|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
А. Шипинский, аудитор РК, налоговый консультант РК, профессиональный бухгалтер РК, директор Усть-Каменогорского филиала ТОО «Ар-Аудит»
ТОО арендует здание и земельный участок у физического лица. Собственник хочет оплатить имущественный и земельный налоги, но в НУ требуют произвести независимую оценку этих объектов. Законны ли требования НУ? Если да, то есть ли другие пути оплаты указанных налогов?
В части налога на имущество (по зданию) сотрудники органа налоговой службы должны были доходчиво показать и разъяснить статью 407 «Исчисление и уплата налога в отдельных случаях» Налогового кодекса. В итоге разъяснения статьи 407 арендодатель - физическое лицо «исчисляет, уплачивает налог на имущество и представляет налоговую отчетность по данному налогу в порядке, установленном главой 57 настоящего Кодекса для ИП, применяющих СНР на основе патента, с применением ставки, установленной пунктом 2 статьи 398 настоящего Кодекса». То есть нужно применить ставку налога в размере 0,5 % (пункт 2 статьи 398 Налогового кодекса). Налоговую базу (стоимость здания) он должен определить по пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса. А вот пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса дает ему 2 варианта определения стоимости здания, а не один, как описано в вопросе, ссылаясь на требование органа налоговой службы: 1) «Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, налоговой базой по объектам налогообложения ИП, не осуществляющих ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, является совокупность затрат на их приобретение, производство, строительство, монтаж, установку, а также затрат на реконструкцию и модернизацию. При этом признание реконструкции, модернизации осуществляется в соответствии с пунктом 11-1 статьи 118 настоящего Кодекса» (часть первая пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса). При отсутствии первичных документов, подтверждающих затраты на приобретение, производство, строительство, монтаж, установку, реконструкцию и модернизацию, а также по объектам налогообложения, полученным по сделкам, цена (стоимость) которых неизвестна, либо безвозмездно, в том числе в виде дарения, наследования, пожертвования, благотворительной и спонсорской помощи, налоговой базой является рыночная стоимость объекта налогообложения на дату возникновения права собственности на данный актив, определенная в отчете об оценке, проведенной по договору между оценщиком и налогоплательщиком в соответствии с законодательством РК об оценочной деятельности» (часть вторая пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса). Выводы. Таким образом, при исчислении налога на имущество арендодатель должен оплатить налог на имущество по сданному в аренду зданию по ставке 0,5 % или от фактической его стоимости приобретения вместе с последующими реконструирующими расходами, в случае наличия оправдательных документов, или от оценочной стоимости, как сказал орган налоговой службы, в случае отсутствия оправдательных документов. В части земельного налога определение рыночной стоимости земельного участка вообще не нужно, потому что сумма земельного налога зависит не от рыночной стоимости земли, а от площади земельного участка, умноженной на установленные самим Налоговым кодексом базовые ставки (статьи 381 и 382 Налогового кодекса для населенных пунктов) и поправочные коэффициенты (статья 387 Налогового кодекса), установленные местными представительными органами власти. Статья 391 Налогового кодекса, которая так и называется «Порядок исчисления и сроки уплаты налога физическими лицами», в пункте 7 определяет ответ на вопрос: «Физические лица (в том числе частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты) по земельным участкам, занятым зданиями (частями зданий), находящимися на праве собственности, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 396 настоящего Кодекса и объектов, налоговая база по которым исчисляется в соответствии со статьей 406 настоящего Кодекса, исчисляют и уплачивают земельный налог в порядке, установленном настоящим разделом для ИП, применяющих СНР на основе патента». Отдельной статьи или пункта о порядке уплаты земельного налога патентиками раздел 14 «Земельный налог» не содержит. Необходимо помнить, что патент - это один из налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства. Поэтому окончательный ответ дан в пункте 6 статьи 391 Налогового кодекса: «ИП, применяющие СНР для субъектов малого бизнеса, исчисляют земельный налог по земельным участкам, используемым в своей деятельности, в порядке, установленном статьей 389 настоящего Кодекса. При этом земельный налог подлежит уплате не позднее 10 календарных дней после наступления срока представления декларации за налоговый период». Комментарии. Таким образом, в части уплаты земельного налога требования органов налоговой службы незаконны.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |