|
|
|
Правовой статус некоммерческих организаций в Республике Казахстан
Авторы: В. П. Ни, бывший консультант по Центральной Азии Международного центра некоммерческого права - часть I; Г. М. Кужукеева, консультант по Казахстану Международного центра некоммерческого права часть I, часть II, часть IV; В. В. Овчаренко, бывший консультант по Центральной Азии Международного центра некоммерческого права - часть I, часть III, часть V; Н. А. Каримов, бывший начальник юридического отдела общественного объединения «Азиатское общество по правам инвалидов «Жан» - часть IV; Н. А. Янцен, юрист-консультант Общественного объединения «Формирование Налоговой Культуры» - часть V. Редакторы: А. Б. Каптаева, А. В. Коровина, Г. М. Кужукеева
Книга «Правовой статус некоммерческих организаций» представляет собой сборник справочных материалов по вопросам создания, регистрации и налогообложения некоммерческих организаций (НКО) в Казахстане. Сборник также включает в себя тексты основных законов и законодательных актов, регулирующих деятельность НКО. Данный сборник рассчитан на широкий круг читателей. Он будет полезен руководителям, юристам, специалистам и учредителям (членам) НКО, работникам государственных органов, научным сотрудникам, студентам и другим гражданам, интересующимся вопросами правового регулирования некоммерческого сектора в Республике Казахстан. Книга может быть использована также и в образовательном процессе при подготовке соответствующих специалистов по вопросам НКО. Нормативный правовой материал представлен по состоянию на 23.04.2014. Настоящая публикация подготовлена Международным центром некоммерческого Права (ICNL) благодаря поддержке со стороны Агентства по международному развитию Соединенных Штатов Америки (USAID) в рамках Программы «Правовая Поддержка Гражданского Общества в Центральной Азии (соглашение № 176-А-00-09-00026-00). Настоящая публикация стала возможной благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Международный центр некоммерческого права несет ответственность за содержание публикации, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США. Заявление об отказе от ответственности: Материалы, представленные в данной публикации, предназначены для общего сведения и не должны использоваться читателями для принятия или отказа от каких бы то ни было решений. Приведенная в данном бюллетене информация не может рассматриваться в качестве юридических консультаций. Международный центр некоммерческого права не несет ответственность за точность и полноту информации в данном бюллетене, а также за последствия использования содержания данного бюллетеня. Перед принятием какого-либо решения читателю следует обратиться за профессиональным юридическим советом по конкретному интересующему его вопросу.
Оглавление
I. Правовой статус некоммерческой организации II. Преимущества и недостатки регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица IV. Создание и регистрация некоммерческой организации в Республике Казахстан V. Налогообложение некоммерческих организаций в Казахстане Приложения Конституция Республики Казахстан Гражданский кодекс Республики Казахстан Закон РК от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях» Закон РК от 31 мая 1996 года № 3-I «Об общественных объединениях» Закон РК от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» Закон РК от 8 мая 2001 года № 197-II «О потребительском кооперативе» Закон РК от 12 апреля 2005 года № 36-III «О государственном социальном заказе» Трудовой кодекс Республики Казахстан Закон РК от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» Перечень международных и государственных организаций, зарубежных и казахстанских неправительственных общественных организаций и фондов, предоставляющих гранты Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» Уголовный кодекс Республики Казахстан
Эта публикация является результатом исследовательской работы Международного центра некоммерческого права (ICNL), направленной на предоставление информационного ресурса юристам, государственным служащим, парламентариям и представителям некоммерческих организаций (НКО) в Казахстане по вопросам создания, государственной регистрации и налогообложения НКО. В представленном обновленном пятом издании были учтены предложения и замечания, поступившие от сотрудников и руководителей НКО, которые использовали данное справочное пособие. Надеемся, что представленные материалы будут интересны и полезны не только сотрудникам и руководителям НКО, но также государственным служащим, практикующим юристам, студентам и всем, кто интересуется регулированием некоммерческого сектора в Казахстане. Цель ICNL - содействовать улучшению правового регулирования для создания и деятельности НКО по всему миру. Для Средней Азии и Казахстана повышение уровня правовой грамотности сотрудников и лидеров организаций гражданского общества является жизненно важным не только для обеспечения стабильности их деятельности, но также для улучшения жизни всего общества, которое только выиграет от более профессиональной и компетентной деятельности НКО, что позволит более эффективно решать социальные проблемы, как на местах, так и в масштабах всего государства.
I. ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Понятие некоммерческой организации, отличие от коммерческой организации, особенности негосударственных и государственных некоммерческих организаций
Гражданский кодекс Республики Казахстан (РК) дает определение некоммерческой организации (НКО) как организации, не имеющей извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученный чистый доход между участниками. ГК определяет коммерческую организацию как организацию, преследующую извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности.1 Таким образом, отличиями между НКО и коммерческими организациями являются: (1) наличие у НКО целей деятельности, отличных от цели извлечения прибыли; (2) извлечение дохода не может являться основной целью деятельности для НКО; (3) запрет на распределение чистого дохода между участниками НКО. Далее рассматриваются каждая из отличительных особенностей. Одним из существенных отличий НКО от коммерческих организаций является то, что первые должны иметь определенные цели деятельности, отличные от цели извлечения дохода (часто их называют еще уставными). В статье 4 Закона РК «О некоммерческих организациях» указываются некоторые из возможных уставных целей НКО - это «социальные, культурные, научные, образовательные, благотворительные, управленческие цели; защита прав, законных интересов граждан и организаций; разрешение споров и конфликтов; удовлетворение духовных и иных потребностей граждан; охрана здоровья граждан, охрана окружающей среды, развитие физической культуры и спорта; оказание юридической помощи». Безусловно, что все возможные цели деятельности НКО нельзя охватить каким-либо законодательным актом, ведь в их основе лежит огромное многообразие социальных потребностей и некоммерческих интересов, существующих и вновь возникающих в обществе. Поэтому в Законе «О некоммерческих организациях» оговаривается, что упомянутый перечень не является исчерпывающим и НКО могут создаваться и «в других целях, направленных на обеспечение общественных благ и благ своих членов (участников)». _____________________ 1 Статья 34 Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК РК).
Другой отличительной чертой НКО от коммерческих организаций является требование, чтобы извлечение дохода не являлось основной целью деятельности для НКО. На практике НКО подтверждают отсутствие извлечения дохода в качестве «основной цели деятельности» посредством определения в учредительных документах предмета и цели их деятельности2. НКО осуществляет свою деятельность в рамках предмета и цели деятельности, как она сама определила их в учредительных документах. Предмет и цели деятельности НКО могут влиять на ее права и обязанности. Так, например, в статье 14 Экологического кодекса РК закреплен ряд специальных прав в области защиты экологии для общественных объединений, однако воспользоваться многими из этих прав могут только общественные объединения, в уставные цели которых, среди прочего, входят вопросы охраны окружающей среды. Еще одним основополагающим отличием НКО от коммерческих организаций является наличие законодательного запрета на распределение чистого дохода между ее участниками. Под чистым доходом понимается доход в денежном выражении после уплаты всех налогов и неналоговых платежей государству, в том числе доход, освобожденный от налогов. Запрет на распределение чистого дохода означает, что в НКО не может предусматриваться в соответствии с учредительными документами или осуществляться на практике выплата денег из чистого дохода ее участникам. Чистый доход от деятельности НКО идет на покрытие расходов, связанных с реализацией ее уставных целей. Надо отметить, что данный запрет не распространяется на предоставление услуг и иных благ участникам в рамках уставных целей НКО, если это предусмотрено законодательством. Такие НКО, как потребительский кооператив, частное учреждение или некоммерческое акционерное общество, распределяют между своими участниками экономические выгоды в рамках своих уставных целей, закрепленных в законодательстве. Термин «участник» НКО в законодательстве определен, однако в Законе РК «О некоммерческих организациях» часто применяется как аналог терминов «член» или «учредитель». Термин «участник» применим к организационно-правовым формам НКО, в которых отсутствует членство. На практике под участниками часто понимаются учредители, члены и иные лица, принимающие участие в деятельности НКО, отношения которых с НКО каким-то образом формализованы. ___________________ 2 Пункт 3 статьи 41 ГК РК.
Необходимо отметить, что отсутствие у НКО «основной цели», направленной на извлечение дохода, не означает полный запрет на осуществление предпринимательской деятельности. НКО могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но «лишь постольку, поскольку это соответствует их уставным целям»3. Нет четкого регулирования в законодательстве, что понимается под «соответствием уставной деятельности». На практике это часто означает, что НКО не может заниматься деятельностью, которая противоречит уставным целям. Например, детское общественное объединение не может заниматься продажей спиртных напитков и табачных изделий. Законодательство РК разделяет НКО на негосударственные и государственные. Негосударственными НКО являются НКО, созданные гражданами и негосударственными юридическими лицами. К их числу относятся все общественные и религиозные объединения, кооперативы собственников квартир, потребительские кооперативы, коллегии адвокатов, палаты аудиторов, общественные фонды, частные учреждения. Отдельные виды НКО могут быть только государственными - например, государственные фонды. __________________ 3 Пункт 3 статьи 34 ГК РК.
Следует упомянуть, что на практике и в законодательстве используется термин «неправительственная организация». В соответствии с определением, данным в Законе РК «О государственном социальном заказе»,4 к неправительственным организациям относятся НКО (за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений), созданные гражданами и (или) негосударственными юридическими лицами на добровольной основе для достижения ими общих целей в соответствии с законодательством РК. Наряду с этим, в ряде законов РК термин «неправительственная организация» используется для обозначения иностранных и международных негосударственных некоммерческих организаций, работающих в Казахстане5. На практике данный термин часто используется в Казахстане как синоним НКО. Известен случай создания государственной некоммерческой организации для осуществления специальной государственной программы, и при этом организация была названа официально неправительственной6.
2. Система законодательства, регулирующего статус некоммерческих организаций
Общие вопросы, касающиеся создания, деятельности, реорганизации и ликвидации НКО, регулируются ГК РК. В ГК РК проводится различие между некоммерческими и коммерческими организациями и определяются основные организационно-правовые формы НКО. Часть VII Главы 2 ГК посвящена НКО и содержит положения и нормы, касающиеся основных организационно-правовых форм НКО. Закон РК «О некоммерческих организациях» был принят 16 января 2001 года. Он представляет собой «рамочный» нормативный правовой акт, который регулирует как негосударственные, так и государственные НКО. Большинство статей данного закона применяется ко всем организационно-правовым формам и видам НКО. В нем определяются цели деятельности, права и обязанности, регламентируются специальные положения, касающиеся создания, деятельности, реорганизации и ликвидации НКО, достаточно подробно регулируются вопросы управления в НКО, устанавливаются основы взаимоотношений между государством и НКО. Отдельные организационно-правовые формы НКО, такие как фонд и объединение юридических лиц в форме ассоциации (союза), в Законе «О некоммерческих организациях» регулируются более детально, нежели в ГК. __________________ 4 Пункт 7 статьи 1 Закона РК «О государственном социальном заказе». 5 Статьи 3, 9, 13, 14, 19 и 24 Закона РК «Об общественных объединениях», пункт 2 статьи 65 Закона Республики Казахстан «Об образовании», статья 12 Налогового кодекса РК (НК РК). 6 Постановление Правительства РК от 12 февраля 1998 г. № 103 «О Программе микрокредитования наименее обеспеченных граждан Республики Казахстан на 1998-2000 годы».
По отдельным организационно-правовым формам и видам НКО в Казахстане приняты специальные законы. К их числу относятся Закон от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», Закон от 9 апреля 1993 года «О профессиональных союзах», Закон от 31 мая 1996 года «Об общественных объединениях», Закон от 15 июля 2002 года «О политических партиях», Закон от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях», Закон от 21 июля 1999 года «О сельской потребительской кооперации», Закон от 8 мая 2001 года «О потребительском кооперативе» и Закон от 8 апреля 2003 года «О сельском потребительском кооперативе водопользователей». Отдельно отметим здесь Закон от 13 мая 2003 года «Об акционерных обществах», в котором предусмотрено, что «в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, в организационно-правовой форме акционерного общества могут создаваться некоммерческие организации». Вышеперечисленные законы достаточно детально регулируют вопросы, связанные с созданием, государственной регистрацией, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией соответствующих организационно-правовых форм и видов НКО. Общественное объединение является наиболее урегулированной законодательством формой НКО. В целом ряде законов РК есть специальные положения по отдельным видам общественных объединений. Например, Законом от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей» регулируются объединения потребителей (которые регистрируются в организационно-правовой форме «общественное объединение»), Законом от 13 апреля 2005 года «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» - общественные объединения инвалидов, Законом от 7 июля 2004 года «О государственной молодежной политике» - молодежные организации в форме общественных объединений, Экологическим кодексом РК - общественные объединения в области охраны окружающей среды. Эти законы не устанавливают каких-либо специальных положений, касающихся создания, государственной регистрации, управления, реорганизации или ликвидации для соответствующих видов общественных объединений, они лишь предоставляют им специальные права и обязанности в соответствующих сферах деятельности, либо предусматривают оказание им поддержки со стороны государства в определенных формах. Во многие законы, регулирующие отношения в отдельных отраслях и секторах экономики, также включаются специальные положения, которые предусматривают возможность создания объединений юридических лиц, работающих в соответствующих сферах. К примеру, положения о создании ассоциаций (союзов) юридических лиц содержатся в Законе от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности», Законе от 25 декабря 2000 года «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)», Законе от 13 июня 2001 года «О туристской деятельности», Законе от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей» и др. Как правило, эти законы не содержат каких-либо специальных положений и норм по сравнению со статьей 110 Гражданского кодекса, посвященной объединению индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в форме ассоциации (союза), они лишь конкретизируют предмет и цели деятельности ассоциаций (союзов) для каждого конкретного случая. Отдельную группу составляют Закон от 14 июля 1997 года «О нотариате», Закон от 5 декабря 1997 года «Об адвокатской деятельности», Закон от 20 ноября 1998 года «Об аудиторской деятельности», Закон от 30 ноября 2000 года «Об оценочной деятельности». Данные законы посвящены регулированию соответственно правовых основ нотариата, адвокатуры, аудиторской и оценочной деятельности и наряду с этим они регламентируют вопросы создания, регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации профессиональных объединений нотариусов, адвокатов, аудиторов и оценщиков в качестве отдельных организационно-правовых форм НКО. Также следует отдельно выделить Закон от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве», в котором объединениям предпринимателей (аккредитованным в установленном Правительством порядке) предоставлены специальные права на проведение экспертизы проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих права предпринимателей, а также обязанность государственных органов направлять им проекты нормативных актов для проведения такой экспертизы.
3. Организационно-правовые формы некоммерческой организации
В соответствии с законодательством РК НКО могут создаваться только в определенных организационно-правовых формах. В качестве таковых в Законе «О некоммерческих организациях» указываются учреждения, общественные объединения, фонды, религиозные объединения, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза), потребительские кооперативы, некоммерческие акционерные общества, кооперативы собственников квартир, нотариальные палаты, коллегии адвокатов, палаты аудиторов, торгово-промышленные палаты7. Кроме того, ГК РК предусматривает такую организационно-правовую форму НКО, как «объединение индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в форме ассоциации (союза)»8. При этом объединение юридических лиц является подвидом этой правовой формы НКО. Другие организационно-правовые формы НКО могут вводиться законодательными актами9. Организационно-правовые формы НКО различаются между собой по целям и характеру деятельности, составу участников, наличию и отсутствию членства, порядку формирования и распоряжения имуществом, системе управления и контроля и некоторым другим критериям, поэтому соответственно к ним применяется различный порядок правового регулирования. По отдельным организационно-правовым формам НКО на сегодняшний день приняты и действуют специальные законы, в частности, по общественным и религиозным объединениям, потребительским кооперативам, а по другим формам такие законы не приняты. НКО одной организационно-правовой формы в зависимости от их уставных целей деятельности, состава участников и по ряду других признаков могут различаться на виды. Например, среди общественных объединений различают политические партии, профессиональные союзы, общества по защите прав потребителей, национально-культурные центры и т. д. Особенности создания и деятельности некоторых из них могут регламентироваться специальными законами. Необходимо отличать организационно-правовые формы и виды НКО одной организационно-правовой формы (принципиальное отличие в том, что указание на организационно-правовую форму должно являться составной частью официального наименования НКО).10 ___________________ 7 Глава 2 Закона РК «О некоммерческих организациях». 8 Статья 110 ГК РК. 9 Пункт 3 статьи 34 ГК РК, пункт 3 статьи 17 Закона РК «О некоммерческих организациях». К законодательным актам относятся конституционный закон, указы Президента РК, кодексы, законы, постановления Парламента РК, постановления Сената и Мажилиса (Статья 1 Закона РК «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 г.). 10 Пункт 1 статьи 38 ГК РК.
Далее мы рассмотрим более подробно вопросы правового регулирования отдельных организационно-правовых форм НКО.
Общественное объединение Общественным объединением является организация, созданная в результате добровольного объединения граждан с целью достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству РК11. Данное определение позволяет выделить следующие особенности общественного объединения как организационно-правовой формы НКО. Во-первых, общественное объединение является объединением граждан. Это, в частности, означает, что юридические лица не могут быть ни инициаторами его создания, ни его членами. Во-вторых, объединение должно быть добровольным и служить для реализации права на объединение. В рамках данной организационно-правовой формы реализуется конституционное право граждан как создавать объединения, так и право их не создавать и не вступать в существующие объединения. В-третьих, важным признаком данной организационно-правовой формы является общность интересов объединившихся граждан. Общественное объединение является, прежде всего, объединением усилий граждан с общими (сходными) интересами, а не их денежных средств или имущества, и при этом подразумевается участие самих объединившихся участников (членов) в деятельности организации. В-четвертых, выбор общих целей для участников может быть органичен только прямым запретом в законодательстве (так, например, не может быть единственной целью извлечение прибыли). ___________________ 11 Статья 106 ГК РК, статья 11 Закона РК «О некоммерческих организациях», статья 2 Закона «Об общественных объединениях».
В общественном объединении предусматривается простой порядок вступления новых членов в организацию. Для вступления новых участников в уже зарегистрированную организацию не нужно вносить изменений в учредительные документы. Порядок вступления в члены регулируется в учредительных документах и, как правило, производится в порядке подачи письменного заявления гражданина с просьбой о вступлении в члены, которое затем рассматривается высшим органом объединения, который принимается решение о приеме их в члены объединения. При этом обычно все члены пользуются в организации одинаковыми правами и обязанностями. Финансовое участие членов в деятельности объединения может осуществляться путем уплаты вступительных и членских взносов, однако требование уплаты вступительных и членских взносов не является обязательным для всех общественных объединений. Вопрос об уплате взносов, их размере, периодичности и т.д. решается самими организациями. Важным отличием общественного объединения от других организационно-правовых форм НКО является установление законодательством ограничений в отношении территории, на которой может действовать общественное объединение (общественное объединение может иметь республиканский, региональный или местный статус в зависимости от территории ее деятельности). Для получения республиканского статуса общественное объединение должно зарегистрировать филиалы (представительства) на территории более чем половины областей РК; для регионального статуса - на территории менее половины областей12. Зарегистрировавшись в одной области, городе республиканского значения, столице, общественное объединение приобретает местный статус, и территориальная сфера его деятельности ограничивается соответственно территорией области или города республиканского значения, столицей. Учредителями общественного объединения являются физические и (или) юридические лица - общественные объединения. Для создания и государственной регистрации общественного объединения в Казахстане требуется участие не менее 10-ти граждан РК. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями13, но могут вступать в члены любых общественных объединений, кроме политических партий, если это предусмотрено уставами этих объединений. Членами молодежных общественных объединений при политических партиях могут быть граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Возраст членов иных общественных молодежных и детских объединений определяется их уставами (положениями)14. _________________ 12 При этом закон умалчивает о случае, когда структурные подразделения общественного объединения будут зарегистрированы на территории ровно половины, то есть 7 областей РК (ведь тогда данное общественное объединение не попадает ни под определение республиканского, ни под определение регионального). 13 Статья 10 Закона РК «Об общественных объединениях». 14 Статья 11 Закона РК «Об общественных объединениях».
Высшим органом управления общественного объединения является общее собрание (съезд, конференция) членов организации. К исключительной компетенции высшего органа относятся вопросы принятия, внесения изменений и дополнений в учредительные документы некоммерческой организации; добровольной реорганизации и ликвидации; определения компетенции, организационной структуры, порядка формирования и прекращения полномочий органов управления организации; принятия решения об участии в создании или деятельности других юридических лиц, а также своих филиалов и представительств; определения порядка и периодичности представления финансовой отчетности исполнительных органов, а также проведения проверки контрольным органом и утверждения их результатов. Общие вопросы, связанные с созданием, государственной регистрацией, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией, наряду с ГК и Законом РК «О некоммерческих организациях», регулируются Законом РК «Об общественных объединениях». Организационно-правовая форма общественного объединения объединяет большое количество видов НКО, включая такие, как политические партии, профсоюзы, общества инвалидов, ветеранские организации, экологические общества, объединения по профессиям, клубы по интересам, многие национально-культурные центры, женские, молодежные и детские объединения и т. д. Законодателем отдельно выделены политические партии и профессиональные союзы, которые наряду с Законом РК «Об общественных объединениях» регулируются соответственно Законом РК от 15 июля 2002 года «О политических партиях» и Законом РК от 9 апреля 1993 года «О профессиональных союзах». К ним применяются специальные требования. Например, для регистрации политической партии в ее составе должно быть не менее сорока тысяч членов партии, представляющих структурные подразделения (филиалы и представительства) партии во всех областях, городе республиканского значения и столице, численностью не менее шестисот членов партии в каждой из них15, а профсоюзы должны создаваться по производственно-отраслевому принципу16. _____________________ 15 Пункт 6 статьи 10 Закона РК от 15 июля 2002 года № 344-II «О политических партиях». 16 Статья 5 Закона РК от 9 апреля 1993 года № 2107-ХII «О профессиональных союзах».
Фонд
Фондом признается не имеющая членства НКО, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно-полезные цели17. Фонд является организацией, не имеющей членства. Фонд создается на основе добровольных имущественных взносов, а не на основе объединения физических и (или) юридических лиц. Фонд может создаваться по завещанию. Фонд создается исключительно в «социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных общественно полезных целях»18. Законодательство РК не дает определения «общественно полезных» или «благотворительных» целей. На практике в качестве таковых признаются цели, перечисленные в статье 4 Закона РК «О некоммерческих организациях», это «социальные, культурные, научные, образовательные, благотворительные, управленческие цели; защита прав, законных интересов граждан и организаций; разрешение споров и конфликтов; удовлетворение духовных и иных потребностей граждан; охрана здоровья граждан, охрана окружающей среды, развитие физической культуры и спорта; оказание юридической помощи». Учредители фонда не могут преследовать цели реализации личных потребностей и интересов. Закон «О некоммерческих организациях» проводит различие фондов в зависимости от целей их деятельности на социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные фонды19. ___________________ 17 Статья 12 Закона РК «О некоммерческих организациях». 18 Статья 12 Закона РК «О некоммерческих организациях». 19 Пункт 1 статьи 13 Закона РК «О некоммерческих организациях».
Фонд - это НКО, в которой основой является выделение имущества, а не объединение лиц с целью осуществления совместной деятельности. Данная организационно-правовая форма является удобной для аккумуляции средств с целью последующего финансирования общественно полезных программ или непосредственного осуществления полезной для всего общества деятельности в рамках самого фонда. При этом имущественная база фонда формируется за счет добровольных имущественных взносов, включая поступления от учредителей, благотворительную помощь, пожертвования, гранты; дохода от реализации товаров, работ, услуг; дивидендов и других не запрещенных законом поступлений20. Учредителями общественных фондов могут выступать как граждане, так и юридические лица. В зависимости от состава учредителей фонды подразделяются по следующим видам: частный, корпоративный, общественный и государственный. Частный фонд может учредить одно физическое лицо или физические лица - члены одной семьи. Он может быть создан также по нотариально заверенному завещанию физического лица. Корпоративный фонд создается одним юридическим лицом или несколькими юридическими лицами. Общественным фондом признается фонд, учрежденный физическими лицами, не являющимися членами одной семьи, и (или) юридическими лицами - общественными объединениями. Государственный фонд создается по решению государственных органов. ____________________ 20 Статья 35 Закона РК «О некоммерческих организациях».
Органами управления фонда являются учредитель или общее собрание учредителей (высший орган управления), попечительский совет (постоянно действующий коллегиальный орган управления), руководитель и бухгалтер (исполнительный орган). Высшим органом управления в фонде является учредитель или общее собрание учредителей. В исключительную компетенцию данного органа входят вопросы принятия, внесения изменений и дополнений в учредительные документы некоммерческой организации; добровольной реорганизации и ликвидации; определения компетенции, организационной структуры, порядка формирования и прекращения полномочий органов управления организации; принятия решения об участии в создании или деятельности других юридических лиц, а также своих филиалов и представительств; определения порядка и периодичности представления финансовой отчетности исполнительных органов, а также проведения проверки контрольным органом и утверждения их результатов. Постоянно действующий коллегиальный орган управления в фонде - это попечительский совет, к его компетенции закон относит вопросы назначения исполнительного органа, осуществления контроля за соответствием деятельности фонда его уставным целям, а также иные полномочия, закрепленные за этим органом уставом. Законодательством устанавливается, что большинство членов попечительского совета фонда не могут составлять лица, связанные браком и близким родством, а также быть штатными работниками этого фонда21. Исполнительный орган фонда действует на основании и во исполнение решений высшего органа управления и попечительского совета, подотчетен им, и обычно в полномочия данного органа входит право совершать сделки от имени фонда, представлять фонд в суде, государственных органах, а также в других организациях без доверенности. В фонде руководитель и бухгалтер не могут быть связаны браком, близким родством или свойством22, также одно и то же лицо не может совмещать обе должности. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонд использует данное имущество для достижения общественно полезных целей, указанных в его уставе. Учредители фонда не имеют имущественных прав на имущество фонда. Это означает, что учредители не могут забрать имущество у фонда, использовать его по своему усмотрению. Учредители не несут ответственности по долгам фонда, но и фонд не отвечает по долгам учредителей. Законодательством устанавливается требование для фондов ежегодно публиковать отчет об использовании имущества23.
Религиозное объединение Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, в установленном законодательными актами порядке объединившихся на основе общности их интересов, для удовлетворения духовных потребностей24. Религиозные объединения являются добровольными объединениями граждан для совместного исповедания веры, удовлетворения иных религиозных потребностей. Таким образом, данная форма НКО создает организационные возможности для реализации права граждан на свободу вероисповедания. Инициаторами создания местного религиозного объединения должны выступить не менее 50 совершеннолетних граждан. В свою очередь религиозные управления (центры), духовные учебные заведения, мечети, монастыри создаются религиозными объединениями, по решению их уполномоченных органов управления. ___________________ 21 Пункт 2 статьи 12 Закона РК «О некоммерческих организациях». 22 В законодательстве не определено, что значит «быть связанным близким родством или свойством». Есть только понятие «близкие родственники» в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) РК: «"близкие родственники" - родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки» (статья 7). 23 Пункт 6 статьи 107 ГК РК, пункт 7 статьи 12 Закона РК «О некоммерческих организациях». 24 Статья 15 Закона РК «О некоммерческих организациях».
В числе религиозных объединений различают религиозные общины (общества), религиозные управления (центры) и их структурные подразделения, духовные учебные заведения, миссионерские организации, религиозные братства, монастыри, мечети. По территориальной сфере деятельности религиозные объединения подразделяются на местные, региональные и республиканские. Религиозные объединения регулируются наряду с Гражданским кодексом и законодательством об НКО специальным Законом от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
Учреждение Учреждением признается организация, созданная и финансируемая его учредителем для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера25.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |