|
|
|
23.01.2015 Смиритесь с этим немедленно! МВД вводит запрет на отсрочку нормы по автокреслам МВД РК не намеренно откладывать на год внедрение нормы об обязательном наличии детских автокресел при перевозке детей. Напомним, что ранее депутаты партии «Ак жол» потребовали отсрочить хотя бы на год указанную норму, так как многие люди с 1 января оказались поставленными перед фактом необходимости покупки детских автокресел. Таксисты в свою очередь стали завышать цены для пассажиров с детьми. Новые поправки в закон о правилах дорожного движения даже вызвал серию стихийных акций протеста и волну возмущения казахстанцев в социальных сетях. Однако в МВД категоричны, о поправках люди были извещены еще полгода назад, и норма действует и отсрочена не будет, так как речь идет о детских жизнях.
МВД предупреждает Об этом в ходе брифинга, организованного министерством внутренних дел РК сообщил начальник управления Комитета административной полиции МВД РК Канат Садвакасов. Согласно озвученной им информации каждый месяц в ДТП гибнет от 7 до 10 детей, 140-150 получают травмы. Начальник управления по административной практике Алибек Кенесбаев заверил, что с начала года не было возбуждено ни одного административного дела из-за отсутствия в автомобилях детских автокресел, однако это утверждение было подвергнуто в соцсетях жесткой критике, люди стали выкладывать копии выписанным им штрафов за нарушение этой нормы. К тому же это утверждение идет в разрез с недавно опубликованными ДВД Астаны цифрами о том, что к административной ответственности из-за отсутствия автокресел были привлечены более 200 человек. В МВД привели статистику, что в 2014 году было зарегистрировано 1399 ДТП с участием детей, 89 из них погибли и 1704 получили серьезные ранения. «Речь идет о сохранении человеческих жизней. Какие могут быть отсрочки? О том, что будут новые правила дорожного движения люди, знали заранее. Была проведена широкая разъяснительная работа, семинары, выпущены пресс-релизы о готовящихся нормах. Поэтому то, что люди не знали - это не аргумент», - считает Канат Садвакасов. Сотрудники МВД отметили, что граждане сами могут выбрать устройство для ребенка в автомобиле, никаких предписаний на этот счет в законе нет. Депутат партии «Нур Отан» Айгуль Соловьева сказала, что поддерживает позицию МВД, поскольку цена жизни и здоровья детей не должна измеряться ценой удерживающих устройств. Статистика по смертным случаям и полученным травмам слишком устрашающая. По данным Всемирной организации здравоохранения использование специальных устройств позволяет снизить смертность среди младенцев на 71% и детей более старшего возраста на 64%. «Другое дело, что не была проведена достаточная разъяснительная работа соответствующих органов. В случае с парковками общество и граждане своевременно смогли поднять вопрос, а мы, как депутаты отреагировали и изъяли эту норму, то сейчас, это запоздалая реакция. Кроме того, бизнес, как активная и ищущая часть общества тоже не принял никаких мер по организации такого производства. Общество взбудоражено, но почему оно упоминает только о креслах и практически ничего о том, что в законе прописаны любые детские удерживающие устройства?», - заметила она. С ней согласен и адвокат по экономическим вопросам Жангельды Сулейменов. Он заметил, что позиция МВД вполне оправданна, так как согласно закону именно МВД является уполномоченным органом в области безопасности дорожного движения. Поэтому МВД не может допустить ни одного своего решения, которое может хоть малейшим образом ухудшить безопасность дорожного движения. Если же МВД согласится на отсрочку введения нормы об автокреслах, то фактически возьмет ответственность и вину за все ДТП, в которых пострадают дети из-за отсутствия таких кресел, поэтому такая позиция законная и обоснованная.
Мнения депутатов разделились Депутат мажилиса парламента от партии «Ак жол» Меруерт Казбекова заметила, что сейчас в Казахстане зарегистрировано более 4,5 млн автомобилей, примерно у четверти людей, имеющих транспортное средство есть дети до 12 лет, значит нужно как минимум миллион автокресел и на рынке установились спекулятивные цены на них. «С обязательным использованием детского удерживающего устройства в Бельгии и Дании должны ездить дети в возрасте лишь до 3 лет, в Японии - до 6. В Финляндии для детей от 3 до 12 лет использование автокресла рекомендуется, но не является обязательным. «В ходе обсуждения данного законопроекта депутаты фракции «Ак жол» на основе европейского опыта категорически настаивали принять требование о детских креслах к детям до 7 лет, а не 12. Но в итоге возобладала точка зрения разработчика в лице МВД», - сказала г-жа Казбекова Эксперты предположили, что эту норму как раз могли пролоббировать производители автокресел, которые на ней могут заработать значительные суммы. Однако, по словам Айгуль Соловьевой с инициативой отсрочки выступили депутаты только одной фракции «Ак жол», хотя они сами были членами рабочей группы по этому законопроекту. Принять норму в парламенте в двух чтениях и при непосредственном участии этих же депутатов, а потом просить отсрочки у исполнительного органа, не совсем корректно, считает она. Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о дорожном движении, еще в 2009 году, в ней предусматривается обязательное использование ремней безопасности. Помимо нее существуют правила Европейской Экономической комиссии ООН о единообразном предписании, касающихся официального утверждения удерживающих устройств для детей. В которых предписаны требования к ним и их придерживаются более 80 стран, в том числе Россия, Белоруссия и Украина. В-третьих, закон «О дорожном движении» подписан президентом в апреле и из парламента вышел, в марте прошлого года. Статья 54 пункт 4 и конкретно подпункт 37, которого гласит, что «запрещается перевозить детей до 12 лет при отсутствии детского удерживающего устройства или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности». В правилах уже дана детализация или расшифровка, что если ребенок весит больше 36 кг, или рост 136 см, то такое устройство не нужно.
Разъяснительная работа провалена Практически все опрошенные Kursiv.kz эксперты сошлись во мнении, что МВД провалило работу по разъяснению нововведений в ПДД среди граждан. Адвокат Жангельды Сулейменов называет эту претензию общества вполне обоснованной, так как никакой особой пропаганды о пользе и необходимости автокресел МВД не проводило с момента принятия закона, а именно с 17 апреля 2014 года. Во-первых, МВД не представляет никаких доказательств такой работы. Во-вторых, даже и если была проведена какая-то разъяснительная работа, то некачественно, потому что всё общество отрицательно отнеслось к введению нормы. Одной из причин недовольства граждан явилось отсутствие четкого и ясного разъяснения этой нормы, она написана очень некорректно, считает адвокат. «Ни в законе о дорожном движении, ни в правилах дорожного движения не дано понятие «детских удерживающих устройств», что повлекло распространение в СМИ информации о том, что обязательны только автокресла. Хотя под такими устройствами понимаются и различные бустеры, адаптеры и другие устройства. Также неверным является понятие «иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка», так как такое понятие вообще невозможно как то определить. Конечно, некорректным является довод МВД о том, что отсутствие автокресел является основной причиной несчастных случаев с детьми при ДТП. Если это так, то именно МВД можно и привлечь к ответственности за бездействие в части еще более раннего введения автокресел в правила дорожного движения. То есть, ведомство, имея информацию о необходимости автокресел, не предпринимало никаких действий по включению в закон требований об обязательном их применении.
Отсрочка все-таки нужна Автомобильный эксперт, автор социального проекта «Дорога по понятиям» Жанна Ахметова заметила, что Конвенцию ООН о дорожном движении подписали множество стран, но каждая из них, так или иначе, трактует пункт по детским удерживающим устройствам по-своему. Исходя из потребностей и возможностей своих граждан. В Казахстане изначально нужно было учесть, что очень много многодетных семей. Им нужно не просто кресла покупать, а необходимо менять транспорт. И на это нужно время. Лишь активные пользователи Интернета могли знать о новой норме. «Почему МВД теперь против отсрочки? Потому что это будет второй закон, который они отсрочат или же отменят на время. Вполне возможно, что после этого полетят чьи-то шапки. По поводу детской смертности на дорогах. Действительно, количество погибших и искалеченных детей в машинах своих родителей существенно превышает число сбитых на дорогах. Это очень правильный закон, он нам жизненно необходим! Но и отсрочка, хотя бы на 6 месяцев людям нужна. Мы должны понимать, что отмены закона не будет. В целом я лояльно отношусь к новым правилам. Я бы хотела, чтобы в МВД и старые добрые правила вспомнили. Такое ощущение, что половина из них не знают и 50% пунктов ПДД. Иначе чем объяснить игнорирование стольких нарушителей в городе при постоянном патрулировании? Парковка в два ряда на главных улицах, парковка на пешеходных переходах и на детских площадках? Для того чтобы привлечь этих нарушителей сотрудникам не нужны новые правила, все это есть и в старых. А еще я бы добавила несколько жестких мер. Например, огромный штраф за то, что препятствуют движению машинам скорой помощи и пожарным. Как в Европе, до 500 евро доходит штраф. Очень хотелось бы и у нас видеть врассыпную по обочинам перед спецтранспортом», - заметила она. Глава Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков рассказал, что написал обращение в администрацию президента РК по вопросу отсрочки нормы об автокреслах, хотя считает, что они жизненно необходимы. Однако нужно дать людям время, чтобы решить этот вопрос. По его словам МВД провалило работу по имплементации норм закона в жизнь, все уверения, что была проведена необходимая работа, не выдерживают критики, так как если бы все было сделано грамотно, то такого неприятия этой нормы в обществе не было бы. «Эти нововведения коснулись почти 70% населения Казахстана, но почему мы нигде не видели социальной рекламы, где рассказывалось бы о том, что они вводятся. В общественном транспорте вместо того, чтобы крутить нелепые ролики могли запустить эту информацию. Или по телевидению. Не велась никакая работа со СМИ. Кулуарно собирались, что-то обсуждали, все для галочки. Хорошее автокресло стоит около 20 тыс. тенге, если в семье три-четыре ребенка, которых нужно каждый день отвозить в школу, детский сад, то родители сразу должны выложить по 60-80 тыс тенге. Не все это могут себе позволить. Потом, не все машины под такие кресла предназначены. Нам говорят, что необязательно, чтобы это было автокресло, можно люльки, ремни. Это говорят дилетанты. Наоборот, при ДТП такие ремни могут еще больше навредить ребенку, а не спасти его», - заметил г-н Эдоков.
Ажиотаж спадает, кресла скупают В компании, продающей детские удерживающие устройства «Мир автокресел» в Казахстане kursiv.kz пояснили, что сейчас на рынке появился огромный спектр предложений, включая автокресла, бустеры, люльки. Цены варьируются на бустеры от 6 до 10 тыс. тенге, на люльки от 11 до 16 тыс. тенге, на автокресла стоят от 16 до 50 тыс. «Спрос вырос стремительно. До этого закона, люди вообще не заботились о том, как они перевозят детей. Нехватки уже нет. Она была всего неделю, после введения нормы. Рынок очень быстро отреагировал и теперь предложение отвечает спросу. Сейчас можно за 700 тенге по Алматы в любую точку заказать автокресла. У некоторых компаний даже бесплатная доставка есть. Все автокресла, которые завозятся в Казахстан сертифицированы, европейского качества. Большой спрос на российскую продукцию компании «Крошка и я», завозят устройства из Чехии, Польши, Италии. Ажиотаж спадает, ценовые колебания уже прошли. После того, как ввели закон действительно некачественные китайские кресла продавали за 30.тыс тенге, сейчас уже такого нет. Люди постепенно привыкают», - рассказали в компании «Мир автокресел» в Казахстане. «Люди поняли, что это нужная мера и уже привыкают к новым правилам перевозки детей. В целом новые ПДД особо не отличаются от прежних. К сожалению, почти все изменения имеют ошибки с точки и юридической техники и целесообразности. Уверен, что некоторые новшества будут отменены, а другие будут улучшены», - заметил г-н Сулейменов.
Зачем нужно автокресло? Международные исследования показывают, что когда в автомобиле установлено автокресло для малыша, тогда процент сохранения здоровья от нуля доходит до 54% для детей старше трех лет и 71% для грудничков. В соответствии со стандартом СТ РК 41.44-2012 удерживающее устройство для детей - это совокупность элементов, состоящая из лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления. Они подразделяются на 4 группы и в зависимости от способов крепления на 4 категории.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |