29.10.2014
Казахстан нуждается в усилении мощностей собственных НПЗ
В чем причина ежегодного дефицита ГСМ? Какие меры принимаются для обеспечения страны достаточными объемами автомобильного топлива?
Какая схема государственного регулирования отрасли обеспечит баланс интересов всех сторон: государства, ресурсодержателей, производителей, реализаторов и потребителей? Эти и другие вопросы обсуждались вчера в Алматы на «круглом столе», организованном аналитической группой «Кипр» и Институтом общественной политики партии «Нұр Отан».
Летне-осенний сезон текущего года стал настоящим испытанием для автолюбителей, которым пришлось столкнуться с нехваткой бензина и дизельного топлива. Особенно остро встал вопрос в маленьких городах и сельских районах.
Проблемы с поставками бензина повлекли неприятные последствия и для простых казахстанцев - увеличились затраты отечественных предпринимателей на производство товаров и предоставление услуг, что в итоге вызвало их подорожание. Повышаются цены и на транспортные услуги. Все это негативно сказывается на социальных настроениях граждан.
Одна из причин сложившейся критической ситуации - более чем двукратное снижение поставок топлива из России, считает главный эксперт департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики РК Нурбек Амангелдыулы.
- Производственные мощности казахстанских НПЗ не покрывают всей потребности внутреннего рынка страны по светлым видам нефтепродуктов. При полной загрузке НПЗ дефицит топлива составляет 30-40 процентов, который восполняется за счет импорта из России и других государств. Во втором полугодии 2014 года из-за целого ряда обстоятельств поставки нефтепродуктов из России стали уменьшаться. Причиной тому послужили корректировка курса национальной валюты, увеличение разницы в ценах на ГСМ на оптовом и розничном рынках РФ, аварийные остановки НПЗ в городах Ачинске, Рязани, Ярославле, увеличение потребления на собственном рынке РФ, сохранение низкого уровня предельно-розничных цен в РК, - отметил представитель Минэнерго.
Для стабилизации ситуации на внутреннем рынке КМГ осуществляет максимальный импорт, в том числе в убыток себе, заметил эксперт. В июне-сентябре было завезено 68,5 тыс. тонн Аи-92, в октябре-декабре планируется импортировать еще 272,5 тыс. тонн. Усилен контроль в приграничных регионах с РФ с целью пресечения незаконного автомобильного вывоза нефтепродуктов из Казахстана в Россию.
Кроме того, часть потребностей внутреннего рынка была покрыта поставками из КНР в рамках толлинговых операций. В период 2012-2014 гг. объем ввезенных светлых нефтепродуктов составил 285 тыс. тонн. В связи с тем, что эта мера показала свою эффективность, министерство в 2015 году планирует переработать в рамках толлинговых операций порядка 200 тыс. тонн нефти, что позволит отгрузить на внутренний рынок порядка 168 тыс. тонн высокооктанового бензина и тем самым снизить зависимость от поставок ГСМ из РФ.
Для решения проблем с автомобильным топливом разработан План мероприятий по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов, в рамках которого будут приняты меры по расширению географии импорта углеводородов (Республика Беларусь, Азербайджанская Республика). Также планируется создание стабилизационного резерва бензина марки Аи-92/93. Будет рассмотрен вопрос отмены налогообложения на транспорт с одновременным изменением величины акциза на нефтепродукты, а также вопрос отмены государственного регулирования на дизельное топливо класса К4, К5. Будут расширены мощности Шымкентского НПЗ с 6 млн тонн до 12 млн тонн.
Кроме того, по информации Нурбека Амангелдыулы, министерство совместно с заинтересованными государственными органами в 2015 году разработает программу энергосбережения на транспорте. Реализация ее позволит обновить фонд автопарка Казахстана, снизить объем потребления нефтепродуктов в пользу сжиженного газа, повысить количество автомобилей с малым объемом двигателей, а также улучшить экологическую ситуацию в республике.
Разрешить ситуацию с дефицитом автомобильного топлива и не допустить ее повторения в дальнейшем могло бы развитие собственной разветвленной базы нефтегазопереработки и нефтехимии, считает главный научный сотрудник Института экономики Комитета науки Министерства науки и образования РК Олег Егоров.
- Это необходимо республике, во-первых, в связи с ростом своих потребностей в исходных ресурсах углеводородов, во-вторых, вследствие того, что конечная продукция этих производств - от индивидуальных углеводородов до полимерных материалов - представляет собой достаточно выгодную статью экспорта, о чем свидетельствует постоянно растущий спрос на нее на мировых рынках, - подчеркнул спикер.
В числе приоритетных проектов нефтехимических производств, способных комплексно использовать нефтегазовое сырье, специалист называет строительство НПЗ вблизи г. Актау, сырьем для которого должна послужить маслянистая нефть месторождений Узень, Жетыбай и других, а также строительство газоперерабатывающего комплекса вблизи
г. Аксай. Сырьем для него могут стать углеводородные ресурсы месторождения Карачаганак, а в перспективе и ресурсы месторождений шельфа Каспийского моря.
Прозвучала и не теряющая своей актуальности тема модернизации отечественных НПЗ. В частности, Олег Егоров говорил о необходимости реконструкции Шымкентского нефтеперерабатывающего и Павлодарского нефтехимического заводов. Причем целями реконструкции назывались не только увеличение глубины переработки нефти и повышение качества производимых видов топлива. В технологической части Шымкентского НПЗ целесообразно создать производство синтетических материалов (синтетических волокон, нитей, тканей), что в совокупности с формируемым в южном регионе хлопковым кластером позволит наладить выпуск широкого ассортимента совершенно новых для казахстанского рынка готовых изделий, считает специалист.
Также, по словам спикера, необходимо форсированное строительство интегрированного нефтехимического комплекса в п. Карабатан Атырауской области, чтобы к моменту ввода в эксплуатацию Кашаганского нефтегазового месторождения он технологически был готов к приему сырья для переработки, и строительство нового нефтеперерабатывающего завода в п. Карабатан, исходным сырьем для которого послужит нефть Кашагана.
Нургуль САЛЫКЖАНОВА, Алматы