| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Г. Шахворостова, сертифицированный бухгалтер-практик (САР)
КАК ОФОРМИТЬ ДОГОВОР НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТЕЙНЕРА, И КАКИЕ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРИ ЭТОМ ВОЗНИКАЮТ?
ТОО собирается использовать контейнер, который принадлежит учредителю, для хранения товара. Производится небольшой ремонт для того, чтобы его можно было использовать в будущем. Как правильно оформить договор использования контейнера, и какие налоговые обязательства возникают у хозяина контейнера? Документы на приобретение контейнера отсутствуют.
В данном случае между ТОО и физическим лицом (учредителем) должен быть заключен договор ГПХ, к которым в том числе относится договор аренды. В соответствии с пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса по договору имущественного найма (аренды) наймодатель обязуется предоставить нанимателю имущество за плату во временное владение и пользование. Право сдачи имущества внаем принадлежит его собственнику. То есть учредитель, опять же повторюсь, выступая в данном случае как физическое лицо, имея на правах собственности контейнер, сдает его внаем юридическому лицу - ТОО. Договор имущественного найма на срок более 1-го года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. В данном случае физическое лицо может зарегистрироваться в качестве ИП по СНР на основе патента, так как осуществляет личное предпринимательство без наемных работников и уплачивать налоги от стоимости патента по ставке 2%. Помимо налогов по патенту ИП обязано будет уплачивать ОПВ в свою пользу по ставке 10% от заявляемого дохода и социальные отчисления по ставке 5%. Также, при сдаче в аренду юридическим лицам или другим ИП - налоговым агентам физическое лицо вправе не регистрироваться в качестве ИП, если с его дохода будет удерживаться ИПН у источника выплаты по ставке 10%. ОПВ и социальные отчисления при этом не исчисляются. Таким образом, у физического лица есть выбор в регистрации в качестве ИП по патенту с налоговой нагрузкой 2% от дохода либо без регистрации в качестве ИП с удержанием ИПН у источника выплаты. Как правило, при заключении договоров ГПХ большинство физических лиц выбирают второй вариант - без регистрации в качестве ИП, при этом с его дохода от сдачи в аренду имущества будет удерживаться ИПН у источника выплаты. Что касается ремонтных работ, проводимых ТОО по облагораживанию арендуемого контейнера для использования в качестве предпринимательской деятельности, то такие расходы налогоплательщика на основании пункта 1 статьи 100 и пункта 4 статьи 122 Налогового кодекса подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода. Согласно пункту 3 статьи 100 Налогового кодекса, вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с МСФО и требованиями законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Таким образом, расходы на выполнение ремонтных работ при наличии всех необходимых документов (накладные на покупку электропроводки, кабелей, полок и других необходимых материалов для ремонта, акты выполненных работ и оказанных услуг по ремонту, платежные документы) относятся к расходам налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода и подлежат вычету. Наряду с этим, по соглашению сторон затраты арендатора по ремонтным работам арендуемого сооружения могут быть компенсированы арендодателем путем зачета взаимных требований. Если соглашением между арендатором и арендодателем будет установлено, что арендодатель компенсирует расходы арендатора в полном объеме, то арендатор будет признавать в СГД доход, полученный в виде компенсации за понесенные расходы по ремонтным работам. А также арендатор будет признавать их на основании выписанного счета-фактуры арендодателю облагаемым оборотом, и отражать его в соответствующем размере в декларации по НДС. При этом понесенные расходы по ремонтным работам будут также относиться на вычеты при определении налогооблагаемого дохода, как было описано выше. В случае если договором аренды будет предусмотрено, что арендатор производит ремонт арендуемого контейнера за счет собственных средств и на период ремонта не платит арендные платежи, между сторонами должен быть произведен взаимозачет расходных платежей. Арендатор должен выставить арендодателю счет-фактуру и акт выполненных работ на ремонт и произвести взаимозачет в счет арендных платежей. В данном случае фактический размер затрат на ремонт арендатора может быть как выше, так и ниже суммы арендной платы, это будет отражено в бухгалтерском учете арендатора на расходных и доходных счетах. Следует также добавить о налоговых обязательствах при безвозмездной передаче имущества в аренду. Согласно пункту 1 статьи 85 Налогового кодекса в СГД включаются все виды доходов налогоплательщика. При этом в статье 96 Налогового кодекса определено, что стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом. Стоимость безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, определяется в соответствии с МСФО и требованиями законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. То есть в данном случае ТОО, получая в аренду имущество безвозмездно, обязано будет начислять доход, который можно рассчитать, основываясь на положениях пункта 2 статьи 238 Налогового кодекса, либо исходя из рыночных цен на аренду аналогичного оборудования. У физического лица при этом никаких налоговых обязательств не возникает.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |