|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
А. Калденбергер, магистр учета и аудита, профессиональный бухгалтер РК, старший преподаватель КЭУК
ТОО получило свидетельство на товарный знак. Как его приходовать в 1С - на ОС или нематериальный актив?
В вопросе не указано, какие Стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности использует ТОО. Поэтому ответ составлен с позиции МСФО, МСФО для МСБ и НСФО (выбрать подходящий). Согласно пункту 63 МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» торговые марки, титульные данные, издательские права, списки клиентов и аналогичные по существу статьи, созданные самим предприятием, не подлежат признанию в качестве нематериальных активов, так как их невозможно отличить от затрат на развитие бизнеса в целом. Следовательно, такие статьи не подлежат признанию в качестве нематериальных активов, а списываются на затраты текущего периода по мере их возникновения. В пункте 18.15 МСФО для МСБ приводятся примеры статьей, по которым предприятие должно признавать расходы и не должно включать такие затраты в состав нематериальных активов, в том числе это затраты на торговые марки, логотипы, издательские права, списки клиентов и аналогичные по существу статьи. Исходя из вышеизложенных положений, затраты по внутреннему созданию товарного знака подлежат списанию на расходы текущего периода в момент их возникновения. Если же ТОО в целях бухгалтерского учета применяет НСФО, то, для признания нематериального актива необходимо использовать критерии, установленные пунктом 14 данного Стандарта: идентифицируемость, контроль над ресурсами и наличие будущих экономических выгод. Нематериальный актив идентифицируется, если: 1) у субъекта есть возможность его продать, сдать в аренду или обменять, либо отдельно, либо вместе со связанным активом или обязательством; 2) он возникает из юридических прав, независимо от того, являются ли они передаваемыми или отделяемыми от субъекта или от других прав и обязательств. Контроль над нематериальными активами означает: 1) право на получение будущих экономических выгод от использования нематериального актива (например, право, оформленное юридическими документами - патент, лицензия); 2) возможность запретить доступ других лиц к выгодам от использования нематериального актива (например, посредством юридической ответственности за разглашение коммерческой тайны). Первые два критерия в отношении товарного знака выполняются (идентифицируемость, контроль), а вот оценка экономических выгод использования товарного знака - это предмет профессионального суждения. Учитывая то, что затраты по товарному знаку неотделимы от затрат на развитие бизнеса в целом, то и в случае применения НСФО эти затраты целесообразно списать на расходы в том периоде, в котором они возникли.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |