|
|
|
Антикоррупционная экспертиза НПА: необходимость или излишество?
29 сентября настоящего года Главой государства подписан закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления». Данный законопроект предусматривает расширение полномочий министерств, разграничение функций между центральными государственными органами, а также передачу полномочий от центральных госорганов местным исполнительным органам, что является вполне обоснованным и направлено на исполнение указа Президента Республики Казахстан «О мерах по разграничению полномочий между уровнями государственного управления Республики Казахстан» № 898 от 25 августа 2014 года. Вместе с тем законопроектом внесены поправки в закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», направленные на исключение обязательности научной антикоррупционной экспертизы по проектам законов и подзаконных нормативных правовых актов. Насколько обоснованно исключение этого вида научной экспертизы в настоящее время в Казахстане? О масштабах коррупции в Казахстане свидетельствуют не столько многочисленные громкие скандалы, сколько результаты проводимых исследований различными независимыми международными организациями. Так, Казахстан включен в число исследуемых стран Международной неправительственной организации (Transparency International, TI), по оценке которой наше государство в 2013 году заняло 140-е место. Предвидя неизбежность разрастания коррупции, Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» в качестве одного из семи основных приоритетов нашего государства назвал решительную и беспощадную борьбу с коррупцией, то есть политическая воля Главы государства была проявлена решительно еще более 16 лет назад. С тех пор проведена большая работа. Создана законодательная база для борьбы с проявлениями коррупции. Приняты законы Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», «О государственной службе», указы Президента Республики Казахстан «О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и коррупцией», «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц». Приняты новые редакции Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях. Утверждена Отраслевая Программа по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011-2015 годы. В 2008 году Казахстаном ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, планируется внедрение всеобщего декларирования доходов и расходов населения. В контексте вышеуказанных антикоррупционных мер следует особо отметить превентивные механизмы противодействия коррупции, то есть мероприятия, исключающие возможности для совершения коррупционных правонарушений путем использования несовершенства действующего законодательства, наличия различного рода пробелов в правовом регулировании и юридических коллизий. В выступлении Президента РК Н. Назарбаева на Антикоррупционном форуме НДП «Нұр Отан» 6 ноября 2008 года указывалось: «Должна быть обязательной антикоррупционная экспертиза всех законов и подзаконных актов. Статус этой экспертизы необходимо закрепить законодательно». В результате 14 октября 2009 года был принят закон РК «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» по вопросам проведения научной антикоррупционной экспертизы», которым закреплена обязательность проведения научной антикоррупционной экспертизы на проекты законов и подзаконных нормативных правовых актов. Таким образом, с того времени и по настоящий день все нормативные правовые акты, за исключением указов Президента Республики Казахстан, нормативных постановлений Конституционного совета и Верховного суда Республики Казахстан, проходят обязательную научную антикоррупционную экспертизу, результаты которой свидетельствует о существенном коррупциогенном потенциале проектов нормативных правовых актов и эффективности антикоррупционной экспертизы по его устранению. Так, в результате выявления и устранения коррупциогенных факторов посредством независимой антикоррупционной оценки проектов нормативных правовых актов достигается прямой экономический эффект, выражающийся в существенном предотвращенном ущербе по отношению к затраченным государственным средствам на проведение научной антикоррупционной экспертизы (на 1 тенге затрат 3 тенге предотвращенного ущерба). Тем самым реализуется превентивная функция предупреждения коррупции в Казахстане. Эффективность казахстанской модели антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, которая отличается системностью (охватом всех нормативных правовых актов) и независимостью от государства, отмечается и в Стамбульском плане действий по борьбе с коррупцией (ОЭСР). При этом следует учитывать, что антикоррупционная политика в Казахстане в настоящее время выходит на новый концептуальный уровень, в котором превентивные механизмы, безусловно, должны найти свое достойное отражение. В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 17 января 2014 г. «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» особо отмечена важность задачи продолжения формирования и реализации новой антикоррупционной стратегии. В развитии данного стратегического документа, выступая на открытии четвертой сессии Парламента РК пятого созыва 2 сентября 2014 года, Президент Казахстана Н. Назарбаев отметил: «Сегодня в правовой сфере проведен ряд реформ, нацеленных на эффективную борьбу с коррупцией. Но их недостаточно. До конца текущего года необходимо принять Антикоррупционную стратегию Республики Казахстан до 2025 года. Государство должно создать условия, при которых использование служебных полномочий в корыстных целях станет невыгодным и невозможным. Для этого надо перенять лучший мировой опыт в этой работе». Таким образом, Глава нашего государства еще раз решительно проявил политическую волю на системную и многоплановую работу по развитию и усилению противодействия коррупции с особым акцентом на создание условий для невозможности проявления фактов коррупции в казахстанском обществе. В этом контексте научная антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов выступает не излишеством, а объективной необходимостью для функционирования полноценной и комплексной антикоррупционной стратегии в Казахстане.
Николай ТУРЕЦКИЙ, д.ю.н., заместитель председателя Правового совета при НДП «Нұр Отан», секретарь Казахстанского союза юристов
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |