|
|
|
А. Снежковский, консультант по бухгалтерскому и налоговому учету группы компаний по внедрению и сопровождению ПО « К2.Бюджет», САР, DipIFR
ВПРАВЕ ЛИ НАЛОГОВЫЙ ИНСПЕКТОР ТРЕБОВАТЬ ДОКУМЕНТЫ, НЕ ОТНОСЯЩИЕСЯ К ВОПРОСУ ПРОВЕРКИ?
ТОО, работает на основе упрощенной декларации. При проверке налогового инспектора ТОО были показаны документы на реализацию товаров и выполненных услуг, то есть доходная часть предприятия. Расходных документов (приобретения товаров, списание товаров и т. д.) кроме начисления и выплат зарплаты ТОО предоставлено не было. Должно ли ТОО представлять документы, кроме начисления зарплаты (так как там учитываются налоги по зарплате) на расходную часть ТОО, так как налоги ТОО от дохода (3%) и начисления зарплаты (пенсионные и социальные отчисления, социальный и подоходный налоги) выплачены.
Согласно статье 2 Закона «О Бухгалтерском учете и финансовой отчетности» ИП вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности при соответствии одновременно следующим условиям: 1) применяют в соответствии с налоговым законодательством РК СНР на основе патента, упрощенной декларации; 2) не состоят на регистрационном учете по НДС; 3) не являются субъектами естественных монополий и регулируемых рынков. На основании статьи 7 Закона «О Бухгалтерском учете и финансовой отчетности» бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания. Формы и требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным банком РК в соответствии с законодательством РК. Первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены, разрабатываются ИП и организациями самостоятельно и должны содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование документа (формы); 2) дату составления; 3) наименование организации или фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, от имени которых составлен документ; 4) содержание операции или события; 5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении); 6) наименование должностей, Ф.И.О. и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления; 7) идентификационный номер налогоплательщика В данном случае, речь идет о ТОО, вести бухгалтерский учет ТОО обязано, а это значит, что ТОО обязано иметь все первичные документы (как доходной, так и расходной части), и отражать их в учете. Согласно статье 19 Налогового кодекса органы налоговой службы вправе требовать от налогоплательщика (налогового агента, оператора) представления права доступа к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в случае использования налогоплательщиком (налоговым агентом, оператором) такого программного обеспечения и (или) информационной системы, за исключением права доступа к просмотру данных программного обеспечения и (или) информационной системы банков и иных организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, содержащих сведения о банковских счетах их клиентов, составляющие банковскую тайну в соответствии с законодательными актами РК; требовать от налогоплательщика (налогового агента, оператора) представления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноту и своевременность исчисления, удержания и перечисления ОПВ, ОППВ и исчисления и уплаты социальных отчислений, письменных пояснений по составленным налогоплательщиком (налоговым агентом, оператором) налоговым формам, а также финансовой отчетности налогоплательщика (налогового агента), в том числе консолидированной финансовой отчетности налогоплательщика-резидента (налогового агента), включая финансовую отчетность его дочерних организаций, расположенных за пределами РК, с приложением аудиторского отчета в случае, если для такого лица законодательными актами РК установлено обязательное проведение аудита То есть, все будет зависеть от вида налоговой проверки, но при всём этом, считаю некорректным требовать документы, которые не касаются вопроса проверки (исчисление налоговых обязательств), согласно предписанию на ее проведение. Поэтому, если инспектор проверяет правильность исчисления загрязнений в окружающую среду от передвижных источников (автомобиль) (форма 870.00), то автор считает он вправе затребовать документы, подтверждающие отражение поступления ГСМ на предприятие, выдачу водителю, списание по путевому листу и т. д. - то есть расходная часть. Нельзя однозначно подходить к этому вопросу.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |