|
|
|
Источник: Казахстанской Лиги Юристов (www.e-law.kz)
23.01.2015 Министерство образования готово пересмотреть школьную нагрузку
Казахстанской лигой юристов неоднократно поднимался вопрос о необходимости реформирования законодательсва об образовании. В том числе по вопросам:
Пятидневная учебная неделя позволит детям полноценно отдыхать и восстанавливаться за два выходных дня после напряжённейших пяти дней учебы. Ведь не секрет, что учебная программа становится всё сложнее с каждым годом, так как научные и общие знания развиваются непрерывно и гигантскими шагами. Вводятся новые предметы, которые двадцать-тридцать лет назад не изучались даже учеными. Огромный поток информации, обрушившийся на наших детей, вместо пользы часто приносят стрессы, которые можно смягчить только отдыхом. Очень вредным является нестабильность школьных программ, которые меняются ежегодно. Переход на пятидневку позволит нашим детям проводить выходные дни с родителями и родными, что будет служить формированию крепкой семьи и нравственной нации, так как личность гармонично развивается в отношениях с близкими и любящими людьми. Наши дети смогут в субботу посещать многие культурные и спортивные мероприятия, выезжать на природу, заниматься любимыми делами и увлечениями. А также, в субботу можно и посетить по необходимости докторов и врачей, что очень сложно сделать в будние дни, так как это требует значительного времени у родителей.
Незаконности школьных домашних заданий. Казахстанские школы осуществляют образовательную деятельность в соответствии с государственным общеобязательным стандартом среднего образования, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 (далее по тексту ГООС). В пп. 4 п.4 ГООСа указано «Максимальный объем учебной нагрузки - объем учебного времени, необходимый для освоения содержания учебных предметов». То есть, максимальный объем учебного времени, это максимальное время, в течение которого школьник обучается, в том числе и самостоятельно, вне школы. Если же не устанавливать предел школьного и внешкольного обучения, то учителя смогут давать бесконечные домашние задания, что кстати, и имеет место. Согласно п.36 ГООС «Максимальные объемы недельной учебной нагрузки обучающихся, включая все виды классной и внеклассной (факультативные, индивидуальные и кружковые занятия) учебной работы, не должны превышать в 1 классе 24 часов, во 2 классе - 25 часов, в 3 и 4 классе - 29 часов, в 5 классе - 32 часов, в 6 классе - 33 часов, в 7 классе - 34 часов, в 8 классе - 36 часов, в 9 классе - 38 часов, в 10 и 11 классе - 39 часов». Как видим, законом установлено максимальное количество часов для учебы, включая и внешкольную работу. И если первоклассник учится в течение недели в школе 24 часа, второклассник - 25 часов, третьеклассник - 29 часов и т.д., то такие школьники не должны ни в коем случае заниматься никакими домашними учебными заданиями, так в этом случае превышается максимальный объем учебной нагрузки. Если же, школьники учатся в школе менее указанных в ГООСе часов, что маловероятно, например, семиклассники 32 часа в неделю, то допустимо домашнее задание, но более 2 часов в неделю, чтобы общее время школьного и домашнего обучения не превысило максимальный объем учебной нагрузки. В результате активной деятельности юристов было установлено, что домашние задания в школе не нормированы Санитарными правилами. Кроме того, в декабре 2014 года Казахстанской лигой юристов было направлено обращение в адрес заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Сапарбаева Б.М. о необходимости создания межведомственной комисии для комплексного рассмотрения актуальных проблем в сфере школьного образования. В ответ на указанное обращение было получено письмо Министерства образования и науки Республики Казахстан о том, что предложение о создании комиссии одобрено и в настоящее время формируется ее состав. Казахстанская лига юристов в данной связи планирует принять активное участие в работе комисии.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |