| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Г. Шахворостова, сертифицированный бухгалтер-практик (САР)
ОТНОСЯТСЯ ЛИ ЗАТРАТЫ НА РЕМОНТ ЗДАНИЯ НА ВЫЧЕТЫ?
Предприятие в течение 2014 года делала текущий ремонт ОС (здания): замена отопления, ремонт крыши, замена электрической проводки, косметический ремонт помещения, замена дверей и окон. Списание материалов производится согласно акту выполненных работ подрядной организации. Все ли материалы относятся в налоговом учете на вычеты и как правильно в бухгалтерском учете отнести списанные материалы на затраты или на увеличение стоимости ОС (здания)?
Согласно МСФО (IAS) 16 «Основные средства» и методики его применения последующими затратами в ОС являются затраты, понесенные после того, как объект ОС был признан в учете компании. Согласно принципу отражения в учете согласно пункту 7 МСФО (IAS) 16 «Основные средства», предприятие не признает в балансовой стоимости объекта ОС затраты на текущий ремонт объекта ОС. Расходы же на улучшение актива капитализируются путем увеличения его балансовой стоимости, если в результате таких расходов организация обоснованно предполагает получение больших будущих экономических выгод от использования актива, чем ожидалось первоначально. То есть учет последующих расходов по ремонту здания зависит от их характера. Затраты на реконструкцию и модернизацию капитализируются, если продлевается срок эксплуатации активов и это приводит к существенному увеличению дополнительной выгоды сверх первоначально оцененных от их стандартного использования (то есть получение будущих экономических выгод). Если же данные затраты обеспечивают поддержание объекта на ранее определенном уровне использования, они не капитализируются. Вопрос относительно оправданности последующих затрат через получение дополнительной экономической выгоды от использования отремонтированного объекта ОС является предметом профессионального суждения и компании необходимо самостоятельно определить, к какому виду затрат относятся понесенные расходы по ремонту здания. Частично затраты могут быть капитализированы, частично - списаны на текущие расходы. В налоговом учете затраты на ремонт будут учтены как последующие расходы согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 122 Налогового кодекса последующие расходы, за исключением указанных в пункте 3 и 6 настоящей статьи, а также последующих расходов, увеличивающих в соответствии с пунктом 4 статьи 87 настоящего Кодекса первоначальную стоимость активов, не подлежащих амортизации, подлежат отнесению на вычеты в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены. В пункте 3 статьи 122 Налогового кодекса указано, что сумма последующих расходов, подлежащая отнесению в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости активов, указанных в подпункте 12 пункта 2 статьи 116 настоящего Кодекса, подпункт 1 пункт 2 настоящей статьи, а также последующих расходов, указанных в пункте 5 статьи 125 настоящего Кодекса: 1) увеличивает соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы); 2) при отсутствии соответствующего виду актива стоимостного баланса группы (подгруппы) формирует соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы) на конец текущего налогового периода. В пункте 6 статьи 122 Налогового кодекса указано, что по активам, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 116 настоящего Кодекса, сумма последующих расходов, понесенных с момента начала добычи после коммерческого обнаружения полезных ископаемых, подлежащая отнесению в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости таких активов, увеличивает сумму накопленных расходов по группе амортизируемых активов, предусмотренной пунктом 1 статьи 111 настоящего Кодекса, на конец налогового периода, в том числе в случае, когда такая сумма на конец налогового периода равна нулю. В пункте 4 статьи 87 Налогового года сказано, что первоначальной стоимостью активов, указанных в подпунктах 1, 2, 3, 4 и 4-1 пункта 2 настоящей статьи, является совокупность затрат на приобретение, производство, строительство, а также других затрат, увеличивающих их стоимость, в том числе после их приобретения, в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, кроме: - затрат (расходов), не подлежащих отнесению на вычеты в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением затрат, указанных в подпункте 14 статьи 115 настоящего Кодекса; - затрат (расходов), отнесенных на вычеты в соответствии с частью второй пункта 12 статьи 100 настоящего Кодекса; - затрат (расходов), по которым налогоплательщик имеет право на вычеты на основании пунктов 6 и 13 статьи 100, а также статей 101-114 настоящего Кодекса; - амортизационных отчислений. Таким образом, затраты на текущий ремонт здания в налоговом учете подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |