|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
04.11.2014 Дефицит ГСМ будет ликвидирован в ноябре
Ажиотаж на алматинских АЗС начался еще на прошлой неделе. Кое-где бензин популярной марки Аи-92 выдается лишь по талонам, а многие автозаправочные станции вновь украсились скромными вывесками: «Бензина нет». Казахстанские водители, стоящие в очередях на АЗС, на вопрос: «Почему так происходит?», безнадежно машут рукой, мол, в этом нет ничего нового и проблемы с ГСМ мы видим из года в год уже на протяжении нескольких лет. «У нас, в нефтяном государстве, работает всего три НПЗ, причем бензин выпускается не самого лучшего качества. Получается какое-то Королевство кривых зеркал - вроде и нефти у нас хоть залейся, а бензина нет. Даже в Белоруссии, где нет нефти, таких проблем с бензином не возникает. Такое подозрение, что все это делается умышленно», - заметил в комментариях «Литеру» инициатор создания ОО «Общество содействия автомобилистам» Руслан Лазута. В свою очередь заместитель руководителя управления предпринимательства, индустриально-инновационного развития Алматы Даулет Еркимбаев считает, что шумиху вокруг бензина создают сами водители. «Люди заезжают, заправляются, заправляют полные баки, заливают канистры бензином… Просто мощность АЗС не рассчитана на такие большие потоки», - пояснил эксперт в комментариях казахстанским информагентствам. Правда, при этом он признал, что на дефицит бензина в Алматы повлиял и пожар, произошедший на Павлодарском НПЗ, в результате чего выработка бензина снизилась на 50 процентов, и если топливо не будет завозиться в город, то его запасов хватит лишь на 5 дней. Между тем еще в начале октября текущего года Министерство энергетики сообщало, что в связи с дефицитом ГСМ в стране Казахстан ведет переговоры об импорте бензина Аи-92 из Азербайджана, Туркмении, Беларуси и Китая. «Срок поставок, объемы и прочие условия указаны в контрактах хозяйствующих субъектов», - более чем корректно было отмечено в ответе ведомства на запросы СМИ. Правда, при этом особо отмечалось, что условия контракта не разглашаются в связи с коммерческой тайной. Но все, первоначально сокрытое под завесами тайн, рано или поздно раскрывается. Так и информация о контрактах на поставку ГСМ спустя месяц все же была обнародована. Как выясняется, 10 октября 2014 года был заключен контракт, предусматривающий поставку в Казахстан из Азербайджана бензина марки Аи-92 в объеме до 6 тысяч тонн. Казахстанской стороной в рамках указанного контракта была произведена предварительная оплата за 3 тысячи тонн с обязательством поставщика осуществить поставку в ноябре 2014 года. Однако, несмотря на проведенные переговоры, заключенный контракт и даже выплаченную частично сумму, Азербайджан может и не поставить в Казахстан обещанные 6 тысяч тонн Аи-92. «Компания тоже подтверждает данный факт, что, возможно, поставки не будет. Но в любом случае контракт у нас есть и в любом случае мы будем ждать, что данная компания выполнит свои обязательства. По состоянию на 31 октября возврат платежа (предоплаты) не осуществлен, в связи с чем контракт продолжает свое действие и имеет законную силу», - пояснил заместитель генерального директора по маркетингу АО «КазМунайГаз - переработка и маркетинг» Ерлан Койбагаров на брифинге в минувшую субботу. Впрочем, в связи с тем, что поставки ГСМ из Азербайджана находятся под вопросом, для нормализации ситуации на внутреннем рынке Казахстана заменой закавказским поставщикам может выступить Беларусь. В настоящее время, по информации АО «КазМунайГаз - переработка и маркетинг», с НПЗ России и Беларуси отгружено и находится в пути 37,2 тысячи тонн бензина марки Аи-92/93, которые прибудут в ноябре. «Планируем, что эти 37 тысяч тонн зайдут в первых числах ноября. Сегодня у нас уже подтверждено более 50 тысяч тонн Аи-92 на ноябрь, но мы планируем увеличить эту цифру до свыше 100 тысяч тонн», - отметил Ерлан Койбагаров. В то же время на контроле стоят и поставки топлива из Китая. Правда, здесь речь идет не о покупке бензина, а о толлинговой системе. «В течение нескольких лет мы производим толлинг, поставляем нефть в Китай и, соответственно, забираем продукты оттуда в Казахстан. Порядка 20 тысяч планируется завезти в декабре», - пояснил г-н Койбагаров. В общей сложности предполагается, что до конца года в Казахстан будет завезено порядка 150 тысяч тонн ГСМ. Но вопрос в том, что бензин нужен сегодня, и если бы, как отмечают алматинские автолюбители, с сентября не возникали перебои с поставками топлива на АЗС, то нынче и водители не создавали бы шум вокруг этой проблемы, а на самих АЗС не толпились бы очереди.
Мадия ТОРЕБАЕВА, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |