переработки вне таможенной территории (особенности исчисления и уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении продуктов переработки); 3) исключение из проекта Таможенного кодекса Союза условие включения лиц в реестр таможенных представителей - наличие в штате этого лица не менее 2 (двух) работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требованиям, установленным законодательством государств-членов, которое сейчас есть в ТК ТС, либо перенести это условие в разряд дополнительных, устанавливаемых на уровне национального законодательства государств-членов; 4) вопросы продление срока завершения таможенной процедуры таможенного транзита до 10 рабочих дней; 5) особенности подтверждения предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите. При этом, данные вопросы будут вынесены на рассмотрение Совете Комиссии. Планируется, что проект Таможенного кодекса Союза поступит на внутригосударственное согласование государствам-членам Союза до декабря текущего года. Завершить внутригосударственное согласование и подписать проекта Таможенного кодекса Союза Президентами стран-членов Союза планируется до конца 2015 года. Таким образом, если подписание нового Таможенного кодекса Союза состоится до конца 2015 года, то он вступит в силу с 1 июля 2016г. А с момента вступления в силу Договора о ЕЭС будет действовать переходный период, в течение которого Стороны будут руководствоваться действующим Таможенным кодексом Таможенного союза. Следует отметить, что проект Таможенного кодекса Союза, подготовленный Рабочей и Экспертной группами не является окончательным. Если имеются принципиальные новые предложения и замечания, необходимо их вынести при проведении внутригосударственного согласования проекта Таможенного кодекса Союза.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |