|
|
|
22.11.2014 Гульмира Калмуратова: Зачем нужны дипломы о высшем образовании, которые не работают?
Интервью по региональной программе «Жана Серпiн» с начальником управления координации занятости и социальных программ области Гульмирой Калмуратовой. - В соответствии с «Законом о занятости», органы занятости реализуют мероприятия по содействию занятости безработных граждан. С начала года в органы занятости обратилось 14032 безработный. 3008 человек трудоустроены на постоянные рабочие места, направлены на общественные работы 2067 человек, на профессиональную подготовку - 369 безработных, на социальные рабочие места - 610 человек, на молодежную практику - 699 выпускников. В том числе благодаря программе «Дорожная карта занятости 2020». Она была разработана как антикризисная программа, и которая через реализацию определенных инструментов содействует занятости населения, но уже за счет финансирования из республиканского бюджета. В соответствии с «Законом о занятости», например, в городские и районные отделы занятости гражданин приходит, становится на учет. На территории есть соответствующие работодатели, испытывающие потребность в определенных специалистах, рабочих кадрах, которые подают заявки. Лицам, которые были признаны безработными, при их соответствии квалификационным требованиям, которые предъявляет работодатель, выдается направление. Работодатель проводит собеседование, тестирование в соответствии с внутренними распорядками, чтобы определить его квалификационные характеристики, а не только наличие диплома. Работодатели сегодня испытывают потребность в высококвалифицированных кадрах, наиболее конкурентоспособных. Поэтому они внедряют у себя тестирования, собеседования. Ряд компаний рассматривает психологическую совместимость, тестируют на общие знания, знает ли он технику безопасности. На рынке труда есть человек, который хочет себя продать, а работодатель, как в любых товарно-денежных отношениях хочет подешевле человека приобрести. И понятно, что работодатель хочет наиболее подходящего. В советские времена брали со школьной парты либо только со студенческой скамьи, и было наставничество, был период адаптации. К сожалению, сегодня в условиях рынка, в условиях конкуренции работодатель рассматривает человека как готовый продукт - пришел, и тут же начал вкладывать в благосостояние данной компании. Мы, органы занятости, становимся заложниками. Потому что есть ожидания граждан, которые хотят побольше зарплату и поменьше работать, изначально есть определенные предпочтения. Сегодня выпускники видят себя уже на определенной позиции и с определенным достатком. И спрашивают, какие условия труда будут, какие соцпакеты? Рынок труда будет полноценным тогда, когда центры занятости будут людей готовить под нужды потребителя, в данном случае - под нужды работодателей. Существующая система занятости предполагает ориентирование под безработного - это может быть просто безработный, выпускник или молодая женщина без образования. И мы, получается, вынуждены для них работу искать. То есть биржа труда исходит из тех возможностей и квалификации, которые есть у безработного. А работодатель исходит из того, что ему нужно. Сегодня частные агентства занятости больше приспосабливаются под нужды работодателя. Например, есть очень много частных агентств занятости, которые оказывают услуги при оформлении иностранной рабочей силы. Они конкретно знают, что вот есть работодатель, который говорит: «Мне нужен инженер-программист, он должен знать такие-то программы, такие-то языки, должен на определенной позиции проработать не менее такого-то количества лет». И уже частное агентство занятости ищет, формирует свою базу. Есть сегодня базы всевозможные, как базы вакансий, соискателей. Они ориентируются под нужды конкретного работодателя, чтобы найти конкретного специалиста. Мы же, органы занятости, остаемся заложниками того, что у нас есть, и пытаемся данным людям каким-то образом все-таки оказать содействие, уговаривая: «Ну, хорошо, не 150 тысяч у них зарплата, но, хотя бы 80-90. Ты хотя бы устройся, пройди испытательный срок, зарекомендуешь себя». Мы сегодня через программу «Жана Серпiн» акцентируем и позиционируем то, что в области стартуют большие проекты. Президент, например, объявил новую программу - это большие дорожно-ремонтные работы. Сейчас ведутся ремонтные работы по 116 инвестиционным проектам из запланированных 131 проекта, завершены работы по 83 проектам. На эти объекты трудоустроены 908 человек, их них 556 - участники программы. Это более 6о%. Понятно, что есть тот контингент, который не хочет из села никуда уезжать, который не хочет учиться. Но мы все равно предоставляем ему те меры господдержки, которые есть - социальное рабочее место, общественные работы. Инструменты «Дорожной карты занятости», центры занятости на местах также будут продолжать работать по своим направлениям. Мы привлекаем таким образом средства республиканского бюджета. И через законодательно установленные ресурсы содействуем занятости - через те же молодежные практики, ремонтно-восстановительные и строительные работы. Пусть временная, на лето или до конца года, но это тоже занятость. Потому что мы понимаем, что многие глобальные инфраструктурные проекты реализуются там, где есть источники определенных ресурсов. Государство же не может строить заводы ближе к селу и каждому дому. Поэтому есть новые месторождения, открываемые на востоке страны, проекты в Атырауской и Мангистауской областях. И именно для этих глобальных проектов должны готовить трудовые ресурсы. Если завтра компания выиграет госзакупки, она должна собрать людей не с корочками, а с навыками, квалификацией и опытом. И сразу приступить - нет периода раскачивания, нет времени у работодателя сидеть и ждать, когда безработный отучится. Поэтому сейчас мы приняли данную программу, в которой, используя возможности ресурсы местных и областных бюджетов, проходит более точечная работа с целью подготовки безработной молодежи. Программа представляет собой комплекс мероприятий - переселение, обучение с последующим трудоустройством. Есть уже постановление акимата области, по которому эта программа называется «План мероприятий по снижению напряженности и содействию занятости населения на 2014-2020 годы», если более емко - программа «Жана Серпiн». В рамках программы акимат области закупает общежития в городе Актау. Точки роста для будущего размещения производительных сил - Курык, территория города Актау, как областного центра и морпорта, расширение территории морпорта, Комплекс мероприятий по поддержке предпринимателей - так называемые технологические парки. Это территории, к которым полностью подводятся все коммуникации, предприниматель получает какое-то количество площадей и заходит туда со своей технологией, инвестициями и начинает выпуск продукции или услуг. Есть так же бизнес-инкубаторы. В качестве примера приведу женщину, собирающуюся открыть парикмахерскую. Стоимость аренды площади в здании коммунальной собственности для нее будет в 3-5 раз ниже. Если бы она арендовала коммерческую площадь, ее затраты сильно бы выросли. А так, на первый период, пока эта предпринимательница не вырастет, не встанет на ноги, она платит по минимуму в течении трех лет, благодаря мерам господдержки. В течение трех лет по этой программе она присматривает себе другую недвижимость. Сразу с ходу начать бизнес очень сложно - нужно решать вопросы площадей, коммунальных платежей. А бизнес-инкубатор помогает снизить эти затраты.
- Где в регионе наибольшее количество людей, нуждающихся в трудоустройстве? - У нас в области избыток трудовых ресурсов в городе Жанаозень, в Каракиянском районе село Жатыбай. Почему именно село Жатыбай, а не село Сенек в том же районе? В Сенеке плодородные земли, есть территории для пастбищ - народу есть, чем заняться. А село Жатыбай находится на территории месторождения практически, и возможности заниматься сельским хозяйством там нет. Да и возить свою продукцию из этого села каждый день в Актау очень сложно. В Шымкенте, Алматы все проще - вокруг города люди тысячами ездят в город или из города. И поэтому есть возможность открывать какие-то придорожные кафе или маленькие сервисы по техобслуживанию машин. А у нас ведь и население не такое большое. И только тогда есть услуги и производство товаров, когда эта продукция выходит на другие рынки. В этом селе Жатыбай может работать один цех по производству кондитерских изделий. Один, но не десять, потому что продукцию нужно куда-то сбывать. У нас нет такой практики, когда рано утром жители сел везут свою продукцию в областной центр. Потому что в наших природно-климатических условиях у населения нет излишка, который можно было бы продать. Мы даже для содержания семьи недостаточно производим. У нас нет сельского крестьянина, у нас сельский житель - это рабочий. Поэтому определенные механизмы «Дорожной карты», когда мы ремонтируем в каком-то отдаленном селе больницу или школу, дают работу. А куда нам девать незанятую молодежь? Сегодня на рынке труда у существующих нефтяных компаний отсутствует потребность тысячами нанимать людей. Например, в компании «Мангистаумунайгаз» текучесть кадров за год всего 200 человек. А мы самый молодой регион, средний возраст жителя Мангистауской области - 27 лет. Высокая демографическая нагрузка, высокий прирост населения усложняют нашу задачу. Молодежь сегодня испытывает большие сложности на первоначальном этапе, поэтому высока молодежная безработица. Поэтому самое время для новых проектов.
- В чем заключается уникальность программы «Жана Серпiн»? - Нет новых каких-то научных инструментов, мы ничего нового не придумали. Наша программа нацелена на потребности работодателя. Допустим, для работодателя нужны молодые ребята, обученные специальности сварщика. Мы будем ходить в селах и говорить: «Ребята, мы начинаем программу обучения на такой-то завод, условия такие-то, возможности такие-то. Вам будем выплачивать стипендию». В рамках Дорожной карты - стипендия 13 000 тенге. Даже для молодого при нашем высоком прожиточном уровне и дороговизне жизни, на эти деньги не выживешь. У нас молодежь очень рано женятся. Есть такие ребята, которые в 20 лет уже с двумя детьми. И понятное дело, что, если бы он был одинок, то 13 тысяч это одно. Так-то он хоть ежедневно где-то таксует, где-то у кого-то на стройке разгрузочно-погрузочные работы делает, где-то на подсобных работах что-то получает. А так он определенные доходы теряет. Поэтому мы были вынуждены поднять сегодня эту стипендию до 25 тысяч, исходя из более реальных возможностей. Тем самым, этой стипендией мы привлекаем ребят. То есть мы под эту программу создаем областное госучреждение. Сегодня документ по его созданию уже проходит процедуру согласования. Как только мы создадим его, будет принято постановление акимата. Сегодня это будет звучать как «Государственное учреждение «Областной центр обслуживания молодежи» (ЦОМ). Например, сегодня есть ЦОНы, но мы ставим другие задачи и функции перед этим учреждением. Наша целевая группа - это молодежь, в том числе молодые женщины и оралманы. В данном центре будет следующая структура: так называемый мобильный центр занятости - сегодня такие инструменты очень практикуются, усиление разъяснительной и информационной работы. Сегодня, в силу того что сотрудников мало, мы где-то объявления даем, где-то интервью. Но информационная необходимость, мы понимаем, есть. Мы думаем, что сказанное по телевидению нельзя не понять. Но нет, все-таки нужно сидеть и убеждать. Потому что кто-то что-то сказал, кто-то что-то не так услышал, недопонял, и получается, что информация искажается - как глухой телефон. И, соответственно, человек говорит: «Да ну, зачем мне это нужно - ехать в Актау? А какие там перспективы?». Мы хотим использовать возможность мобильного центра в структуре этого центра по обслуживанию молодежи, чтобы эта группа выезжала в села, встречалась с людьми. Мы будем привлекать волонтеров. То есть уже непосредственно на реализацию программы «Жана Серпiн» отдельную структуру выводим, чтобы она уже прочно работала. В структуре ЦОМа мы предполагаем, что одно из направлений будет содействие в разъяснении по предпринимательству, если ребята хотят. Потому что «кашу маслом не испортишь. У нас есть ЦОПы - центры обслуживания предпринимателей. Здесь тоже будет такой элемент работы, то есть эта структура будет более точной. В начале, когда мы готовили все материалы к программе, была такая идея, что в каждом отдаленном селе, в районе будут сидеть пять-шесть человек и работать. Но, учитывая большое расстояние, структура у меня будет областная. Но в структуре будут мобильные люди, будет транспорт. Мне лучше здесь подготовить 20-30 человек, которые будут всегда в теме и которые, как налет - приехали в одно село, в другое. И это будут сами ребята, которые будут доносить до населения эту информацию. Потому что сейчас в селе, в районе кто-то чью-то жену на работу примут, и она будет сидеть, делать вид, что работает. А уровень будет падать. И она с уровня своего районного центра не будет видеть новых перспектив, инструментов и возможностей. Поэтому в структуру этого областного учреждения мы привлечем тот же фонд «Даму» и сервисные услуги. Если молодежь захочет получить кредит, когда есть хорошая идея, но нет залога, или если какой-то прежний бизнес-опыт привел к не очень хорошим последствиям, благодаря этой программе у них будет возможность участвовать в программах кредитования. Часто мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда с инициаторами новых проектов говорим, они на этот момент озабочены задачей построить быстрее и в сроки, а кто будет работать - не важно. А то, что мы уже должны будем говорить, чтобы этот инициатор проекта не привез людей из другой области. Для меня важно местного занять. Понятное дело, что, когда нужен совсем высококлассный со знанием пяти языков и главный бухгалтер, тогда мы не сможем помочь. Мы будем готовить на уровне рабочих, на уровне среднего звена. Нужно проводить переквалификационные мероприятия. Ребята же сегодня, к сожалению, идут учиться не потому, что они эту специальность выбрали сами, а потому, что так принято в обществе, так принято в семье - если папа нефтяник, то и сын нефтяник. А, может быть, у него пропал талант? Поэтому мы будем внедрять через это предприятие профориентационную работу - элементы профдиагностики, те есть более раннее выявление способностей на этапе определения будущей профессии и специальности. Но не в 10-11 классе. Сейчас, например, по программе ДКЗ такой инструмент вводят в пилотном режиме в нескольких областях - профессиональная диагностика называется. В школах ходят и разъясняют, кто должен какую специальность выбрать, какие специальности сегодня востребованы. Мы считаем, что эту профориентационную работу все-таки нужно начинать на более низком этапе. Практически, на уровне начальной школы родители определяют, гуманитарий их ребенок или технарь, какой профилирующий предмет. Есть еще такие ментальные особенности… Это учреждение будет помогать работать со студентами, обучающимися в колледжах. Да, сегодня в колледжах работают с так называемыми базовыми предприятиями, чтобы по специальности устроить студентов. Мониторинг специальностей ведется. Но это по специальности или он где-то трудоустроился? У нас чаще всего бывает, что он обучился по одной профессии, колледж искусств, например, закончил, а по факту идет и предъявляет претензии, что нет возможности трудоустроиться по специальности. Или с юридического колледжа приходят и хотят быть нефтяниками. Эти колледжи учили студентов за средства из госбюджета. Получается, государственный бюджет нецелесообразно расходуется. Поэтому нужно помочь молодежи на более раннем этапе определиться со своей будущей специальностью, и уже готовиться.
- Вы будете заниматься трудоустройством тех людей, которые прошли обучение? - Данное учреждение будет заниматься определением тех учебных заведений, которые будут за счет средств бюджета готовить людей под конкретные проекты. Сегодня мы, к сожалению, завязаны на существующую систему профессионального технического образования - есть учебная программа, по которой за 20 тысяч тенге готовят людей. Ну, невозможно за эти деньги подготовить хорошего специалиста. Когда я встречаюсь с жанаозенскими ребятами, обучающимися в тренинговом центре, они мне говорят: «Вот мы через некоторое время закончим, а вы же нас трудоустроите?». Я говорю: «Нет. Мы вам ничего не обязаны. Мы создали вам все условия, мы за вас оплачиваем огромные расходы - предоставили вам бесплатное общежитие, оплачиваем стипендии. Теперь это только твоя ответственность - примет тебя работодатель или не примет». На 98% мы никакой ответственности не несем. Наша миссия - предоставить все ресурсы, все возможности. Подготовка кадров идет по заявке работодателя, где он отмечает что должны обучиться таким-то и таким-то навыкам. То есть учебный план на период контракта изначально согласован с работодателем. Работодатель участвует в завершающем этапе оценки качества, в так называемом квалификационном экзамене. И как себя «продать» - это ответственность самого обучающегося. То есть у работодателя есть право не взять его на работу. Поэтому здесь очень остро стоит задача определить, тех ли ребят мы посадили. Потому что у нас уже есть такой опыт - двое ребят с обучения сварщиков-монтажников были исключены из-за того, что срывали учебный процесс, после занятий в общежитии употребляли, дрались и нарушали общественный порядок. Потом они заявляли, что им ничего не сделали, хотя за них такие деньги заплатили. Я решила их отчислить. Либо вот на электромонтажника мужчина приехал учиться с Жанаозеня - пил с понедельника по четверг. Он же мешает тем, кто действительно занимается. Мы учебным центрам сказали сразу: «Ребята учатся по несколько месяцев в зависимости от специальности. Они ваше лицо - то, как вы преподавали. Что, если они завтра не попадут к работодателю?» Да, есть доля ответственности, 2-5%, для учебного центра. А все остальное - собственное желание. Здесь мы заложники - он не учился, а с нас требуют. Поэтому я всегда встречаюсь, ко мне на прием приходят. Если приходит мужчина 40-45 лет, менял по 5-7 компаний, отовсюду уходил по собственному - для нас это не целевая группа. Сегодня для нас целевая группа - это наименее конкурентоспособные, не обученные, выпускники. Ведь есть вторая сторона медали у любого процесса - когда бегают из одной компании в другую, нарушают трудовую дисциплину. Ведь именно трудовая дисциплина - залог законопослушности любого человека и гражданина. Все мы индивидуумы, и у каждого в голове свои тараканы. Но мы должны соблюдать определенные правила, определенные морально-этические ценности. Это тоже воспитание. Он не ходит на занятия, опаздывает, мешает - потом, в конце концов, это все приведет к определенному результату. Поэтому я, когда встречаюсь с ребятами, всегда говорю, что моя работа - вас определить, посадить и научить, теперь вы сами. Программа «Жана Серпiн», я бы сказала, синхронизировала в себе все действующие инструменты и ресурсы. Здесь нет новых инструментов. Здесь просто используются возможности акимата, бюджета, консолидация усилий всех участников рынка - работодателей и безработных. Эта программа нацелена на большую агитационную и информационно-разъяснительную работу. Предусмотрены большие блоки мероприятий, программы обучения, программы непосредственного подбора ребят на обучения, работа с работодателями для определения участников наших программ. Так же мы вовлекаем ресурсы работодателей, чтобы они участвовали в финансировании программ по обучению специалистов. Мы готовы даже строить молодежные общежития, квартиры и дома строить - есть уже такая программа. И аким области нацеливает на то, чтобы сегодня предприятия участвовали в строительстве жилья, то есть на социальную ответственность бизнеса. Эта программа позволит нам, я надеюсь, исходить не от населения, а от потребностей экономики. Потому что мы, готовя трудовые ресурсы, способствуем развитию региона, пополнению бюджета и реализации социальных программ. То есть эта программа собрала в себе все эти элементы. Мне сейчас очень импонирует то, что каждый аким на своем рабочем месте требует искать работников для каждой сфере и учителей для них. Мы реализуем программу грантов на подготовку кадров. И здесь мы реализуем две цели - помощь детям из социально уязвимых категорий и решение проблемы обеспеченности кадрами социальной инфраструктуры. Используя эти элементы, эта программа выводит вопросы занятости на главный план. В то же время, это все делается для того, чтобы объяснить населению, что не бывает хорошей или плохой отрасли или рабочего места - все работы хороши. Поэтому одним из направлений является пропаганда престижа рабочей специальности. Зачем не работающие дипломы о высшем образовании? У населения есть доходы, потому население всех детей в вузах учит - надо, не надо. А нужны-то экономике не переводчики сотнями. Поэтому следующий аспект - модернизация учебных заведений и системы образования. Очень много сфер для практического приложения данной программы.
- Сколько человек уже обучается по этой программе? - Сегодня обучается 70 жатыбайских ребят на базе производственного учебного центра «Ерсай», 97 ребят из Жанаозеня на базе актауского тренингового центра и на базе мангистауского энергетического колледжа. На базе технологического колледжа сервиса впервые в области по заявке ТОО «Жамал Ай» начали профессиональное обучение восемь инвалидов с нарушениями слуха с сопровождением сурдо-переводчика. Профессиональное обучение в колледжах области продолжают 330 человек, 630 завершили обучение в текущем году. На данный момент работа по содействию в трудоустройстве выпускников продолжается. Приступили к профессиональному обучению 109 человек, хотя по плану было 100. На сегодняшний день на основании заявок работодателей организовано обучение на краткосрочных курсах - 408 человек, из них по переподготовке кадров - 285 человек, повышению квалификации 123 человека. Завершили обучение 327 человек, из них трудоустроены - 165 человек.Они проживают в городе Актау, часть из них живет в нашем общежитии, часть - в общежитии тренингового цетнра. В текущем году завершено строительство двух восьмиквартирных и восьми двухквартирных жилых домов в городе Форт-Шевченко Тупкараганского района. Уже заселено 27 семей численностью 90 человек, из них сироты и выпускники детского дома - 17 семей, оралманы - восемь семей, из сел с низким экономическим потенциалом - две семьи. Все студенты полностью получают стипендию. Одна группа монтажников уже практически завершила обучение. Они готовятся под новое производство компании «Ерсай» и «Актауойлмаш». Параллельно ребята, получившие сертификаты, уже получили возможность устроиться в другие компании. Данная программа не предусматривает подготовку для нефтяной отрасли, только для предприятий новых производств, для инновационных отраслей. Сегодня данная программа предполагает квотирование рабочих мест - мы будем подводить под то, чтобы была определенная квота для трудоустройства в размере 10%. Больше можно, меньше нельзя. Такой опыт мы имеем на базе завода «Каспий Битум». Кто-то может стоять на площади и требовать трудоустройства, а кто-то пойдет и обучится по специальности и начнет работать. Это два пути, и какой из них дает результат - очевидно. Но сегодня понятие подходящей работы предполагает не выбор рабочего места безработным, а содействие в занятости на те рабочие места, которые есть в регионе.
Ульяна Фатьянова, Станислава Куцай
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |